Требования
недискриминационности должны касаться как недискриминационного доступа на рынок
и к инфраструктурным сферам, так и оказания услуг субъектами естественных
монополий на недискриминационных условиях. Решение вопроса об обеспечении этих
требований в электроэнергетике принималось с учетом опыта применения
антимонопольного законодательства, связанного с нарушением этого
законодательства субъектами естественных монополий.
Основные
проблемы обусловлены неравномерным распределением информации между субъектом
естественной монополии и контрагентами данного хозяйственного общества (то есть
те, кто собирается получить услугу, имеют меньший объем информации при
переговорах по сравнению с хозяйствующим субъектом, предоставляющим услугу).
Любые задержки в переговорах (например, при рассмотрении вопроса в
уполномоченном органе власти или в суде) в меньшей степени вредны поставщику
услуги, чем его контрагентам. В то же время неурегулированность взаимоотношений
с отдельными контрагентами не может оказать существенного влияния на экономику
инфраструктурной компании. Вместе с тем, задержка или сбой в получении
инфраструктурных услуг может обернуться существенными убытками или стать
основанием ухода с рынка таких контрагентов. Остается значительная
неопределенность относительно исхода переговоров с инфраструктурной компанией.
В период договорной кампании перспективы ее исхода во многом зависят от «доброй
воли» собственника инфраструктуры. Если же переговоры перешли в плоскость
судебных разбирательств, то говорить о возможности конструктивных
договоренностей становится практически невозможным. Те же компании, которые
могут сравниться с субъектом естественной монополии по уровню принадлежащей им
переговорной силы, имеют возможность заключать договоры на условиях,
предполагающих более или менее равномерное распределение прав и обязанностей
между сторонами.
Рассмотрение
дел о нарушении антимонопольного законодательства (например, злоупотреблений
доминирующим положением) в антимонопольных органах и затем в судах может
занимать достаточно продолжительное время. Поэтому необходимо создание
механизмов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, что было
сделано в результате принятия пакета законов по электроэнергетике. В
законодательство Российской Федерации было внесено две принципиальные поправки;
1. В статью 8 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных
монополиях» было включено положение, в соответствии с которым субъекты естественных
монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить
(реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование
в соответствии с Законом «О естественных монополиях», на недискриминационных
условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
2. В Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» (в пункт 3 статьи 27) было
внесено положение о том, что антимонопольный органможет выдавать предписания,
направленные на предупреждение создания дискриминационных условий, которые по
возможности должны быть ориентированы на конкурсные принципы и могут содержать
требования об обеспечении доступа заинтересованных лиц к информации,
позволяющей им сопоставить условия обращения товара и (или) доступа на рынок, и
(или) публиковать указанную информацию, а также экономические, технические и
иные требования.[13]
Отраслевая
специфика требований недискриминационности на том или ином рынке может быть
отражена в соответствующем законе. При этом правила доступа утверждаются
Правительством Российской Федерации. То есть федеральными законами и иными
нормативными актами Российской Федерации могут устанавливаться требования,
направленные на предупреждение создания дискриминационных условий
(экономические, технические, информационные). Это означает, что для сферы
электроэнергетики могут быть установлены одни требования, я железнодорожного
транспорта - другие, для рынков газа - третьи.
В целях
развития российского газового рынка необходимо внедрение единого режима доступа
ко всем газовым сетям от производителя до конечного потребителя, создание
детализированных правил, регламентирующих все существенные аспекты доступа и
предоставления соответствующих услуг. Это потребует корректировки существующей
нормативной базы, регламентирующей режим доступа.
Существенное
значение для развития конкуренции имеет вопрос о порядке предоставления и
использования информации. Сами возможности конкуренции во многом зависят от
доступности информации. Ограничение доступа к информации служит одной из
наиболее распространенных форм злоупотребления доминирующим положением и
одновременно - наиболее опасной, поскольку оно создает стратегические барьеры
для входа потенциальных конкурентов.
Вопрос о
роли доступа к информации - один из важнейших в реорганизации газового рынка.
Вместе с тем, представляется, что вопросы регламентации доступа должны быть специально
зафиксированы в основополагающих документах развития газового рынка. Требования
доступа к информации в сфере газоснабжения, как и на любом рынке, могут служить
предметом неоднозначной трактовки. С одной стороны, для развития конкуренции
потребители и поставщики газа, добывающие компании должны работать в единой
информационной среде. С другой стороны, требование полного раскрытия информации
очень часто вступает в противоречие с принципом конфиденциальности коммерческой
информации, а также ограничением, касающимся закрытой информации по
соображениям безопасности.
Таким
образом, в рамках позиции МАП России по доработке Концепции развития рынка газа
одно из основных предложений заключается именно в необходимости
совершенствования правил недискриминационного доступа и недискриминационного
оказания соответствующих услуг. Это может быть оформлено в виде изменений и
дополнений в Положение об обеспечении доступа независимых организаций к
газотранспортной системе Открытого акционерного общества «Газпром» и в
Положение об обеспечении доступа организации к местным газораспределительным
сетям. По форме такой документ может быть аналогом Сетевого кодекса,
применяемого в Великобритании.
Если
установленные формализованные и детализированные правила не выполняются, то в
этом случае в процесс включаются соответствующие государственные органы, в том
числе и антимонопольные, которые на основании указанных правил могут оперативно
выдавать решения и предписания, направленные на нормализацию ситуации.
2.2 Инвестиционные процессы
как основа развития нефтегазовых предприятий в условиях глобализации мировой экономики -
зарубежный опыт
В настоящее время экономическая
глобализация как качественно новый этап интернационализации и связанная с ней
либерализация мирохозяйственных связей стали главными факторами мирового
развития, усиливающими взаимовлияние национальных хозяйств друг на друга.
Развитие современных технологий, компьютерной техники, электронных
телекоммуникаций, современных видов транспорта приблизили страны и континенты
друг к другу и создали предпосылки для формирования глобальной экономики,
институциональную основу которой составили международные экономические и
финансовые организации.
Глобализация, в современном
представлении, означает объединение всех народов и государств мира в открытую
систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных
взаимосвязей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий.[14]
Главным фактором или движущей силой
глобализации в сырьевом секторе экономики является устойчивый рост спроса,
производства и потребления природных ресурсов, и в то же время -
территориальная неравномерность их размещения, истощение невозобновляемых
ресурсов, высокая контрастность в экономическом развитии различных стран.
Если действие международных
организаций по регулированию рынков является первой особенностью глобализации,
то второй её особенностью или составной частью можно назвать деятельность
транснациональных корпораций по добыче и переработке сырья. Развитие и
поддержка таких корпораций - дело не только предприятий, но и государств. Они
как бы дополняют рынок и осуществляют доступ к ресурсным возможностям стран, не
располагающих собственными добывающими мощностями.
Как показывает зарубежный
практический опыт, хозяйствующие субъекты развитых стран мира могут за
сравнительно короткие сроки обеспечить высокую конкурентоспособность
производства товаров и услуг путем использования новейших открытий в различных
сферах человеческой деятельности и занять лидирующие позиции на мировых рынках
за счет привлечения альтернативных источников финансирования, рационального
использования инвестиций и применения прогрессивных инструментов управления
инвестиционной деятельностью.
При этом масштабы, структура и
эффективность использования инвестиций во многом предопределяют результаты
хозяйственной деятельности на различных уровнях, состояние, перспективы
развития и конкурентоспособность отраслей экономики и отдельных предприятий.
Таким образом, инвестиционная сфера, первой реагирующая на возникновение
несоответствия между общественными потребностями и экономическими возможностями
их удовлетворения, обеспечивает базу будущих структурных преобразований, делает
акцент на максимизацию вовлечения в производство сырьевых и человеческих
ресурсов.
Поскольку одним из основных средств
обеспечения экономического роста в целом является непосредственно
инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, то исследование проблем
финансирования всегда находится в центре внимания экономической науки.
Комплексный подход к изучению инвестиции предполагает рассмотрение положений,
выработанных в этой области, выявление возможностей их применения в конкретных
экономических условиях. Немалую роль при этом играет изучение расширяющегося
многообразия форм инвестиций.
Любой путь развития экономики
предполагает создание более совершенных производственных систем, что, как
правило, напрямую связано с инвестиционной активностью, в конечном итоге
реализующуюся через инвестиционный процесс
Поэтому в современных условиях крайне
важным является исследование возможности управления инвестициями и, в
частности, инвестиционными программами для эффективного решения различного рода
целевых задач. Необходимо признать, что функция управления инвестициями
является объективным, естественным видом деятельности в процессе управления
производством акционерными обществами, малыми и средними предприятиями и т. д.
С развитием рыночных отношений и различных форм собственности, изменением
государственных функций управления экономикой появилась объективная
необходимость в исследовании эффективности инвестиционного процесса,
направленного на повышение конкурентоспособности, обеспечение стабильности и
устойчивости предприятия, производства и воспроизводства материальных
ценностей, получение дохода хозяйствующими субъектами. В результате проблемы
управления инвестициями приобрели ранг приоритетных в экономической науке, а
вопросы формирования инвестиционного управления организациями - научную и
практическую значимость.
Человечеству необходимо инвестировать
в энергетическую сферу 16 трлн. долл. ДО 2030 г. для сохранения текущего уровня энергообеспечения. Такие данные содержатся в докладе Международного энергетического
агентства (IEA) «Перспективы инвестиций в мировую энергетику», сообщает
американский еженедельник Oil & Gas Joumal. При сохранении имеющихся
тенденций именно такая сумма, составляющая около 1 % мирового ВВП, потребуется
для увеличения производства энергии в соответствии с мировыми потребностями, а
также для поиска и использования альтернативных источников энергии.[15]
Инвестиции в газовый сектор в
рассматриваемый период достигнут 3,1 трлн. долл. или 105 млрд. долл. в год.
Более половины из этой суммы будет направлено в разведку и разработку
месторождений, отмечается в документе. IEA прогнозирует, что инвестиции в
транспортировку, распределительные сети, подземные хранилища газа и мощности по
сжижению газа составят 1,4 трлн. долл. Большая часть газовых инвестиций
позволит увеличить производственные мощности для покрытия мирового спроса на
газ, который к 2030 г. увеличится вдвое. Причем, половина инвестиций будет
сделана странами-членами ОЭСР.
Стратегические приоритеты крупнейших
зарубежных компаний носят сходный между собой характер. Для крупных нефтяных
компаний рост бизнеса представляет больший интерес, чем рост доходности как таковой.
Причины этого следующие:
- нефтегазовым компаниям приходится
все время доказывать свою способность к росту;
- поисково-разведочные работы
сопряжены со значительным риском, главным образом обусловленным
непредсказуемостью геологических характеристик запасов, техническими проблемами
и не стабильностью цен. Факторы риска принимаются в той мере, в какой это
позволяют ожидаемые экономические показатели освоения запасов. Но риски несут в
себе гораздо большую угрозу, если высокая потенциальная прибыльность реально не
сулит существенной материальной отдачи.
Наряду с этим, компании оптимизируют
инвестиционные портфели по географическому и функциональному принципу.
Основным направлением оптимизации
инвестиционных портфелей majors
стало «перетряхивание» активов, связанных с добычей нефти и газа. Такая
стратегия отмечается, начиная примерно с 2002 г. Крупные нефтяные компании все чаще продают свои месторождения. Если раньше нефтяные компании были одержимы идеей
наращивания показателей, связанных с количеством извлеченных баррелей, то
теперь они отказываются от столь одностороннего подхода и стремятся к балансу
между объемами и прибылью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|