на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Анализ и прогнозирование развития российского рынка газа

Требования недискриминационности должны касаться как недискриминационного доступа на рынок и к инфраструктурным сферам, так и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях. Решение вопроса об обеспечении этих требований в электроэнергетике принималось с учетом опыта применения антимонопольного законодательства, связанного с нарушением этого законодательства субъектами естественных монополий.

Основные проблемы обусловлены неравномерным распределением информации между субъектом естественной монополии и контрагентами данного хозяйственного общества (то есть те, кто собирается получить услугу, имеют меньший объем информации при переговорах по сравнению с хозяйствующим субъектом, предоставляющим услугу). Любые задержки в переговорах (например, при рассмотрении вопроса в уполномоченном органе власти или в суде) в меньшей степени вредны поставщику услуги, чем его контрагентам. В то же время неурегулированность взаимоотношений с отдельными контрагентами не может оказать существенного влияния на экономику инфраструктурной компании. Вместе с тем, задержка или сбой в получении инфраструктурных услуг может обернуться существенными убытками или стать основанием ухода с рынка таких контрагентов. Остается значительная неопределенность относительно исхода переговоров с инфраструктурной компанией. В период договорной кампании перспективы ее исхода во многом зависят от «доброй воли» собственника инфраструктуры. Если же переговоры перешли в плоскость судебных разбирательств, то говорить о возможности конструктивных договоренностей становится практически невозможным. Те же компании, которые могут сравниться с субъектом естественной монополии по уровню принадлежащей им переговорной силы, имеют возможность заключать договоры на условиях, предполагающих более или менее равномерное распределение прав и обязанностей между сторонами.

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства (например, злоупотреблений доминирующим положением) в антимонопольных органах и затем в судах может занимать достаточно продолжительное время. Поэтому необходимо создание механизмов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, что было сделано в результате принятия пакета законов по электроэнергетике. В законодательство Российской Федерации было внесено две принципиальные поправки;

1. В статью 8 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» было включено положение, в соответствии с которым субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом «О естественных монополиях», на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

2. В Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в пункт 3 статьи 27) было внесено положение о том, что антимонопольный органможет выдавать предписания, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий, которые по возможности должны быть ориентированы на конкурсные принципы и могут содержать требования об обеспечении доступа заинтересованных лиц к информации, позволяющей им сопоставить условия обращения товара и (или) доступа на рынок, и (или) публиковать указанную информацию, а также экономические, технические и иные требования.[13]

Отраслевая специфика требований недискриминационности на том или ином рынке может быть отражена в соответствующем законе. При этом правила доступа утверждаются Правительством Российской Федерации. То есть федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации могут устанавливаться требования, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий (экономические, технические, информационные). Это означает, что для сферы электроэнергетики могут быть установлены одни требования, я железнодорожного транспорта - другие, для рынков газа - третьи.

В целях развития российского газового рынка необходимо внедрение единого режима доступа ко всем газовым сетям от производителя до конечного потребителя, создание детализированных правил, регламентирующих все существенные аспекты доступа и предоставления соответствующих услуг. Это потребует корректировки существующей нормативной базы, регламентирующей режим доступа.

Существенное значение для развития конкуренции имеет вопрос о порядке предоставления и использования информации. Сами возможности конкуренции во многом зависят от доступности информации. Ограничение доступа к информации служит одной из наиболее распространенных форм злоупотребления доминирующим положением и одновременно - наиболее опасной, поскольку оно создает стратегические барьеры для входа потенциальных конкурентов.

Вопрос о роли доступа к информации - один из важнейших в реорганизации газового рынка. Вместе с тем, представляется, что вопросы регламентации доступа должны быть специально зафиксированы в основополагающих документах развития газового рынка. Требования доступа к информации в сфере газоснабжения, как и на любом рынке, могут служить предметом неоднозначной трактовки. С одной стороны, для развития конкуренции потребители и поставщики газа, добывающие компании должны работать в единой информационной среде. С другой стороны, требование полного раскрытия информации очень часто вступает в противоречие с принципом конфиденциальности коммерческой информации, а также ограничением, касающимся закрытой информации по соображениям безопасности.

Таким образом, в рамках позиции МАП России по доработке Концепции развития рынка газа одно из основных предложений заключается именно в необходимости совершенствования правил недискриминационного доступа и недискриминационного оказания соответствующих услуг. Это может быть оформлено в виде изменений и дополнений в Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Открытого акционерного общества «Газпром» и в Положение об обеспечении доступа организации к местным газораспределительным сетям. По форме такой документ может быть аналогом Сетевого кодекса, применяемого в Великобритании.

Если установленные формализованные и детализированные правила не выполняются, то в этом случае в процесс включаются соответствующие государственные органы, в том числе и антимонопольные, которые на основании указанных правил могут оперативно выдавать решения и предписания, направленные на нормализацию ситуации.

2.2 Инвестиционные процессы как основа развития нефтегазовых предприятий в условиях глобализации мировой экономики - зарубежный опыт

В настоящее время экономическая глобализация как качественно новый этап интернационализации и связанная с ней либерализация мирохозяйственных связей стали главными факторами мирового развития, усиливающими взаимовлияние национальных хозяйств друг на друга. Развитие современных технологий, компьютерной техники, электронных телекоммуникаций, современных видов транспорта приблизили страны и континенты друг к другу и создали предпосылки для формирования глобальной экономики, институциональную основу которой составили международные экономические и финансовые организации.

Глобализация, в современном представлении, означает объединение всех народов и государств мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных взаимосвязей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий.[14]

Главным фактором или движущей силой глобализации в сырьевом секторе экономики является устойчивый рост спроса, производства и потребления природных ресурсов, и в то же время - территориальная неравномерность их размещения, истощение невозобновляемых ресурсов, высокая контрастность в экономическом развитии различных стран.

Если действие международных организаций по регулированию рынков является первой особенностью глобализации, то второй её особенностью или составной частью можно назвать деятельность транснациональных корпораций по добыче и переработке сырья. Развитие и поддержка таких корпораций - дело не только предприятий, но и государств. Они как бы дополняют рынок и осуществляют доступ к ресурсным возможностям стран, не располагающих собственными добывающими мощностями.

Как показывает зарубежный практический опыт, хозяйствующие субъекты развитых стран мира могут за сравнительно короткие сроки обеспечить высокую конкурентоспособность производства товаров и услуг путем использования новейших открытий в различных сферах человеческой деятельности и занять лидирующие позиции на мировых рынках за счет привлечения альтернативных источников финансирования, рационального использования инвестиций и применения прогрессивных инструментов управления инвестиционной деятельностью.

При этом масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом предопределяют результаты хозяйственной деятельности на различных уровнях, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность отраслей экономики и отдельных предприятий. Таким образом, инвестиционная сфера, первой реагирующая на возникновение несоответствия между общественными потребностями и экономическими возможностями их удовлетворения, обеспечивает базу будущих структурных преобразований, делает акцент на максимизацию вовлечения в производство сырьевых и человеческих ресурсов.

Поскольку одним из основных средств обеспечения экономического роста в целом является непосредственно инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, то исследование проблем финансирования всегда находится в центре внимания экономической науки. Комплексный подход к изучению инвестиции предполагает рассмотрение положений, выработанных в этой области, выявление возможностей их применения в конкретных экономических условиях. Немалую роль при этом играет изучение расширяющегося многообразия форм инвестиций.

Любой путь развития экономики предполагает создание более совершенных производственных систем, что, как правило, напрямую связано с инвестиционной активностью, в конечном итоге реализующуюся через инвестиционный процесс

Поэтому в современных условиях крайне важным является исследование возможности управления инвестициями и, в частности, инвестиционными программами для эффективного решения различного рода целевых задач. Необходимо признать, что функция управления инвестициями является объективным, естественным видом деятельности в процессе управления производством акционерными обществами, малыми и средними предприятиями и т. д. С развитием рыночных отношений и различных форм собственности, изменением государственных функций управления экономикой появилась объективная необходимость в исследовании эффективности инвестиционного процесса, направленного на повышение конкурентоспособности, обеспечение стабильности и устойчивости предприятия, производства и воспроизводства материальных ценностей, получение дохода хозяйствующими субъектами. В результате проблемы управления инвестициями приобрели ранг приоритетных в экономической науке, а вопросы формирования инвестиционного управления организациями - научную и практическую значимость.

Человечеству необходимо инвестировать в энергетическую сферу 16 трлн. долл. ДО 2030 г. для сохранения текущего уровня энергообеспечения. Такие данные содержатся в докладе Международного энергетического агентства (IEA) «Перспективы инвестиций в мировую энергетику», сообщает американский еженедельник Oil & Gas Joumal. При сохранении имеющихся тенденций именно такая сумма, составляющая около 1 % мирового ВВП, потребуется для увеличения производства энергии в соответствии с мировыми потребностями, а также для поиска и использования альтернативных источников энергии.[15]

Инвестиции в газовый сектор в рассматриваемый период достигнут 3,1 трлн. долл. или 105 млрд. долл. в год. Более половины из этой суммы будет направлено в разведку и разработку месторождений, отмечается в документе. IEA прогнозирует, что инвестиции в транспортировку, распределительные сети, подземные хранилища газа и мощности по сжижению газа составят 1,4 трлн. долл. Большая часть газовых инвестиций позволит увеличить производственные мощности для покрытия мирового спроса на газ, который к 2030 г. увеличится вдвое. Причем, половина инвестиций будет сделана странами-членами ОЭСР.

Стратегические приоритеты крупнейших зарубежных компаний носят сходный между собой характер. Для крупных нефтяных компаний рост бизнеса представляет больший интерес, чем рост доходности как таковой. Причины этого следующие:

- нефтегазовым компаниям приходится все время доказывать свою способность к росту;

- поисково-разведочные работы сопряжены со значительным риском, главным образом обусловленным непредсказуемостью геологических характеристик запасов, техническими проблемами и не стабильностью цен. Факторы риска принимаются в той мере, в какой это позволяют ожидаемые экономические показатели освоения запасов. Но риски несут в себе гораздо большую угрозу, если высокая потенциальная прибыльность реально не сулит существенной материальной отдачи.

Наряду с этим, компании оптимизируют инвестиционные портфели по географическому и функциональному принципу.

Основным направлением оптимизации инвестиционных портфелей majors стало «перетряхивание» активов, связанных с добычей нефти и газа. Такая стратегия отмечается, начиная примерно с 2002 г. Крупные нефтяные компании все чаще продают свои месторождения. Если раньше нефтяные компании были одержимы идеей наращивания показателей, связанных с количеством извлеченных баррелей, то теперь они отказываются от столь одностороннего подхода и стремятся к балансу между объемами и прибылью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.