на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Билеты по географии за 11 класс

Рациональное природопользова­ние – такой тип взаимоотношения человеческого общества с окру­жающей средой, при котором об­щество управляет своими отноше­ниями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служить создание культурных ландшафтов; применение техноло­гий, позволяющих более полно пе­рерабатывать сырье; повторное ис­пользование отходов производст­ва, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.

Нерациональное природополь­зование – тип взаимоотношения с природой, при котором не учиты­ваются требования охраны окру­жающей среды, ее улучшения (по­требительское отношение к приро­де). Примеры такого отношения – это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истреб­ление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепло­вое загрязнения среды.

В настоящее время большинство стран проводит политику рацио­нального природопользования, соз­даны специальные органы охраны окружающей среды, разрабатываются природоохранные програм­мы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране при­роды, создание международных проектов. Сохранение окружаю­щей среды – важнейшая общече­ловеческая проблема. Совершенст­вование рационального природопользования – одна из основных задач современности.

2.

Западная Европа – это более 20 государств, отличающихся истори­ческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием. Западноевропейский регион – один из мощных центров мировой эконо­мики в современном мире.

ЭГП определяется приморским положением большинства стран, также положением на главных ми­ровых морских путях, ведущих из Европы в Америку, соседским, компактным положением стран по отношению друг к другу; бли­зость ко многим развивающимся странам означает близость к источ­никам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в Западную Ев­ропу дешевую рабочую силу.

Страны региона расположены в благоприятных природных услови­ях: хорошее сочетание равнинных и горных форм рельефа, умерен­ный климат, плодородные почвы. Обеспеченность стран минеральны­ми ресурсами неоднородна. Про­мышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, Франции; угля – в ФРГ (Рурский бассейн), Велико­британии (Уэльский бассейн, Нью-каслский бассейн); железной руды – во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов – в ФРГ, Испании, Италии; калий­ных солей – в ФРГ, Франции и др. Но в виду того, что страны За­падной Европы давно встали на путь промышленного развития, многие месторождения близки к истощению. В отдельных странах остро стоит проблема первичных энергоресурсов. Западная Европа обеспечена минеральным сырьем хуже, чем Северная Америка, что усиливает ее зависимость от им­порта сырья. Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод. Крупные речные артерии – Дунай, Рейн, Луара. В Норвегии 3/^ всей электроэнергии дают гид­роэлектростанции. Характерной чертой региона является практи­чески полное отсутствие естествен­ных ландшафтов.

Для населения стран Западной Европы характерен процесс «ста­рения», что объясняется снижени­ем естественного прироста и увели­чением средней продолжительно­сти жизни. На демографических показателях сказываются послед­ствия второй мировой войны. Из-за этого возникают проблемы в сфере трудовых ресурсов, в облас­ти социального обеспечения пожи­лых людей.

Западная Европа – один из са­мых урбанизированных регионов мира. Лондонская и Парижская агломерации принадлежат к числу самых крупных в мире.

Западная Европа – один из эко­номических центров мира; являет­ся важным финансовым центром (Лондон и Цюрих – финансовые столицы). По темпам экономиче­ского развития регион в послед­ние годы стал отставать от США и Японии. Отставание обнаружилось прежде всего в наукоемких отрас­лях – микроэлектронике, биотех­нологии и др.

Энергетика. Базируется как на собственных ресурсах (нефть и газ шельфа Северного моря, газ Нидерландов, уголь ФРГ и Великобрита­нии), так и на привозных. В стра­нах Северной и Южной Европы большое значение имеют гидроре­сурсы. Исландия использует в ка­честве источников энергии выхо­ды термальных вод. Регион лиди­рует в мире по развитию атомной энергетики.

Черная металлургия. Старые металлургические районы: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. Ори­ентация на импорт железной руды привела к сдвигу предприятий черной металлургии к морю – Таранто в Италии, Дюнкерк во Фран­ции, Бремен в ФРГ.

Цветная металлургия исполь­зует концентраты руд из Африки и Азии. Ее территориальная струк­тура меняется медленнее, чем в черной металлургии.

Машиностроение определяет ин­дустриальное лицо Западной Ев­ропы. Крупнейший в мире про­изводитель и экспортер машин и оборудования, станков, кузнечно-прессового оборудования, оптики. Велико значение транспортного ма­шиностроения, особенно автомоби­лестроения: фирмы «Фольксва­ген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Шве­ция). Машиностроение представ­лено практически в каждом круп­ном городе.

Химическая промышленность. ФРГ производит красители и пла­стмассы, Франция – синтетиче­ский каучук, Бельгия – химиче­ские удобрения и соду, в Швеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии – фармацевтика.

Изменения в географии промы­шленности Западной Европы свя­заны с формированием крупных портово-промышленных комплек­сов (Роттердам в Нидерландах, Марсель во Франции и др.), освое­нием нефтегазоносных месторож­дений Северного моря, индустриа­лизацией менее развитых стран, децентрализации промышленно­сти.

Сельское хозяйство характери­зуется чрезвычайно высокой про­изводительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной тип сельскохозяйственного предприя­тия – ферма. В большинстве стран преобладает животноводство. В За­падной Европе собирают самые вы­сокие в мире урожаи пшеницы. Выращивают ячмень и кукурузу, картофель; из технических куль­тур – сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Италия). В Южной Европе развито виноградарство, выращи­вание маслин, миндаля, граната. Италия – первая страна в мире по производству вин и сбору виногра­да, Испания – по сбору маслин.

Транспорт высокоразвит. Име­ется густая сеть автомобильных дорог. Велика роль морского тран­спорта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург – крупней­шие порты). Растет значение тру­бопроводного и воздушного транс­порта. Большое значение имеет тоннель под Ла-Маншем.

Ведущими странами Западной Европы являются страны – члены «большой семерки» – ФРГ, Фран­ция, Великобритания, Италия.

Для региона характерен высо­кий уровень региональной эконо­мической интеграции, объедине­ние стран в Европейский Союз; от­крытие государственных границ в рамках Единого европейского эко­номического пространства.

3.

По карте плотности населения определите среднюю плотность на­селения указанных стран, объяс­ните различия с учетом того, что на среднюю плотность населения влияют природные, исторические, экономические и демографические причины. Необходимо обратить внимание на ограниченность при­менения показателя средней плот­ности населения.

Билет № 5

1.   Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

2.   Значение транспорта в миро­вом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окру­жающая среда.

3.   Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учи­теля).

1.

Природные ресурсы – компо­ненты природы, которые на дан­ном уровне развития общества ис­пользуются или могут быть ис­пользованы в качестве средств производства и предметов потреб­ления.

Природные ресурсы – катего­рия историческая, связанная с из­менением потребностей и возмож­ностей общества, развитием науки и техники на разных историче­ских этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетиче­ских ресурсов. Существуют разные подходы к классификации природ­ных ресурсов. По происхождению выделяются минеральные, вод­ные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климати­ческие, космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчерпаемые и неисчерпаемые. К пер­вым относятся возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобновимые (минеральные). Ко вторым относятся климатиче­ские, энергия текучей воды, солн­ца, ветра. По способу использования: агроклиматические, энергетические, рекреационные и т. п.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражает­ся запасами из расчета на душу на­селения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования. Оце­нить обеспеченность страны опре­деленным видом природных ресур­сов можно двумя способами. Пер­вый: разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить ко­личество лет, на которые данного ресурса должно хватить. Второй:

разделить количество запасов дан­ного ресурса на численность насе­ления страны и узнать, какое количество данного ресурса прихо­дится на душу населения. Количественно оценив ресурсообеспеченность страны, необходимо сделать выводы о степени ее обеспеченно­сти данным ресурсом.

2.

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производ­ства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на разме­щение производства, способствует развитию специализации и коопе­рирования, а также развитию ин­теграционных процессов.

Все пути сообщения, транспорт­ные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, вы­росла грузоподъемность, умножил­ся подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможно­сти транспортировки различных грузов.

Сухопутный транспорт. Желез­нодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась, но остается важной в перевозке массовых промышлен­ных и сельскохозяйственных гру­зов. Около 11' ^ общей длины желез­ных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железно­дорожной сети выделяется Европа.

Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико зна­чение в междугородных и между­народных перевозках. По длине ав­томобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте – Европа и Япония.

Трубопроводный: получил бы­строе развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Ка­нада).

Водный транспорт. Морской: обслуживает */^ всей международ­ной торговли, перевозит налив­ные, навалочные, насыпные гру­зы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объяс­няется тем, что под флагами этих стран плавают суда других круп­ных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гам­бург, Лос-Анджелес и др.). По раз­мерам морских перевозок выделя­ется Атлантический океан. Огром­ное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Внутренний водный: по грузо­обороту выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерлан­ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в России). Главный район озерного судоходства – Великие озера США и Канада.

Воздушный транспорт – самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтиненталь­ных перевозках. Крупные авиаци­онные державы США, Россия, Япония, Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира «О'Хара» (Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (То­кио) и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) пере­стали быть непреодолимыми. Про­биваются тоннели в скалах, про­кладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные вод­ные пути. Но одновременно растет отрицательное воздействие транс­порта на природу (тепловое, шумо­вое, химическое и др. виды загрязнений). Многие страны принима­ют меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

3.

По статистическим данным оп­ределите естественный прирост для указанных стран. Естествен­ный прирост является разницей между рождаемостью и смертно­стью. Сравните естественный при­рост указанных стран. Сделайте выводы, учитывая, что на естест­венный прирост влияет социально-экономический фактор и уровень жизни населения. Нельзя забы­вать о механическом приросте на­селения (миграциях), который в отдельных странах играет боль­шую роль.

Билет № 6

1.   Минеральные ресурсы. Ви­ды минеральных ресурсов. Обес­печенность, закономерности раз­мещения. Страны, выделяющиеся по запасам основных видов мине­ральных ресурсов. Проблемы ра­ционального использования.

2.   Общая экономико-географи­ческая характеристика одной из стран Западной Европы.

3.   Сравнительная характери­стика по картам транспортных систем двух стран (по выбору учи­теля).

1.

Минеральные ресурсы – это природные вещества минерально­го происхождения, используемые для получения энергии, сырья, ма­териалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для ми­неральных ресурсов характерны: резкая неравномерность размеще­ния, невозобновляемость конкрет­ных месторождений, возможность восполнения путем разведки и ос­воения новых месторождений. В настоящее время используется бо­лее 200 видов минеральных ресур­сов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут раз­меры добычи и разрабатываются новые месторождения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.