Границы участка
изысканий определяются не только минимальной глубиной судна, но и безопасность
маневрирования судна с буксируемым оборудованием, а так же методикой работ.
Оптимальная
высота буксировки гидролокатора должна соответствовать условию 10 – 20 % от
полосы обзора. То есть при полосе обзора 200 метров, гидролокатор должен буксироваться в пределах 20 – 30 метров от дна.
Для исключения сильных
помех от кильватерной струи гидролокатор должен буксироваться на 3 -4 метра
ниже нее, т.е. на глубине не меньше 20 -25 метров. Таким образом, с учетом оптимальной высоты буксировки гидролокатора над дном, морская
часть трассы будет отрабатываться с глубины 25 - 30 метров.
Кроме этого на
расстоянии 500 – 1000 метров от берега будет обеспечено безопасный разворот
судна.
4
СВЕДЕНИЯ О РАНЕЕ
ВЫПОЛНЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Этап
специализированного инженерно-геологического изучения нефтегазоперспективных
площадей Западно-Арктического шельфа России (начало 1980-х годов – настоящее
время) связан с началом целенаправленных работ на нефтегазоперспективных
площадях Баренцево -Карского шельфа основанной в 1980 году в составе
Всесоюзного НИИ морской геологии и геофизики «ВНИИМОРГЕО» Арктической
комплексной морской геологической экспедицией (АКМГЭ, с 1988 – АМИГЭ). На
первых этапах деятельности в АКМГЭ использовались сейсмоакустические методы (в
основном, метод одноканального непрерывного сейсмоакустического профилирования
НСП), эхолотирования, реже – гидролокация бокового обзора (ГЛБО), опробование
донных отложений лёгкими техническими средствами (ЛТС), лабораторные
определения физико-механических свойств грунтов. С 1982 года АКМГЭ начинает
использовать при инженерно-геологических исследованиях специализированные
буровые суда, на которых осуществляется инженерно-геологическое бурение,
делается интерпретация геофизических данных, даётся инженерно-геологическая
характеристика грунтов при их испытаниях в естественных условиях (in situ) и
судовой лаборатории.
С 1986 года
при инженерно-геологических работах начинает использоваться многоканальное
цифровое сейсмоакустическое профилирование и появляется техническая возможность
бурения инженерно-геологических скважин на участках шельфа до 300 м, что позволило проводить бурение на глубоководной Штокмановской площади.
В общей
сложности АМИГЭ в эти годы проводит инженерно-геологические исследования с
детальностью от 1 : 1 000 000 до 1 : 50 000 на большинстве
нефтегазоперспективных площадей Западно-Арктического шельфа России.
Дополнительно проводятся детальные инженерно-геологические изыскания масштаба 1
: 10 000 и 1 : 5 000 на более чем 90 площадках проектируемых нефтегазопоисковых
скважин глубокого бурения (для постановки и эксплуатации буровых судов,
полупогружных и самоподъёмных буровых установок). Проведены
инженерно-геологические изыскания под ледостойкие платформы на Приразломной и
Варандейской структурах и под три варианта трассы продуктопровода «ШГКМ
-п.Териберка». В результате проведённых АМИГЭ инженерно-геологических
исследований составлены карты различных масштабов: рельефа дна, донных грунтов,
геологические, геоморфологические и инженерно-геологические.
В общей
сложности в период с начала 1980-х годов по настоящее время «АМИГЭ» выполнило
инженерно-геологические съемки масштабов от 1:100 000 до 1:10 000 как
на площади месторождения, так и в границах предполагаемого строительства трасс
продуктопровода Штокмановское ГКМ ‑ Кольский полуостров. Проведенные
комплексы полевых работ включали инженерно-геологическое бурение и СРТ,
пробоотбор ЛТС, сейсмоакустическое профилирование, эхолотирование, гидролокацию
бокового обзора, наблюдения за течениями, уровнем моря, волнением.
В
результате работ для площади и отдельных площадок были построены карты:
батиметрическая, инженерно ‑ геологическая, мощностей новейших отложений
и отдельных комплексов плиоцен - четвертичной толщи, а также некоторые другие
дополнительные карты (литологии приповерхностных отложений, расчлененности
рельефа и т.п.). Были также изучены в достаточном объеме физико ‑
механические свойства отложений верхней (на глубину до 135 метров от поверхности дна) части разреза.
1.
В
1993-1994 г.г. ГУ АМИГЭ выполнены инженерные изыскания площадок и трасс
продуктопроводов ШГКМ – побережье (Технический отчет 1994 года). Одним из
изученных вариантов газопровода был вариант на губу Опасова.
2.
В
2007 году по этой трассе выполнены геофизические работы, включающие проведение
непрерывного сейсмоакустического профилирования (НСП) в двух вариантах – НСП
«Спаркер» и НСП «X-Star».
3.
Одновременно
с этим выполнена детальная батиметрическая съемка рельефа морского дна с
помощью многолучевого эхолота Reson
SeaBat 8111.
1.
Условные обозначения: границы площадей инженерно-геологических
исследований масштаба 1:200000-1:50000, изученных: 1 – АМИГЭ (до 1988 г. – АКМГЭ НПО «Союзморинжгеология»), 2 – МАГЭ (до 1981 г. – КМАГЭ НПО «Севморгеология»), 3 – трест «Севморнефтегазгеофизразведка» (до 1985 г. – ММГГНЭ ВМНПО «Союзморгео»), 4 – БМГГЭ ВМНПО «Союзморгео» и ВНИИморгео; 5 – название
площадей; 6 – инженерно-геологические скважины; 7 – станции пробоотбора
Международной морской экспедиции (1993 г.); 8 – станции проотбора ПМГРЭ (1996 г.); трассы проектируемого газопровода, изученные детальной
инженерно-геологической съёмкой: 9 – НПО «Севморгео» и ВНИИморгео (1976 г.), 10 -АМИГЭ (1988-1989 гг.).
В рамках
реализации программы изысканий рекогносцировочной стадии, в ходе работ первой
фазы, в период с декабря 2005 г. по февраль 2006 г. было выполнено:
§
3 207 км промера дна многолучевым
эхолотом;
§
960 км акустического
профилирования.
В ходе
работ второй фазы рекогносцировочной стадии, в период с сентября 2006 г. по ноябрь 2006 г. было выполнено:
§
3 900 км промера дна многолучевым
эхолотом;
§
3 117 км акустического
профилирования.
Подготовлен
отчет по работам рекогносцировочной стадии: «Phases 1,2 Reconnaissance Survey, Geophysical Survey Report».
Отчет содержит текстовую часть с описанием выполненных работ и картографический
материал по двум вариантам трассы трубопровода:
·
Обзорная
карта района работ. Масштаб 1:500000 – Обзорная карта по результатам съемки.
Общий план расположения планшетов.
·
Обзорные
карты – Общая площадь съемки. Масштаб 1:100000 – Серия обзорных батиметрических
карт по площади съемки. Восемь карт с двумя панелями: батиметрическая карта с
изобатами и теневое изображение поверхности дна (DTM).
·
Обзорные
карты – Прибрежный район. Масштаб 1:50000 – Батиметрические обзорные карты
прибрежного района. Три карты с двумя панелями: батиметрическая карта с
изобатами и теневое изображение поверхности дна (DTM).
·
Обзорные
карты – Прибрежный район. Масштаб 1:20000 – Обзорные карты фьорда Ура губа.
Карта с тремя панелями: батиметрическая
карта с изобатами, теневое (DTM)
и градиентное изображение поверхности дна.
·
Планшетные
карты – Коридоры трасс. Масштаб 1:10000 – Планшетные карты по трем вариантам
трассы с изображенными: батиметрической картой с изобатами, теневым (DTM)
изображением поверхности дна и продольным вертикальным профилем с/без
сейсмограмм:
·
Основной
вариант трассы 62 карты;
·
Альтернативный
вариант трассы 62 карты;
·
Участок
перехода от альтернативного к основному варианту трассы 8 карт.
Полученные
данные послужили основой для выбора трассы, вдоль которой в 2007 году были
выполнены изыскания в объеме 2537 км.
На площади
строительства ПДК, в 2007 году были выполнены геофизические изыскания по двум
различным методикам:
·
НИС «Академик Страхов». В июле-августе были выполнены площадные
работы (площадь 20 х 16 км, шаг между профилями 200 м), в объеме 1700 км. В состав работ входили – многолучевое эхолотирование, низкочастотное
сейсмоакустическое профилирование с электроискровым излучателем «спаркер»,
двумя пъезокерамическими chirp - излучателями c различными диапазонами частот. Была достигнута глубина освещения
геологического разреза до 150 метров, выявлен и оконтурен «газовый карман» в
районе строительства платформы № 1, выявлены признаки неотектонических
процессов. Построены карты масштаба 1:25000.
·
НИС «Академик Голицын». В августе – ноябре выполнялись работы по
двум детальным площадкам (№ 1 – 5 х 5 км и № 2 – 5 х 4 км, шаг между профилями 50 метров) и трассе трубопровода ШГКМ - Видяево. В состав работ входили –
многолучевое эхолотирование, высокочастотное сейсмоакустическое профилирование
с глубоко буксируемого аппарата, гидролокация бокового обзора, магнитометрия.
Были обнаружены конусообразные углубления в дне (Pockmark),
многочисленные объекты на дне (вероятно валуны).
Построены карты масштаба 1:5000, 1:10000.
5
ХАРАКТЕРИСТИКА
УСЛОВИЙ РАЙОНА РАБОТ
Гидрометеорологические
условия на акватории Штокмановского ГКМ представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Исходные гидрометеорологические данные на площади Штокмановского ГКМ
Параметр
|
Величина
|
1
|
2
|
Метеорологические
условия
|
Температура
воздуха, °С:
-абс.
максимум
-абс.
минимум
|
+24
-25
|
Средняя
температура самой холодной пятидневки, °С |
-16.-18 |
Скорость
ветра, м/с, (10 м над поверхностью моря), возможная 1 раз в100 лет, с
осреднением за:
10 мин
2 мин
2
сек(в порывах)
|
35,9
39,0
46,8
|
Видимость,
количество дней с туманами в месяц:
-максимум
-минимум
|
19
1
|
Осадки,
максимум |
60 мм (декабрь, январь) |
Высота
снежного покрова, мин./ср./макс., см |
30/35/46 |
Продолжительность
навигационного периода (дни):
-максимальная
-средняя
-минимальная
|
365
297
201
|
Обледенение:
Толщина гололеда, отложившегося на сооружении при морском брызговом
обледенении, мм:
-средняя
-максимальная
|
69,3
(декабрь-март)
92,4
(ноябрь-апрель)
|
Гидрологические
условия
|
Температура
воды (°С)
мин/макс.
-на
поверхности
-у
дна
|
-1,7/8,2
-1,7/0,88
|
Максимальное
изменение уровня моря относительно среднего, возможное 1 раз в100 лет:
-повышение
(м)
-понижение
(м)
|
1,03
-1,35
|
Волнение,
расчетные параметры ветрового волнения повторяемостью 1 раз в100 лет: |
|
•
высота волны, возможной один раз в100 лет, м:
-
0,1% обеспеченности
- 1%
обеспеченности
- 13%
обеспеченности
-средней
|
26,1
21,4
14,5
9,0
|
•
период волны, возможной один раз в100 лет, с:
-
0,1% обеспеченности
- 1%
обеспеченности
- 13%
обеспеченности
-
средней
|
17,6
17,3
16,1
15,3
|
•
длина волны, возможной один раз в100 лет, м:
- 0,1%
обеспеченности
- 1%
обеспеченности
- 13%
обеспеченности
-
средней
|
483
466
403
365
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|