на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Анализ и перспективы развития лизинговых операций

Планируя сделку с лизингополучателем из другого региона, специалистам лизинговой компании необходимо принимать во внимание тот факт, что накладные расходы на заключение такой сделки могут достигать значительных размеров, причём не только на первоначальном этапе заключения сделки, но и на этапе её осуществления. Например, обязательным условием лизинговых контрактов, заключённых компанией РУСТ (Санкт Петербург), является ежемесячная инспекция лизингового имущества. Представьте себе, во сколько обойдутся лизинговой компании такие ежемесячные инспекции, если залоговое имущество будет находиться в других регионах.

Рекомендации по минимизации рисков:

Сосредоточенность СБ на одном регионе позволит ей значительно экономить накладные расходы, так как не будет необходимости в командировках специалистов, в междугородних телефонных переговорах и других подобных затратах.

Однако в этом случае, во-первых, клиентская база компании ограничена одним регионом, во-вторых, компания принимает на себя все специфические региональные риски и попадает в полную зависимость от общей ситуации в этом регионе. Кроме того, при появлении сильного конкурента в том же регионе позиции компании могут существенно ухудшиться.

Подход "по типу предприятий":

Во многих регионах работают лизинговые компании, которые специализируются на работе с малым бизнесом. Обычно такие компании финансируются специализированными структурами (например, региональными Фондами Поддержки Предпринимательства). Однако это не значит, что если среди учредителей компании не присутствует структура, которая поддерживает малый бизнес, лизинговой компании следует сосредоточиться исключительно на крупных предприятиях. Руководитель Московской Лизинговой Компании считает, что работа с малыми предприятиями в целом не более рисковая, чем с крупными предприятиями. Дело в том, что у компании, которая работает с малыми предприятиями, происходит уменьшение кредитного риска за счёт распределения риска между большим количеством лизингополучателей.

Можно отметить ещё один интересный момент: малые предприятия по российскому законодательству определяются в зависимости от числа сотрудников и доли участия акционеров. А такой показатель, как объём выручки, во внимание не принимается. Так что даже несмотря на то, что по законодательству данное предприятие относится к малому, объём выручки у него может быть больше, чем у некоторых простаивающих крупных промышленных предприятий. Вообще, по мнению руководителя Московской Лизинговой Компании, главное - это соотносить объём финансирования проекта с реальными денежными потоками данного предприятия. Если лизинговая компания, специализирующаяся на сделках с малыми предприятиями, придерживается этого принципа, то портфель лизинговых проектов у такой компании не более рисковый, чем у лизинговых компаний, работающих с крупными клиентами.

Конечно, можно привести и примеры увеличения кредитного риска лизинговых компаний, специализирующихся на работе с малыми и средними предприятиями. Данный сектор отличается бόльшим числом недавно образованных компаний, поэтому у малых предприятий чаще всего не существует кредитной истории. Как правило, они испытывают трудности с предоставлением залога.

Ещё одна особенность работы с малыми предприятиями: объём лизингового проекта, как правило, значительно превышает обороты по текущей деятельности предприятия, причём часто лизинговое оборудование является основным в производственном процессе. Лизинговые платежи будут выплачиваться из денежных средств, генерируемых использованием именно этого оборудования. Так что перспектива получения лизинговых платежей на все 100% зависит от успеха проекта. Таким образом, работая с малыми предприятиями, лизинговые компании в большинстве случаев принимают на себя ещё и всё многообразие проектных рисков лизингополучателя.

Рекомендации по минимизации рисков:

Лизинговым компаниям, работающим в данном секторе, необходимо уделять повышенное внимание анализу бизнес-планов потенциальных клиентов, в частности разделу маркетинга. Ведь именно прогноз по объёму реализации является исходной точкой для расчёта прогнозных денежных потоков лизингополучателя.

Подход "по объёму финансирования":

Как правило, у лизинговой компании устанавливается определённый "коридор" по объёму финансирования, в рамках которого она и заключает сделки. Это в большой степени является следствием и выбранного типа имущества, и типа предприятий, с которыми работает данная компания. В данном случае хотелось бы дать следующие рекомендации по объёму финансирования сделок. Обычно при определении минимального размера сделки лизинговая компания исходит из окупаемости затрат компании на подготовку и реализацию проекта. Что же касается максимального объёма сделки, то, например, в уставе одной из лизинговых компаний, учреждённых МФК, приводятся такие параметры, ограничивающие долю заёмщиков в портфеле лизинговых проектов: доля одного заёмщика не должна превышать 20%, а доля одной группы компаний не может быть больше 25% от собственного капитала.

Рекомендации МФК по формированию лизингового портфеля с минимальным уровнем риска:[5]

Международная Финансовая Корпорация работает на рынке лизинговых услуг уже более 20 лет. За это время она участвовала в 67 лизинговых проектах в 36 странах мира. Одним из "уроков", извлечённых МФК в процессе своей работы с лизинговыми компаниями, явились обязательные требования об ограничении доли одной компании или группы компаний в портфеле лизинговых проектов, а также ограничения по спектру оборудования, которым рекомендуется заниматься лизинговой компании.

Ограничения по отрасли и типу имущества:

Некоторые лизинговые компании, в финансировании которых участвовала МФК, специализировались на определённом виде имущества (например, медицинском оборудовании). Однако это, скорее, исключение из правила. МФК предпочитает, чтобы деятельность лизинговой компании была диверсифицирована, причём максимальная концентрация на одном секторе не должна превышать 25-30% от объёма лизингового портфеля.

Как правило, МФК предъявляет чёткие требования к типу имущества, которое компания может сдавать в лизинг. Лизинговое имущество должно быть экономической единицей, которую легко идентифицировать и изъять, и которая по истечении срока действия лизинга может быть либо передана в аренду, либо реализована на вторичном рынке. В случае, если компания будет разрабатывать контракты на специализированное оборудование, или оборудование, подверженное быстрому моральному устареванию, специалисты лизинговой компании должны подходить к заключению данных сделок с большей осторожностью. Лизинговые компании, в деятельности которых участвует МФК, обычно не занимаются операциями с недвижимостью.

Ограничения по поставщикам:

Помимо того, что МФК, как правило, не вкладывает средства в лизинговые компании, образованные при поставщиках оборудования, она предъявляет требования по диверсификации поставщиков. В качестве примера можно упомянуть компанию, созданную в Латинской Америке, устав которой вводил ограничение на максимальную долю одного поставщика в портфеле лизинговых контрактов. Планировалось, что к концу первого года деятельности компании доля одного поставщика не должна была превышать 50% портфеля лизинговых проектов, а к концу второго года деятельности эта доля должна была сократиться до 40%.

Ограничения по стоимости имущества:

Часто уставом лизинговой компании с участием МФК вводится следующая зависимость: объём лизинговой сделки не должен превышать 40-50% от величины общих активов лизингополучателя.

Естественно, что каждый конкретный случай инвестирования в лизинговую компанию имеет свои особенности. Кроме того, обычно в руководствах по деятельности лизинговых компаний, созданных с участием МФК, имеются дополнительные положения, регулирующие повседневную деятельность компании. Вообще, подход МФК к формированию портфеля лизинговых проектов характеризуется высокой степенью диверсификации как по типу оборудования, так и по клиентам.

Специализация или универсальность?

Как уже говорилось в начале параграфа, часто российские лизинговые компании не вольны в выборе стратегии формировании портфеля лизинговых проектов. Большое влияние на деятельность лизинговой компании оказывает состав её акционеров, а также источники привлечения ресурсов.

Однако на российском рынке существуют и "независимые" лизинговые компании, которые сами решили выбрать стратегией своего развития специализацию. Примечательно то, что некоторые специализированные компании планируют в будущем диверсифицировать свою деятельность. По-видимому, эти компании стремятся к проведению стратегии "разумной универсальности", которая, с одной стороны, позволила бы им расширить круг клиентов и снизить риски, связанные с концентрацией портфеля, а с другой стороны не обременила бы их высокими накладными расходами, дополнительными затратами на обучение персонала, усложнённой организационной структурой.

Как универсальным, так и специализированным лизинговым компаниям необходимо постоянно наблюдать за развитием своего портфеля лизинговых сделок. При этом следует оценивать его текущее состояние, анализировать ситуацию, складывающуюся на рынке, прогнозировать направления развития отраслей экономики. Таким образом, предвидя неблагоприятные тенденции в одном секторе экономики, можно будет вовремя скорректировать политику компании по формированию портфеля лизинговых проектов, и снизить связанные с этим риски.

3.3 Опыт управления рисками, связанными с лизинговым имуществом

Схемы buy-back по лизинговым контрактам практикуются лишь некоторыми лизинговыми компаниями СНГ. Например, группа Приорлизинг приступила к активной реализации программы "Помощь в продажах". Программа реализуется с целью расширения сферы услуг и увеличения объема инвестиций и основана на тесном партнерстве с рядом поставщиков продукции. За годы своей деятельности у предприятий группы образовались тесные деловые контакты с основными поставщиками различного рода продукции производственного и технологического назначения. На основе этих контактов специалистами группы был отобран ряд сбытовых организаций, чья продукция пользуется постоянным спросом. Выбор проводился с учетом технических и качественных требований, предъявляемых потенциальными клиентами к объектам лизинга, срокам поставки и условий оплаты. Особое внимание уделялось репутации поставщика на рынке, наличию служб сервиса и реальной возможности оказывать услуги по реализации собственной продукции бывшей в употреблении на вторичном рынке. Последнее требование связано с тем, что наличие такого условия является своего рода фактором снижения инвестиционных рисков при финансировании лизинговой операции. В договорах поставки обязательно присутствует условие "buy back" (обратный выкуп). Это позволяет равномерно распределить инвестиционные риски между всеми участниками лизинговой сделки: поставщиком, лизингодателем, страховой организацией, банком и лизингополучателем. Условие "buy back" в договоре поставки позволяет лизингодателю существенно снизить требования по обеспечению сделки со стороны инвесторов и получать значительные скидки на страховые тарифы. Все это в итоге положительно влияет на размер стоимости лизинговых услуг, делая их более привлекательными, чем прямые инвестиции. В рамках выполнения названной программы в текущем году Приорлизинг подписал Генеральные соглашения о стратегическом партнерстве в области реализации коммерческого автотранспорта с фирмами "Атлант-М", "Холпи", "Лада-ОМС"; компьютерной, вычислительной техники и программного обеспечения с фирмами "Компьютеры и периферия", "БелАВМ", "Системные технологии"; офисного и торгового оборудования с "Юрате-систем", "Трайдлайн", "Атлас Интернейшенел". [6]

Компания Hewlett Packard[7] – производитель и поставщик компьютерного оборудования, оргтехники и услуг по их пользованию и обслуживанию – для удобства работы со своими клиентами имеет Отдел Финансирования Технологий. Отдел предлагает своим клиентам широкий спектр услуг по финансированию покупки продукции Hewlett Packard. Это позволяет компании максимально учитывать интересы клиентов, предлагая им выбрать наиболее подходящую схему финансирования покупки с учетом их финансовых возможностей. В результате такой подход положительно сказывается на росте объема продаж компании. Головной офис финансовой компании Hewlett Packard зарегистрирован на территории Ирландии. Там же находится и банк компании, предоставляющий финансирование по лизинговым сделкам в странах Западной Европы.

В России Отдел Финансирования Технологий начал работу в 1992 году в рамках компании ЗАО «Хьюлетт-Паккард А.О.». Отдел активно работает на российском рынке, предлагая клиентам Hewlett Packard гибкие схемы финансирования покупки продукции компании. Среди этих финансовых инструментов наиболее часто используемые это продажа в кредит и, в течение последних двух лет, лизинг оборудования.

Лизинг для компании Hewlett Packard наравне с другими финансовыми схемами представляет собой дополнительную возможность увеличить объем продаж. Начиная работать на российском рынке, компания Hewlett Packard искала возможность сотрудничества с существующими на тот момент российскими лизинговыми компаниями и банками, как это делают другие зарубежные поставщики. Но опыт других поставщиков и проведенные исследования рынка лизинговых услуг показали, что в России эффективнее будет работать через свою лизинговую компанию - ЗАО «Хьюлетт-Паккард». Сегодня наличие собственной лизинговой компании дает Hewlett Packard некоторые преимущества по сравнению с другими поставщиками оборудования, работающими на российском рынке. Прежде всего это удобство для клиента работы с компанией: клиент работает и с поставщиком оборудования и лизинговой компанией в одном лице.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.