Дипломная работа: Анализ особенностей содержания и организации социальной работы с молодежью на предприятии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I.
Теоретические основы исследуемой проблемы
1.1
Молодежь
как социально-демографическая группа. Положение современной молодежи на рынке
труда
1.2
Молодежная
политика как часть социальной политики предприятия
Выводы по Главе I
Глава II.
Содержание и организация социальной работы с молодежью в рамках промышленного
предприятия
2.1 Опыт социальной работы с молодежью на
промышленных предприятиях
2.2 Результаты эмпирического исследования
2.3 Разработка программы развития деловых,
личностных и лидерских качеств молодых работников промышленного предприятия
Выводы по Главе II
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Важной
стратегической составляющей общества является работающая молодежь. Интенсивная
адаптация молодых граждан к различным формам социальных отношений, начало
активной реализации ими своих прав и обязанностей, своего жизненного
потенциала, приходится на возраст от 17 до 30 лет. Именно в этом возрасте
молодые люди, начинают свою трудовой деятельность, активно совершенствуют
профессиональное мастерство, создают семьи и воспитывают детей.
Работающая
молодежь сегодня является весьма многочисленной социальной группой, важнейшим
социальным ресурсом и основной движущей силой развития российского общества.
Проблемы ее социально-экономического статуса и оценка молодежью своего
положения всегда были актуальны. При рассмотрении молодежи как социальной
группы нужно отметить, что это не только далекое будущее, но и так называемое
живое настоящее, и именно поэтому необходимо понять, насколько уже сегодня эта
группа молодого поколения определяет содержание и характер ближайшего будущего.
В нашей работе речь идет о работающей на промышленных предприятиях молодежи.
К
работающей молодежи мы отнесли молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет,
получивших рабочую профессию в общеобразовательных учреждениях начального
профессионального образования, на производстве путем индивидуального,
бригадного, курсового и других форм профессионального обучения, либо в учебных
центрах органов по вопросам занятости, а также профессию техника – в средних
специальных учебных заведениях или специалиста – в вузах. Причем нас интересуют
преимущественно молодые люди, работающие на промышленном предприятии.
Таким
образом, объектом исследования выступает молодежь в возрасте от 18 до 30 лет.
Предметом
исследования является социальная работа с молодежью на промышленном предприятии.
Итак,
целью данной работы является изучение особенностей содержания и организации социальной
работы с молодежью на промышленном предприятии.
Для
достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
-
изучить научную литературу по данной проблеме;
-
выявить основные проблемы работающей молодежи;
-
рассмотреть сущность и принципы молодежной политики промышленных предприятий;
-
изучить опыт деятельности молодежных общественных организаций, действующих на
промышленных предприятиях;
-
провести эмпирическое исследование;
-
разработать программу развития деловых, личностных и лидерских качеств молодых
работников промышленного предприятия.
Гипотеза: социальная
работа с молодежью на промышленном предприятии будет более качественной и
эффективной, если:
1)
будет
осуществляться посредством деятельности молодежных общественных организаций;
2)
будут
разработаны и реализованы программы для профессиональной адаптации и развития
деловых, личностных и лидерских качеств молодых работников промышленных
предприятий.
Методы
исследования: анализ научной литературы, анкетирование, обобщение опыта, беседа.
Базой
исследования выступает ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».
Практическая
значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в
процессе реализации социальной работы с молодежью на промышленных предприятиях.
В
структуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение,
список литературы и приложение.
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1
Молодежь как социально-демографическая группа. Положение
современной молодежи на рынке труда
Одно
из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:
«Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в
более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные,
культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных
исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30
лет» (25, с. 19).
Именно по данным ученых
приблизительно с 14 лет молодое лицо начинает осознавать собственные социальные
права, место в обществе, свое назначение. До 18 лет практически завершается
формирование основных психофизических особенностей человека, а до 24
прекращаются процессы роста человеческого организма, и формируется социальный
статус лица, которое предусматривает, например, получения к этому возрасту
образования и определенной профессии, прохождения обязательной военной службы и
приобретения определенного трудового и жизненного опыта.
Стоит отметить, что для молодежи
характерны неустойчивость и противоречивость сознания, которые, в свою очередь,
оказывают влияние на многие формы поведения и деятельность личности. Молодёжное
сознание определяется рядом объективных обстоятельств (16, с. 125).
Во-первых, в современных условиях
усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали
критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в
самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением
профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной
независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и
неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком
системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть
ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в
другой.
Во-вторых, становление социальной
зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных
факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации,
молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и
механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый
из них выполняет свои специфические функции в развитии личности (16, с. 127).
К числу особо тревожных тенденций
современной ситуации в молодежной сфере относится: отставание уровня
образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее
падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение
числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и
неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей,
профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение
интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки,
отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны (41, с. 23).
Внедрение рыночных отношений, а
также финансово-экономический кризис обострили проблему социальной защищенности
молодежи в сфере труда.
На сегодняшний день ситуация на
российском рынке труда характеризуется, по крайней мере, двумя негативными
явлениями для молодых специалистов:
- в государственных структурах
по-прежнему сохраняется низкий уровень оплаты труда специалистов с высшим
образованием;
- в коммерческой сфере выпускникам
вузов чаще всего предоставляется высокооплачиваемая работа, но чаще всего эта
работа не требует высокой квалификации и интеллектуального потенциала.
Это угрожает отраслям
промышленности, науки, социальной сферы, образования потерей молодых,
перспективных потенциальных сотрудников, а тем, кто уходит в коммерцию -
депрофессионализацией. Происходит обесценивание знаний соответствующих
специальностей, по которым осуществляется подготовка в учебных заведениях.
Вместе с тем, на рынке труда
утвердились новые, ранее не характерные для российского общества профессии
маркетологов, менеджеров, рекламистов, PR-менеджеров, банковских служащих и так
далее. Меняется иерархия престижа профессий в общественном сознании.
Кроме того, незащищенность молодых
людей в трудовой сфере объясняется сохраняющейся нестабильностью экономики,
существующей системой профессиональной подготовки, несовершенством трудового
законодательства, снижением потребности работодателей в молодежных трудовых
ресурсах. Социальными последствиями этих процессов становятся нищета, распад
трудового ресурса, молодежные девиации. Поэтому проблемы трудовой занятости
молодежи требуют поиска эффективного механизма их решения, который должен
урегулировать вхождение и эффективное функционирование молодежи на рынке труда.
Прежде всего, для этого необходимо: улучшить профессиональную ориентацию
молодежи со школы; преодолеть рассогласованность между существующей системой
профессионального образования и потребностями рынка труда в молодых кадрах; своевременно
формировать региональные заказы на подготовку специалистов; разработать
предложения по повышению качества переподготовки кадров с учетом потребностей
рыночной экономики и в целом сформировать такую систему новых трудовых
отношений, которая была бы ориентирована на молодежь (41, с. 44).
Особенность положения молодых
специалистов на рынке труда России, как и молодежи в целом, определяется рядом
факторов.
·
сохранение стереотипов: многие работодатели негативно
оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой
деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе,
излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, то есть все то, что
свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его
социализации в обществе. Наличие опыта работы и стажа работы по специальности
на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на
замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих
опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае берут неохотно.
Следовательно, молодые специалисты не имеют не только опыта, но и возможности
получения такого опыта.
·
еще один из самых распространенных стереотипов относится к
выпускницам вузов, которые в большинстве своем не замужем и не имеют детей.
Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитают
брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при
приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей.
·
необоснованное представление молодежи о путях адаптации в
сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в
дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Одной из
проблем адаптации на рынке труда выпускников вузов является то, что молодые
люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют
квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со
службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности
возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет
квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии – возможность
получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации,
оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на
учет на бирже труда.
·
падение престижа производительного труда для значительной
части молодых людей. Количество молодежи среди рабочих промышленности,
строительства, транспорта падает. В связи с изменениями, происходящими в
экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем
отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых
людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к
профессионально-квалифицированному и должностному росту (9, с. 26).
Экономическая ситуация обострила
серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих
часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и
рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно
сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и
семьи с детьми.
Помимо этого, тревогу вызывает
сверхзанятость учащейся молодежи, особенно студенческой, вынужденной работать
не только в свободное от учебы время, но и во время учебного процесса. Поэтому
после окончания вуза молодежь, получив определенный уровень профессиональной
подготовки, по-прежнему остается самой незащищенной социальной группой в
системе трудовых отношений, так как еще не имеет достаточного социального и
профессионального опыта. Известно, что отсутствие эффективного механизма,
регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к
возникновению серьезных молодежных проблем. Среди них – утрата молодежью
ценности профессиональной компетентности.
Проблема здесь состоит в том, что
молодые специалисты не соответствуют многим требованиям, предъявляемым к
работнику. Другая проблема кроется в сознании самих выпускников. Требования,
предъявляемые молодыми специалистами к оплате труда и условиям работы,
значительно отличаются от реальных условий. Поэтому молодежь все чаще отдает
предпочтение примитивным видам занятий, быстро приносящим значительные доходы.
В результате трудоустройство или своевременное получение дохода в официальном
секторе экономики значительная часть молодежи компенсировала на «теневом» рынке
труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|