на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Анализ особенностей содержания и организации социальной работы с молодежью на предприятии

Дипломная работа: Анализ особенностей содержания и организации социальной работы с молодежью на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1  Молодежь как социально-демографическая группа. Положение современной молодежи на рынке труда

1.2  Молодежная политика как часть социальной политики предприятия

Выводы по Главе I

Глава II. Содержание и организация социальной работы с молодежью в рамках промышленного предприятия

2.1 Опыт социальной работы с молодежью на промышленных предприятиях

2.2 Результаты эмпирического исследования

2.3 Разработка программы развития деловых, личностных и лидерских качеств молодых работников промышленного предприятия

Выводы по Главе II

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2


ВВЕДЕНИЕ

Важной стратегической составляющей общества является работающая молодежь. Интенсивная адаптация молодых граждан к различным формам социальных отношений, начало активной реализации ими своих прав и обязанностей, своего жизненного потенциала, приходится на возраст от 17 до 30 лет. Именно в этом возрасте молодые люди, начинают свою трудовой деятельность, активно совершенствуют профессиональное мастерство, создают семьи и воспитывают детей.

Работающая молодежь сегодня является весьма многочисленной социальной группой, важнейшим социальным ресурсом и основной движущей силой развития российского общества. Проблемы ее социально-экономического статуса и оценка молодежью своего положения всегда были актуальны. При рассмотрении молодежи как социальной группы нужно отметить, что это не только далекое будущее, но и так называемое живое настоящее, и именно поэтому необходимо понять, насколько уже сегодня эта группа молодого поколения определяет содержание и характер ближайшего будущего. В нашей работе речь идет о работающей на промышленных предприятиях молодежи.

К работающей молодежи мы отнесли молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, получивших рабочую профессию в общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования, на производстве путем индивидуального, бригадного, курсового и других форм профессионального обучения, либо в учебных центрах органов по вопросам занятости, а также профессию техника – в средних специальных учебных заведениях или специалиста – в вузах. Причем нас интересуют преимущественно молодые люди, работающие на промышленном предприятии.

Таким образом, объектом исследования выступает молодежь в возрасте от 18 до 30 лет.

Предметом исследования является социальная работа с молодежью на промышленном предприятии.

Итак, целью данной работы является изучение особенностей содержания и организации социальной работы с молодежью на промышленном предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- изучить научную литературу по данной проблеме;

- выявить основные проблемы работающей молодежи;

- рассмотреть сущность и принципы молодежной политики промышленных предприятий;

- изучить опыт деятельности молодежных общественных организаций, действующих на промышленных предприятиях;

- провести эмпирическое исследование;

- разработать программу развития деловых, личностных и лидерских качеств молодых работников промышленного предприятия.

Гипотеза: социальная работа с молодежью на промышленном предприятии будет более качественной и эффективной, если:

1)  будет осуществляться посредством деятельности молодежных общественных организаций;

2)  будут разработаны и реализованы программы для профессиональной адаптации и развития деловых, личностных и лидерских качеств молодых работников промышленных предприятий.

Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, обобщение опыта, беседа.

Базой исследования выступает ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в процессе реализации социальной работы с молодежью на промышленных предприятиях.

В структуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1  Молодежь как социально-демографическая группа. Положение современной молодежи на рынке труда

Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» (25, с. 19).

Именно по данным ученых приблизительно с 14 лет молодое лицо начинает осознавать собственные социальные права, место в обществе, свое назначение. До 18 лет практически завершается формирование основных психофизических особенностей человека, а до 24 прекращаются процессы роста человеческого организма, и формируется социальный статус лица, которое предусматривает, например, получения к этому возрасту образования и определенной профессии, прохождения обязательной военной службы и приобретения определенного трудового и жизненного опыта.

Стоит отметить, что для молодежи характерны неустойчивость и противоречивость сознания, которые, в свою очередь, оказывают влияние на многие формы поведения и деятельность личности. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств (16, с. 125).

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности (16, с. 127).

К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится: отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны (41, с. 23).

Внедрение рыночных отношений, а также финансово-экономический кризис обострили проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда.

На сегодняшний день ситуация на российском рынке труда характеризуется, по крайней мере, двумя негативными явлениями для молодых специалистов:

- в государственных структурах по-прежнему сохраняется низкий уровень оплаты труда специалистов с высшим образованием;

- в коммерческой сфере выпускникам вузов чаще всего предоставляется высокооплачиваемая работа, но чаще всего эта работа не требует высокой квалификации и интеллектуального потенциала.

Это угрожает отраслям промышленности, науки, социальной сферы, образования потерей молодых, перспективных потенциальных сотрудников, а тем, кто уходит в коммерцию - депрофессионализацией. Происходит обесценивание знаний соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в учебных заведениях.

Вместе с тем, на рынке труда утвердились новые, ранее не характерные для российского общества профессии маркетологов, менеджеров, рекламистов, PR-менеджеров, банковских служащих и так далее. Меняется иерархия престижа профессий в общественном сознании.

Кроме того, незащищенность молодых людей в трудовой сфере объясняется сохраняющейся нестабильностью экономики, существующей системой профессиональной подготовки, несовершенством трудового законодательства, снижением потребности работодателей в молодежных трудовых ресурсах. Социальными последствиями этих процессов становятся нищета, распад трудового ресурса, молодежные девиации. Поэтому проблемы трудовой занятости молодежи требуют поиска эффективного механизма их решения, который должен урегулировать вхождение и эффективное функционирование молодежи на рынке труда. Прежде всего, для этого необходимо: улучшить профессиональную ориентацию молодежи со школы; преодолеть рассогласованность между существующей системой профессионального образования и потребностями рынка труда в молодых кадрах; своевременно формировать региональные заказы на подготовку специалистов; разработать предложения по повышению качества переподготовки кадров с учетом потребностей рыночной экономики и в целом сформировать такую систему новых трудовых отношений, которая была бы ориентирована на молодежь (41, с. 44).

Особенность положения молодых специалистов на рынке труда России, как и молодежи в целом, определяется рядом факторов.

·  сохранение стереотипов: многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Наличие опыта работы и стажа работы по специальности на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае берут неохотно. Следовательно, молодые специалисты не имеют не только опыта, но и возможности получения такого опыта.

·  еще один из самых распространенных стереотипов относится к выпускницам вузов, которые в большинстве своем не замужем и не имеют детей. Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитают брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей.

·  необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Одной из проблем адаптации на рынке труда выпускников вузов является то, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии – возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.

·  падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта падает. В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту (9, с. 26).

Экономическая ситуация обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.

Помимо этого, тревогу вызывает сверхзанятость учащейся молодежи, особенно студенческой, вынужденной работать не только в свободное от учебы время, но и во время учебного процесса. Поэтому после окончания вуза молодежь, получив определенный уровень профессиональной подготовки, по-прежнему остается самой незащищенной социальной группой в системе трудовых отношений, так как еще не имеет достаточного социального и профессионального опыта. Известно, что отсутствие эффективного механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных молодежных проблем. Среди них – утрата молодежью ценности профессиональной компетентности.

Проблема здесь состоит в том, что молодые специалисты не соответствуют многим требованиям, предъявляемым к работнику. Другая проблема кроется в сознании самих выпускников. Требования, предъявляемые молодыми специалистами к оплате труда и условиям работы, значительно отличаются от реальных условий. Поэтому молодежь все чаще отдает предпочтение примитивным видам занятий, быстро приносящим значительные доходы. В результате трудоустройство или своевременное получение дохода в официальном секторе экономики значительная часть молодежи компенсировала на «теневом» рынке труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.