В
связи с вышесказанным нами была разработана программа «Карьерный старт»,
представляющая собой серию консультаций и краткосрочных тренингов, направленных
на развитие лидерских и деловых навыков молодых специалистов. По определению,
тренинг – это процесс формирования знаний, навыков и отношения на основе
имеющегося и приобретаемого в ходе обучения опыта участников. Поэтому программа
«Карьерный старт» сконструирована из набора универсальных
инструментов,выстроенных в тематические блоки. Каждый блок может применяться в
любой сфере деятельности – упражнения дают обобщенный опыт, индивидуальные
занятия и консультации – приложение к профессиональной деятельности молодого
участника тренинга.
Данная
программа создана именно для молодых работников, принятых на промышленное
предприятие. Она направлена на развитие профессиональных, деловых и личностных
качеств молодых сотрудников. Программа предусматривает включение молодого
работника в коллектив предприятия и общественную жизнь, обучение, повышение
квалификации. Она предусматривает наставничество, программу адаптации, создание
возможности должностного и профессионального продвижения молодежи; обеспечение
ее развития для выполнения новых квалификационных работ и адаптации их знаний к
изменяющимся условиям.
Задачами
данной программы являются:
-
повышение социальной активности работающей молодежи;
-
объединение молодых работников на основе общих интересов;
-
расширение круга общения молодых работников;
-
получение определенных навыков, опыта, знаний, обмен духовными ценностями;
-
активное и действенное участие в решении вопросов и проблем общественной жизни
и трудового коллектива, поиск новых подходов в решении проблем молодежи в
рамках промышленного предприятия и вне его;
-
изучение программ деятельности молодежныхорганизаций;
-
создание условий для самоорганизации молодежи в различных сферах жизнедеятельности,
в том числе и трудовой.
Направления
работы с молодыми работниками в рамках пограммы:
-
умственная деятельность: лекционные занятия (культура речи, имидж руководителя,
психология делового общения и т.д.); семинары (мозговые атаки, пресс
конференции, встречи с руководителями города, изучение структуры городской
власти, изучение принципов самоуправления, действующих в учебных заведениях);
-
практическая деятельность: коллективные и творческие дела, авторские проекты, коммуникативно-ситуационные
игры, «Молодежь - учится руководить»;
-
досуговая деятельность: кафе делового общения, экскурсионные поездки.
План
мероприятий, проведение которых предполагается в рамках данной программы, и
паспорт программы представлены в приложении №2.
Среди
ожидаемых результатов программы можно выделить следующие:
-
формирование активного и грамотного в вопросах организации и управления
контингента молодых людей, создание надежного резерва кадров новой формации для
организационно-управленческой деятельности;
-
создание доступного для большинства молодежи института личностного роста и
профессионального продвижения;
-
активное содействие решению молодежных проблем и предложение вариантов решения
вопросов в области социально-экономических отношений.
Не
секрет, что современное общество предъявляет к молодым работникам все более
высокие требования. Все более ценными становятся такие характеристики молодого
человека, как целеустремленность, ответственность, решительность, которые в
своей совокупности формируют лидерские качества.
Выводы
по Главе II
1.
Можно
выделить четыре основные организационные формы работы с молодежью на
предприятиях:
-
молодежные общественные организации;
-
активы молодежи предприятий во главе с ответственными по работе с молодежью;
-
молодежные комиссии при профсоюзных комитетах предприятий;
- советы предприятий по
работе с молодежью.
2.
Деятельность
молодежных объединений на предприятии осуществляется на принципах
сотрудничества администрации предприятия, профком и молодежного актива и
заключается в реализации социально значимых для работников проектов, программ.
Основой работы с молодежью является развитие индивидуальных форм работы с
каждым работником по формированию его моральных, интеллектуальных и
профессиональных качеств.
3.
Для
определения сущности социальной работы с молодежью на промышленном предприятии,
ее значения для работающей молодежи было проведено эмпирическое исследование. Исследование
проводилось методом анкетного опроса, выборочная совокупность составила 87
единиц.
4.
Работа
с молодежью на промышленных предприятиях – огромная сфера деятельности,
требующая умения вести конструктивный диалог.
5.
Привлекая
молодых специалистов к участию в различных программах, можно хорошо подготовить
их по тем специальностям, которые действительно требуются предприятию, кроме
того, молодые работники осваивают корпоративную культуру предприятия и принципы
работы на нем.
6.
Нами
была разработана программа «Карьерный старт», представляющая собой серию
консультаций и краткосрочных тренингов, направленных на развитие практических,
деловых навыков молодых специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключение необходимо сделать несколько выводов по выполненной работе.
Итак, молодежь занимает важное
место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ.
Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной
деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее
время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское
отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию
молодого поколения. Сегодня только формируется позиция молодежи, основанная на
принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня».
Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества,
создания новой системы молодежной работы.
Задача общества и государства
сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям,
которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и
интересов государственного развития.
Важно,
чтобы молодежная работа строилась не на опеке и патернализме, а на
стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для
самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не
ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная
инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через
организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой,
прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной
работы для обеспечения ее результативности должны носить системный,
долгосрочный и стабильный характер.
Для координации и выработки
основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру
управления молодежной работой, от федерального до муниципального уровня. Молодежная
работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с
учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении
базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской
Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном
строительстве, защита их прав и законных интересов.
Ситуация
на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная
политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить,
чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала
общества, и началась массовая безработица среди молодежи.
С
одной стороны, работающая молодeжь сегодня нуждается в поддержке для решении
своих проблем на промышленных предприятиях. С другой стороны, многое в жизни
работающей молодежи зависит от их социальной и гражданской позиции, умения
грамотно отстаивать свои права и участвовать в общественной и производственной
жизни.
Учитывая
эти тенденции, необходимо создать определeнные условия и провести ряд
мероприятий для вовлечения работающей молодeжи в активную и многообразную
социальную практику, способствующие обмену информацией, опытом, обучению
технологиям общественной и гражданской активности.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
социальная работа
молодежь предприятие
1.
Александрова.
О. Высшее
образование и структура российской экономики // Высшее образование в России. -
2006. - N 5. - С. 27-36;
2.
Бабинцев.
В. Г. Проблемы
подготовки специалистов по работе с молодежью // Высшее образование в России. -
2009. - N 1. - С. 120-124;
3.
Бурилкина.
С. А. Жилищные
ценности современной молодежи // Социальные проблемы современной молодежи : сб.
мат. междунар. науч.-практ. конф. - Магнитогорск, 2008. - С. 90-92;
4.
Бякова,
Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» // Воспитание
школьников. - 2011. - N 1. - С. 49-56;
5.
Ворона.
М. А. Мотивы
студенческой занятости // Социологические исследования. - 2008. - N 8. - С.
106-115;
6.
Витютнев,
Д. М. О реализации и перспективах развития государственной молодежной политики
в области добровольчества // СОТИС - социальные технологии, исследования. -
2010. - N 4. - С. 21-22;
7.
Гегель,
Л. А. Влияние социальных факторов на выбор профессии учащихся старших классов
общеобразовательных школ // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - N 5. - С.
79-85;
8.
Даффлон.
Д. Молодежь
в России: портрет поколения на переломе // Вестник общественного мнения. -
2008. - N 5 (сентябрь-октябрь). - С. 19-35;
9.
Ефремова.
С. А. Подготовка
специалистов по работе с молодежью // Высшее образование сегодня. - 2007. - N
10. - С. 26-27;
10.
Жигалова,
Н. Н. Опыт работы молодежных групп на научных форумах // Одаренный ребенок. -
2010. - N 5. - С. 70-74;
11.
Завальская,
С. А. Профессиональная подготовка молодежи с интеллектуальными нарушениями //
Специалист. - 2010. - N 11. - С. 19-20;
12.
Зарина.
Г. Адаптация
молодого специалиста // Директор школы. - 2009. - N 2. - С. 45-48;
13.
Зубок.
Ю.А. Молодежь
между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект //
Социально-гуманитарные знания. - 2000. - N 2. - С. 183 – 198;
14.
Зырянов.
С. Г. Молодежная
политика и значение образования в профессиональной судьбе работающей молодежи
// Социум и власть. - 2009. - N 3. - С. 10-19;
15.
Иванов,
А. В. Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России
XXI века // Вестник высшей школы. - 2010. - N 6. - С. 37-46;
16.
Карпухин
О.И. Молодежь
России: особенности социализации и самоопределения // Социологические
исследования. – 2000. – № 3. – С. 124-128;
17.
Карпухин
О.И. Сделала
ли молодежь свой выбор: к проблеме социализации молодого поколения современной
России // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 180-192;
18.
Ковзиридзе,
М. А. Факторы формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой
молодежи // Социология власти. - 2010. - N 6. - С. 124-131;
19.
Коркия,
Э. Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи как фактор безопасности России
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2010.
- N 3. - С. 167-178;
20.
Крашенинникова.
М. О. О
результатах социологического исследования "Проблемы образования и
трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями в Республике
Коми" // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - N 4. - С.
56-69;
21.
Кузьмич
В. Ценности
и проблемы современной молодежи: взгляд социолога // Лучшие страницы
педагогической прессы. – 2003. – № 1. – С. 81-86;
22.
Лариков.
А. С. Молодежь
на рынке труда Сахалинской области: проблемы трудоустройства // Среднее
профессиональное образование. - 2010. - N 3. - С. 72-73;
23.
Левитская
А.О
законопроектной деятельности в сфере молодежной политики // Социальная
педагогика. – 2008. – № 1. – С. 3-8;
24.
Липатова.
М. Е. Перспективы
карьерного роста молодежи в современной России // Вестник Московского
университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2009. - N 3. - С. 190-192;
25.
Лисовский
В.Т.
Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – М.: Просвещение, 2000.
– С. 19-23;
26.
Манукян.
Э. А. Региональный
опыт решения жилищных проблем молодых семей // Отечественный журнал социальной
работы. - 2007. - N 2. - С. 58-63;
27.
Маркина.
А. В. Исследование
проблем работающей молодежи в учреждениях и организациях (на примере ОАО «МГрП»)
// Социальные проблемы современной молодежи : сб. мат. междунар. науч.-практ.
конф. - Магнитогорск, 2008. - С. 387-391;
28.
Мустаева
Ф. А. Социальная работа на предприятии: учеб. пособие для вузов / Чеснова О. Г.
- Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2003. – 79 с.
29.
Назаренко,
Н. В. Развитие ответственности молодежи в процессе профессионального обучения
// Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 7. - С. 52-53;
30.
Петров
А.В. Ценностные
предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические
исследования. – 2008. – № 2. – С. 83-90;
31.
Потрикеева.
О. Л. Молодежная
и социальная работа в России и Германии: общее и различия : (по материалам
совместной работы немецких и русских специалистов в области оказания помощи
молодежи) // Социальные проблемы современной молодежи : сб. мат. междунар.
нуч.-практ. конф. - Магнитогорск, 2008. - С. 241-245;
32.
Потрикеева.
О. Л. Проблемы
разработки программ в социальной работе с молодежью // Современные проблемы
науки и образования : тезисы докл. XLIV внутривуз. науч. конф. преподавателей
МаГУ. - Магнитогорск, 2006. - С. 48-49;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|