Целью кадровой политики
органов внутренних дел является формирование высокопрофессионального,
стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, способного
эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД России
обществом и государством.
Исключительная важность
достижения заявленной цели определяется тем, что от уровня профессионализма и
компетентности, дисциплины и законности, служебной этики сотрудников во многом
зависят решение всего комплекса проблем по обеспечению правопорядка и
безопасности, престиж и авторитет органов внутренних дел в обществе.
Данный подход служил
доминантой при разработке концептуальных основ совершенствования работы с
кадрами в органах внутренних дел, которые, в свою очередь, вошли
самостоятельным разделом в Концепцию развития системы МВД России до 2005года:
1) кадровая политика в
системе МВД России должна быть единой для всех органов внутренних дел;
2) вся система работы с
кадрами должна строиться с учетом необходимости поддержания баланса прав и
интересов сотрудника, с одной стороны, и ведомства – с другой;
3) кадровая политика в
системе МВД России является составной частью государственной кадровой политики
и инструментом ее реализации. Работа с кадрами призвана обеспечить реализацию
последней в органах внутренних дел.
В качестве приоритетных
направлений кадровой политики в органах внутренних дел можно определить
следующие:
- создание новой системы
научно-аналитического и информационного обеспечения регулирования кадровых
процессов;
- обеспечение органов
внутренних дел высококвалифицированными и компетентными кадрами;
- развитие новой системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- реформа
духовно-нравственных устоев службы в органах внутренних дел, воспитание у
личного состава гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения
законов, присяги и этических норм.
Существует несколько
направлений реализации кадровой политики. Большинство ученых отдают
предпочтение оптимизации подготовки кадров для государственной службы.
Профессионализм служащего
– это «не только высокая эффективность труда, но и непременно наличие
психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояние
его психических качеств [48, С. 21]». Поэтому при оценки профессионализма
работника имеет значение то, движет человеком в профессии, из каких ценностных
ориентиров он исходит.
Профессиональную
подготовку в системе государственной службы можно охарактеризовать как «процесс
овладения государственными служащими конкретным видом профессиональной
деятельности, приобретение требуемых личностных характеристик, а также
внутренней готовности к выполнению служебных задач на должном уровне [46, С.
188]».
Система подготовки,
переподготовки и повышения квалификации государственных служащих призвана
повысить эффективность государственного управления. Эту задачу она может решить
только путем подготовки государственных служащих, профессиональный уровень
которых отвечает квалификационным требованиям к соответствующим государственным
должностям.
Однако, мы считаем, это
не единственное и далеко не исчерпывающее направление. Решение данной задачи
непосредственно связано и с таким направлением, как формирование резерва
кадров.
Формирование резерва –
это сложный и длительный процесс. Он представляет собой «приоритетное
направление государственной кадровой политики, является элементом механизма ее
реализации. Подготовка резерва для государственной службы выступает необходимым
условием преемственности в развитии кадрового корпуса, что, в свою очередь,
обеспечивает стабильность всего государства [46, С. 188]».
Работа по формированию и
подготовке резерва кадров государственных служащих строится в соответствии с
Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской федерации» и
указом Президента РФ от 11 января 1995 года № 33 «О Реестре государственных
должностей федеральных государственных служащих [10]».
Источниками резерва
являются перспективные государственные служащие, наиболее подготовленные в
профессиональном отношении выпускники образовательных учреждений.
Работа с сотрудниками,
включенными в состав реестра, обычно проводится по плану, в котором
предусматриваются «конкретные мероприятия по приобретению необходимых
теоретических и практических умений и навыков [36, С. 119]».
В теории не раз
указывалось на особое место стажировки в системе дополнительного
профессионального образования как основного вида практической подготовки
резерва кадров на выдвижение. Ее основной целью является формирование и
закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в
результате теоретической подготовки. Она может быть как самостоятельным видом
дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного
плана при повышении квалификации и переподготовке сотрудника.
А. Н. Позднышев предлагает
начать совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов
внутренних дел в частности и государственных служащих вообще с
совершенствования образовательной системы в сфере государственной службы. И
начальным моментом должно стать создание единого федерального органа управления
образованием именно в сфере государственной службы. Одной из функцией
предлагаемого государственного органа могла бы стать работа по формированию
общего для всей государственной службы Табеля кадрового резерва, куда
заносились бы данные о наиболее перспективных государственных служащих, а также
план-график их переподготовки, повышения квалификации и назначения на
должность. И реформирование системы образования государственных служащих
целесообразно начать с внедрения механизма государственного заказа [46, С. 200].
Кардинальные изменения в
сфере функционирования органов внутренних дел, резкое усложнение
правоохранительной деятельности, интернационализация преступной среды
определяют необходимость совершенствования также и ведомственного образования,
в первую очередь, управленческих кадров в качестве приоритетного направления в
организации борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.
На роль образовательной
системы влияет также и фактор оснащения органов внутренних дел новыми
специальными средствами и вооружением, изменения в характере действий при
чрезвычайных ситуациях и тактике боевых действий при проведении специальных
операций обуславливают возрастание требований к профессиональной подготовке
сотрудников органа внутренних дел.
На наш взгляд,
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для органов
внутренних дел целесообразней развивать в следующих направлениях:
1. Прогнозирование
кадровой потребности различных структурных подразделений органов внутренних дел
и, следовательно, потребности в соответствующих образовательных услугах.
2. Оценка возможностей
образовательных учреждений в осуществлении объемов и задач обучения.
3. Разработка направлений
подготовки и переподготовки, создание учебных планов и программ с учетом
должностных уровней, видов деятельности, отраслевой специфики.
Вместе с тем, данные меры
следует рассматривать как дополнительные к более существенной проблеме – разработке
единой концепции подготовки кадров и единых требований к содержанию
профессионального образования.
2.2 Проблемы
соблюдения служебной дисциплины и законности в деятельности сотрудников органов
внутренних дел Российской Федерации
В правовом государстве,
ориентированном на личность, ее права и свободы, на строгое определение форм и
границ вмешательства в сферу гражданского общества, законность становится
прерогативой государственных учреждений и общественных объединений. Говоря об
идее правового государства применительно к современной России необходимо
отметить, что она формально закреплена в действующей Конституцией, но это
начальный этап ее реализации и до полного воплощения, гарантирующего
невозможность возврата к любой форме антидемократического режима, требуется
время и усилия.
С точки зрения законности
государство является правовым, если его нормативные установки, выраженные в
действующем законодательстве, демократичны и строго обязательны для исполнения
теми, к кому они обращены; если законы гарантируют реализацию и защищают права
человека от произвола самой власти, ее должностных лиц. Законность как принцип
деятельности государственных учреждений и их должностных лиц призвана
обеспечить безопасность личности и оградить общество от опасных деяний.
Данный принцип исходит из
того, что все органы исполнительной власти и их должностные лица надлежащим
образом реализуют свои права и обязанности, обеспечивают государственную защиту
прав и свобод человека и гражданина (статья 45 Конституции РФ) [1].
Принцип законности в
органах внутренних дел может рассматриваться в трех плоскостях:
1) принцип законности
означает само ее содержание, так как определяет правовую основу деятельности
сотрудников, их права, обязанности, ответственность и правовую защиту;
2) он определяет
содержание работы сотрудников с позиции следования ими в своей деятельности
духу и букве закона;
3) законность выступает
результатом деятельности органа внутренних дел и их сотрудников, мерой ее
эффективности.
«В механизме реализации
сотрудниками органов внутренних дел отводится особая роль, так как они
реализуют представленные им права и обязанности при охране правопорядка и
обеспечивают реализацию гражданами своих прав и законных интересов [30, С. 201]».
При этом многие задачи обеспечения нормальных условий реализации гражданами
своих прав решаются намного успешнее при знании тех правовых последствий,
которые влекут за собой действия сотрудников милиции.
Правопорядок складывается
в процессе реализации правовых норм – это результат осуществления законности.
Устойчивости, стабильность правового порядка обеспечивается реальным
существований требований законности. Законность и правопорядок – тесно
связанные между собой явления.
Нужно заметить, что, с
одной стороны, правопорядок выступает в качестве непосредственного объекта
охраны милиции, с другой – правомерное поведение сотрудников милиции является
важным компонентом содержания правопорядка. В качестве отличительных черт
правомерного поведения сотрудника органа внутренних дел как должностного лица является
«не столько выражение воли государства и общества в целом в форме активных
правомерных действий, сколько понимание ответственности и долга перед обществом
[30, С, 201]».
В настоящее время много
говорится об ответственности граждан, но практически не затрагивается вопрос
юридической ответственности государственных органов и их должностных лиц, наделенных
властью и действующих от имени государства. Именно в их деятельности зачастую
наблюдается потеря чувства ответственности, без которого невозможна государственная
служба, и даже прямое злоупотребление своим положением, теми полномочиями,
которыми их наделило государство, и именно некомпетентные решения могут
причинить ущерб общественным отношениям, что в итоге ведет к нарушению
государственной дисциплины.
«Служебная дисциплина
сотрудников органов внутренних дел является одной из разновидностей
государственной дисциплины, так как складывается в государственной сфере
деятельности и необходимым элементом ее организации. Ее можно рассматривать в
двух аспектах: как совокупность нравственно-правовых норм, устанавливающих
служебные обязанности и права сотрудников, и как практическое соблюдение этих
правил или фактическое поведение сотрудников при выполнении ими служебных
полномочий [47, С. 19]».
В Положении о службе в
органах внутренних дел Российской Федерации служебной дисциплины посвящено 9
статей (статья 34 - 42), которые содержат определение служебной дисциплины,
перечень поощрений и взысканий и порядок их применения, а также права и
ответственность начальников органов внутренних дел по применению поощрений и
наложения дисциплинарных взысканий, обязанности начальника по поддержанию
служебной дисциплины и другие аспекты.
Появление отдельной
главы, регулирующие вопросы дисциплины, в таком правовом акте необходимо
рассматривать как новое направление в развитии правового статуса сотрудника
органа внутренних дел и, в первую очередь, как защиту государственным служащим
своих прав и свобод.
Л. М. Ведерников
определяет служебную дисциплину как систему общественных отношений, субъектами
которой являются сотрудники внутренних дел, строго и точно исполняющие в
соответствии с порядком и правилами, установленные законодательством Российской
Федерации, прямых начальников, должностные обязанности, реализующие полномочия
и соблюдающие ограничения по должности в процессе своей профессиональной
деятельности [21, С. 9].
Служебная дисциплина
выступает основополагающим фактором повышения эффективности и оптимальности
деятельности органов внутренних дел и требует постоянного осуществления мер по
ее укреплению. В свою очередь, укрепление дисциплины требует комплексного
подхода, заключающегося в точном учете и соблюдении организационно-правовых,
социальных и моральных факторов, влияющих на ее состояние, к которым относятся:
1. Совершенствование
правового регулирования отношений в сфере служебной дисциплины.
2. Совершенствование
системы мер по осуществлению кадровой политики.
3. Повышения уровня
научной организации труда, его оплаты и стимулирования.
4. Решения социальных
проблем.
5. Усиление
индивидуально-воспитательной работы с личным составом.
Важным фактором
осуществления служебной дисциплины следует считать повышение социального
статуса сотрудников органов внутренних дел. «Механизм реализации данного
фактора можно кратко сформулировать как «интерес – квалификация - перспектива»,
который может создать условия к искоренению проявления нарушений дисциплины [48,
С. 24]».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|