Требуют конституционного
закрепления такие вопросы, как возраст, по достижении которого гражданин
Российской Федерации обладает активным избирательным правом, возможно, и
дополнительные основания приобретения пассивного избирательного права. В
конституционно-правовом регулировании (как на уровне федеральной Конституции,
так и на уровне конституций республик в составе Российской Федерации, уставов
краев, областей) целесообразно закрепить в общей форме норму, согласно которой
организация и проведение выборов возлагаются на избирательные комиссии. В этой
связи в перспективе следует рассмотреть целесообразность включения в
Конституцию Российской Федерации самостоятельного раздела "Принципы
избирательного права" или "Избирательная система"
В свою очередь,
законодательным органам субъектов Российской Федерации важно обеспечить соответствие
принципов избирательного законодательства, заложенных в конституциях и уставах
субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и федеральным
законам. Для этого данные конституционные (уставные) нормы должны одновременно
учитывать полномочия Российской Федерации по регулированию вопросов
избирательного права, а также особенности построения и функционирования избирательных
систем субъектов Российской Федерации. 1
Нормы конституций, уставов
субъектов Российской Федерации должны выражать наиболее общие, безусловно
необходимые принципы и нормы избирательного права. Избыточность нормативного
регулирования вопросов избирательной системы в конституциях и уставах субъектов
Российской Федерации может привести к девальвации самого этого регулирования и
явиться фактором, необоснованно сдерживающим законотворчество данных субъектов
Российской Федерации.
Наряду с особенными моментами
в конституционном (уставном) регулировании основ избирательной системы в
различных субъектах Российской Федерации, выражающими специфику организации
государственной власти и местного самоуправления в данных субъектах, можно
выделить общие принципы этого регулирования, которые имеют одинаковую ценность
для всех субъектов РФ:
- закрепление обязательности
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании для всех
выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в
органы местного самоуправления, их периодическое проведение;
- установление основных
принципов ведения избирательных кампаний кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными блоками, гарантирующих проведение выборов в
условиях многопартийности (право на выбор форм предвыборной агитации, создание
кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками собственных
избирательных фондов, равенство статуса всех кандидатов, зарегистрированных
кандидатов и некоторых других);
- определение статуса
избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, основ ее взаимодействия с
иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
- установление условий осуществления
пассивного избирательного права гражданами при проведении выборов в субъекте
Российской Федерации;
- закрепление основных
гарантий открытости избирательного процесса, гласности в деятельности избирательных
комиссий (законодательные гарантии статуса наблюдателей на выборах, публикация
решений избирательных комиссий, сведений о ходе избирательной кампании и
некоторых других). 1
3.2. Правовые характеристики
законодательства о политических объединениях и законодательства о выборах.
Несмотря на то, что
российские политические объединения выступали в качестве основных субъектов избирательного
процесса уже в трех избирательных кампаниях по выборам в федеральный парламент,
а также являлись активными участниками выборов в законодательные органы
субъектов Российской Федерации, правовые основы российской многопартийности
начали формироваться после опубликования и
вступления в силу в силу Федерального Закона "О политических партиях".
Таким
образом, сделан существенный шаг на пути решения важнейшей
общественно-политической задачи, связанной с более четким определением роли
политических партий и их места среди институтов гражданского общества.
Сегодня
только на федеральном уровне зарегистрировано 58 политических партий, 36
политических организаций и 105 политических движения. А в регионах политические
объединения исчисляются уже тысячами.
Согласно
Федерального Закону № 95 от 11.07.2001 года политическая партия определяется
как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской
Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их
политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и
референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной
власти и органах местного самоуправления. Законом устанавливаются требования,
предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных отделений более чем
в половине субъектов Федерации; общая численность членов политической партии -
не менее 10 тыс. граждан Российской Федерации, при этом более чем в половине
субъектов Федерации региональные отделения партии должны иметь численность не
менее 100 членов политической партии, а в остальных региональных отделениях не
должно быть меньше 50 членов партии; при этом руководящие и иные органы
политической партии, все ее структурные подразделения должны находиться на
территории Российской Федерации.
Политическая
партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской
Федерации.
Согласно
концепции закона в России не предусматриваются создание и деятельность
межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных
политических общественных объединений. В течение двух лет общероссийские
политические общественные объединения, созданные до вступления в силу
Федерального закона "О политических партиях", вправе преобразоваться
в политические партии в соответствии с названным Законом. В тот же период ранее
зарегистрированные межрегиональные, региональные и местные политические
общественные объединения либо трансформируются в структурные подразделения
новых политических партий, либо утратят статус политического объединения и
будут действовать как общественные объединения на основании их уставов, которые
будут применяться в части, не противоречащей комментируемому Федеральному
закону.
Основными
принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и
гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм
и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений.
Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия
которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и
нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства,
создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной
и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать
права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными
законами.
В
соответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительном
съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию
общероссийской общественной организации, общероссийского общественного
движения. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается
создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего
общественного объединения в политическую партию образование организационного
комитета необязательно.
Политические
партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и
наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация
региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и
должна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее чем
через шесть месяцев со дня регистрации политической партии. Только после этого
политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В
противном случае свидетельство о государственной регистрации политической
партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый
государственный реестр юридических лиц, аннулируется.
В целях
обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических
партий Законом предусматриваются требования к их уставам. Соблюдение этих
требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов
политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том
числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Согласно
Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и
индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской
Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической
партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные
судом недееспособными. Ограничение права на вступление в политические партии
или обязанность приостановления членства в политической партии может
устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации
федеральными конституционными законами и федеральными законами. Член
политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной
политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
В целях
обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических партий Законом
определяется порядок формирования денежных средств и иного имущества
политической партии, а также порядок представления партией ежегодно финансовых
отчетов.
В
качестве одного из видов государственной поддержки политических партий
предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по
результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов, как
это предусмотрено действующим законодательством. Такая форма финансирования
политических партий достаточно широко распространена в мировой практике.
Государственное финансирование политической партии (за счет средств федерального
бюджета) осуществляется при условии, что выдвинутый этой партией либо
избирательными блоком, в состав которого входила партия при проведении выборов,
федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы или
кандидат на должность Президента Российской Федерации получил не менее 3%
голосов избирателей, принявших участие в голосовании, либо по одномандатным
избирательным округам по выборам в Государственную Думу было избрано не менее
12 кандидатов, выдвинутых политической партией или избирательным блоком.
Выделение бюджетных средств в указанных целях предусматривается начать с 2004
года.
Поскольку
политические партии играют особую роль в организации электоральных процессов,
Законом установлено, что политические партии являются единственным видом
общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать
кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти (эта норма
вступит в силу по завершении двухгодичного переходного периода). Одновременно
определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в
выборах:
а)
выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и
зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
б)
выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и
зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах одномандатных
избирательных округов;
в)
выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и
зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации;
г)
выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных
кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской
Федерации;
д)
выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных
кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных)
органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов
Российской Федерации;
е)
выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных
кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления
более чем в половине субъектов Российской Федерации.
В
случае если в течение пяти лет после создания партии ее участие в выборах не
соответствует установленным критериям, такая политическая партия подлежит
ликвидации.
Законом
предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а также
основания приостановления ее деятельности.
В связи
с принятием Федерального закона "О политических партиях"
предусмотрено внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общественных объединениях", а также в федеральные законы,
устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и регулирующие порядок проведения
выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Не
принижая огромной позитивной роли, которой новый Федеральный закон должен
сыграть в совершенствовании общественно-политических отношений, нельзя не
отметить и ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе, которые могут
породить определенные проблемы на практике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|