– при обнаружении никому
не принадлежащих подозрительных предметов либо при непосредственном получении
их от граждан и в случае подозрения на наличие взрывных устройств необходимо изолировать
доступ посторонних лиц к этим предметам;
– в случае совершения
террористического акта незамедлительно прибыть на место его совершения, оказать
первую медицинскую помощь пострадавшим, принять меры по охране места
происшествия, а по прибытии следственно-оперативной группы доложить старшему о
принятых мерах и действовать в дальнейшем по его указанию.
Высока роль ППС по
выявлению и задержанию лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений экстремистского
характера при проведении различных массовых мероприятий, сопровождающихся
значительным скоплением людей. Реализуя это направление деятельности в
соответствии с ведомственными нормативными актами, выработанными практикой
охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях и планово используемыми
в строго установленных рамках, сотрудники ППС применяют различные тактические
приемы.
Анализ ведомственных правовых актов, регламентирующих
деятельность ППС в рассматриваемых условиях, по моему мнению, не позволяет
сотрудникам полиции, участвующим в охране общественного порядка при проведении массовых
мероприятий, реализовывать меры по защите граждан от видов экстремистской
деятельности. В настоящее время в полиции создано отдельное управление по
обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных
мероприятий. С моей точки зрения, это правильно, так как сотрудники ППС, в силу
своей специфики, не смогут осуществить безопасность граждан участвующих в таких
мероприятиях.
Значительна роль патрульно-постовой
службы в предупреждении и пресечении экстремистской деятельности на объектах
транспорта, в том числе и на железнодорожном. Специфика этого вида транспорта
как объекта посягательств проявляется в том, что здесь целями преступников
могут выступать как стационарные объекты (здания вокзалов, складские помещения,
хранилища горюче-смазочных материалов и др.), так и непосредственно
транспортные средства (подвижной состав)[13].
Как показывает практика, эти две категории объектов в равной мере подвергаются
нападением экстремистов. Кроме того, важнейшей особенностью железнодорожного
транспорта выступает его линейное построение, что создает дополнительные
трудности в организации правоохранительной деятельности. Без знания данных
особенностей в современных условиях невозможно организовать подготовку
сотрудников ППС к решению служебных задач на этом исключительно важном
направлении деятельности.
Как показывает практика, определенные
меры в отношение потенциальных и реальных экстремистов могут быть приняты на
ранней стадии – в момент посадки пассажиров в поезд. Поэтому в зависимости от
интенсивности пассажиропотока на платформах, прилегающих к железнодорожным
вокзалам, выставляются наряды ППС, которые осуществляют контроль за посадкой и
высадкой людей. В определенных случаях данный способ может предотвратить
деятельность экстремистов за счет «эффекта присутствия» сотрудника полиции.
Однако в условиях роста экстремистской
угрозы в отношении объектов железнодорожного транспорта, по нашему мнению,
назрела необходимость осуществлять досмотр пассажиров при посадке в поезд, как
это делается при проведении предполётного досмотра на воздушном транспорте.
Такая мера в определенной степени
создаст некоторые неудобства для пассажиров, затронет их личные права, однако,
ее использование необходимо для обеспечения безопасности всех граждан,
находящихся в поезде, и это предложение находит свое подтверждение в части 3
статьи 55 Конституции Российской Федерации[14].
Очевидным является тот факт, что
назрела необходимость использования на всех объектах транспорта и, в первую
очередь, на вокзалах, портах современных технических средств, установок
промышленного телевидения, позволяющих выявлять у пассажиров предметы и
вещества, запрещенные к гражданскому обороту. Данная мера позволит нарядам ППС
своевременно выявлять лиц, замышляющих либо совершивших действия экстремистской
направленности. Примером тому является использование видеозаписи, которая
позволила изобличить преступника, осуществившего в июне 2000 года взрыв на
посадочной платформе г. Пятигорска[15].
Указанная мера частично «воплощается в жизнь» после проверки Президентом
некоторых вокзалов в г. Москве.
При совершении экстремистской
деятельности на железнодорожном транспорте путём подрыва поезда с пассажирами
(в зависимости от размера зоны поражения, количества пострадавших) из числа
сотрудников ППС создаются специальные группы оцепления, патрулирования,
разведки, учёта потерь населения, охраны объектов, контрольно-пропускные пункты[16].
Каждая из перечисленных групп выполняет свои задачи.
Группа оцепления не
допускает посторонних граждан и ограничивает проезд транспортных средств к
месту совершения деяния экстремистской направленности.
В задачу группы патрулирования входит
обеспечение общественного порядка в зоне подрыва поезда. Во время несения
службы сотрудники этой группы обязаны пресекать преступления, совершаемые в
отношение пострадавших пассажиров и их имущества, осуществляя тесное
взаимодействие с группой оцепления.
Для обеспечения
сохранности материальных ценностей всех форм собственности из сотрудников ППС
создаётся группа охраны поезда, пострадавшего от действий экстремистской
направленности. В задачу этой группы входит обеспечение общественного порядка в
месте несения службы.
Проведение проверок с целью выяснения условий хранения
служебного и гражданского оружия обеспечивает своевременное выявление имеющихся
нарушений и возможность принятия со стороны сотрудников подразделений
лицензионно-разрешительной системы мер, которые будут являться препятствием
использования данного вида оружия при совершении действий экстремистской
направленности.
Поскольку с начала 90-х годов прошлого столетия число действий
экстремистской направленности в стране неуклонно растет, значительно возрастает
роль вневедомственной охраны в борьбе с экстремизмом. В конце 2003 года
сотрудники российских спецслужб предотвратили диверсию чеченских боевиков на
Волжской ГЭС. По расчетам специалистов, последствия диверсии на
гидроэлектростанции могли привести к затоплению двух обширных кварталов южной
части Волгограда. Более того, гигантская волна, образовавшаяся бы после взрыва,
могла смести город Астрахань. Это особенно воспринимается с тревогой на фоне аварии,
произошедшей на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, когда погибло 32
человека, а точное количество людей, умерших впоследствии, неизвестно. В
результате аварии были эвакуированы свыше 130 тыс. человек, отчуждено от
хозяйственной деятельности более 3 тыс. км² земли. Материальный ущерб
оценить не представляется возможным[17].
За последние годы по данным спецслужбами РФ во взаимодействии с органами
внутренних дел было предотвращено немалое количество террористических актов.
Высоко техногенный терроризм, как один из видов
экстремистской деятельности, новой эпохи способен привести к системному кризису
во всем мировом сообществе, и предвестниками этого терроризма стала трагедия в Чернобыле.
Она показала возможность преступного продуцирования антропогенных катастроф,
сравнимых по масштабам разрушений и жертвам с результатами боевого применения
оружия массового уничтожения[18].
С целью обеспечения
надежной защиты объектов от экстремистов на них устанавливается определенный
режим, который предусматривает:
- введение ограничений в
передвижении по территории объекта;
- установление порядка
вывоза, выноса имущества, допуска на охраняемую территорию;
- установление запретных
зон на подступах к охраняемому объекту.
Со стороны вневедомственной охраны
для защиты объектов используется охранно-пожарная сигнализация, и особенно –
установка извещателей с комбинированным способом обнаружения, позволяющим
устранить влияние случайных помех, ложные срабатывания сигнализации.
Определенные негативные
последствия в области защиты важных и особо важных объектов вызвало и постановление
Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 года № 514 «Об организации
ведомственной охраны»[19],
которое разрешило ряду министерств и ведомств создавать ведомственную охрану,
не определив, на каких объектах она может функционировать. Правовые акты,
утвердившие положения о деятельности данной охраны в структуре определенных
ведомств также не уточняют объекты, которые подлежат исключительно
государственной охране[20].
Кроме того, в отдельных случаях руководители, игнорируя законодательное
предписание организации государственной охраны, на подведомственных им объектах
создают собственные охранные подразделения. Так, несмотря на то, что
водопроводные станции населённых пунктов областного подчинения включены в
перечень объектов, подлежащих государственной охране, муниципальное унитарное
предприятие «Водоканал» г. Омска отказалось от услуг вневедомственной охраны
при органах внутренних дел. [21]
Значительный
вклад в борьбу с экстремизмом вносят сотрудники управления государственной
инспекции безопасности дорожного движения органов внутренних дел. В соответствии с Конституцией РФ о
праве граждан на жизнь, охрану здоровья, защиту личного имущества, указанные сотрудники
призваны обеспечивать сохранение жизни, здоровья и имущества участников
дорожного движения, защиту их законных прав и интересов, а также интересов
общества и государства.
Сотрудники наделены правом применение таких мер как:
- остановка транспортного средства и проверка документов на
право управления, владения и на перевозимый груз;
- проверка у граждан и должностных лиц документов,
удостоверяющих личность, если имеются достаточные основания подозревать их в
совершении преступления, а при наличии данных о том, что они имеют при себе
оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, - производить
досмотр граждан, их вещей, а также транспортных средств;
- осуществление административного задержания граждан,
запрещение эксплуатации транспортных средств, имеющих подложные государственные
регистрационные знаки, а также при несоответствии маркировки транспортных
средств данным, указанным в регистрационных документах.
Указанное управление
играет важную роль при возникновении чрезвычайной ситуации, вызванной действиями
экстремистской направленности, и в процессе проведения контртеррористической
операции, которая осуществляется на основании Федерального Конституционного закона
«О чрезвычайном положении».
В данной ситуации
предполагается временное ограничение или запрещение движения транспортных
средств, включая транспортные средства дипломатических и консульских
представительств, удаление граждан с отдельных участков местности и объектов,
отбуксировка повреждённых транспортных средств, задерживание и доставка в
органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих
правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование
проведению контртеррористической операции, несанкционированное проникновение
или попытку проникновения в зону проведения операции.
Помимо этого сотрудники с
целью обеспечения безопасности граждан и поддержания установленного правового
режима обязаны:
– принимать меры к
обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений,
административных правонарушений в зоне обслуживаемой территории;
– оказывать содействие в
беспрепятственном проезде транспортных средств, осуществляющих перевозку
сотрудников полиции, войсковых нарядов, аварийно-спасательных служб;
– оказывать помощь другим
постам полиции в пресечении правонарушений;
– совместно с другими подразделениями полиции проводить
работу по ликвидации последствий, вызванных совершением действиями
экстремистской направленности, и, в первую очередь, восстановлению
бесперебойного движения транспортных средств.
Необходимо упомянуть службу участковых уполномоченных.
Это объясняется, во-первых, тем, что на территории
обслуживаемого административного участка в городе или сельской местности
участковые уполномоченные выполняют основной объём профилактических и
правоохранительных функций, возложенных законодательством на милицию;
во-вторых, участковые уполномоченные в своей деятельности повседневно связаны с
населением, предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от
организационно-правовых форм), общественными объединениями, поскольку последние
обращаются к участковым уполномоченным по вопросам охраны общественного
порядка, обеспечения общественной безопасности и профилактики правонарушений[22].
В-третьих, участковыми уполномоченными рассматривается около 70-80 % обращений
граждан, поступающих в органы внутренних дел. Под их контролем находятся около
4 млн. лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, осужденных к уголовным мерам
наказания, не связанным с изоляцией от общества, и других категорий
правонарушителей. В-четвёртых, знание населением своего участкового
уполномоченного помогает ему более активно входить в доверительные отношения с
гражданами и с помощью этого выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения
преступлений экстремистского характера.
Как показывает практика, перед совершением действий
экстремистского характера лица, участвующие в его подготовке и исполнении,
заранее прибывают в места их проведения и размещаются, как правило, в жилье,
сдаваемом в аренду, либо у лиц с противоправным поведением. Ими проводится
определенная работа в установлении объекта посягательства и времени проведения
акции, прилагаются усилия для подыскания необходимого автотранспорта, осуществляются
попытки войти в доверие к гражданам, должностным лицам с целью получения от них
соответствующей помощи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|