Прежде чем перейти к
непосредственному исследованию роли административно-правовых средств в
предупреждении и пресечении экстремизма, необходимо проанализировать такой
термин, как «правовые средства». Вместе с тем остается невыясненным, что же
собственно под этим термином подразумевается, какое в него вкладывается
содержание.
С.С. Алексеев
подразумевает под правовыми средствами компоненты механизма правового
регулирования, посредством которого осуществляется правовое воздействие на общественные
отношения[30].
Однако данный термин употребляется также в более узком смысле, особенно когда
речь идет об использовании правовых средств не вообще, а применительно к той
или иной сфере общественной жизни.
В теоретическом и
практическом отношении важно выяснить значение правовых средств в специальном
юридическом смысле. Именно с этой точки зрения применительно к
административно-правовым средствам, используемым полиций в противодействии экстремизму,
и пойдет речь.
Актуальность
рассматриваемых теоретических и практических положений, касающихся данной темы,
обуславливается рядом факторов.
1. Комплексное
использование в постоянном режиме административно-правовых средств эффективно
обеспечивает устранение причин и условий, способствующих проявлению экстремизма.
Данные меры, принятые своевременно, позволяют на ранней стадии подготовки экстремистской
деятельности нейтрализовать источник угрозы общественной безопасности.
2.
Административно-правовые средства находят свое закрепление в различных по своей
юридической силе нормативных правовых актах. Такое положение рассматриваемых
средств позволяет полиции более эффективно, с учетом складывающейся оперативной
обстановки использовать их по объединению и направлению усилий людей для
достижения определенной цели, реализация которой требует координированных
действий[31]
в предупреждении и пресечении экстремизма.
3.
Административно-правовые средства являются не только способом действия[32]
по устранению угрозы со стороны экстремистов, но и обеспечивают организацию
деятельности служб и подразделений полиции, которая находит свое выражение в
различных формах и методах работы в борьбе с экстремизмом.
4. В условиях режима чрезвычайного
положения, вызванного совершенными действиями экстремистской направленности,
проведения контртеррористической операции[33]
административно-правовые средства позволяют полиции эффективно
противодействовать преступлениям экстремистского характера.
5. Используемые в борьбе
с экстремизмом административно-правовые средства являются наиболее заметными
для населения, так как они охватывают ту часть служебной деятельности полиции,
с которой очень часто сталкиваются граждане при осуществлении мер
административного пресечения, проведения массовых мероприятий, силовых
мероприятий по задержанию лиц, причастных к экстремистским организациям.
Таким образом, под
административно-правовыми средствами понимается правовой механизм, который
включает в себя сложный комплекс различных по своим характеристикам мер
административного характера, используемых органами государства для
регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления
деятельности по предупреждению и пресечению экстремизма. Данные правовые меры
используются на различных стадиях борьбы с терроризмом, и это предполагает их
более детальное изучение. В этих целях можно условно разделить их на
определенные группы:
– предупредительные меры;
– меры пресечения;
– меры административной
ответственности.
Данная классификация
позволит определить значение каждой группы, выявить имеющиеся недостатки при
применении мер, совершенствовать правовые акты, регламентирующие их.
Следует отметить, что
административно-правовые меры, используемые для предупреждения экстремизма,
носят разносторонний характер. Например, они используются для установления
причин и условий, способствующих совершению экстремизма, помогают выработать у
населения способность принимать самостоятельно меры по защите от действий экстремистов,
обеспечивают проведение мероприятий по выявлению лиц, от которых можно ожидать
совершения такого рода преступлений и др.
Одной из мер предупредительного
характера является организация индивидуальной работы с лицами, от которых можно
ожидать совершения действий экстремистского характера. К такой категории
граждан можно отнести ранее судимых за подобного рода преступления.
В средствах массовой информации
неоднократно приводились факты того, что лица, ранее привлекавшиеся к уголовной
ответственности за экстремизм, вновь совершают преступления такого рода.
Характерным примером в этой связи является террористический акт в г. Бислане.
По некоторым данным, ряд преступников, принимавших участие в захвате школы
Северной Осетии, ранее привлекались к уголовной ответственности за экстремизм.
Таким образом, необходимо на уровне законодательства РФ принять меры
административно-правового характера, препятствующие данной категории лиц, вновь
с легкостью совершать действия экстремистской направленности.
Таким образом,
предупреждение экстремистской деятельности охватывает комплекс мероприятий,
регламентируемых нормами административного права, которые направлены на выявление
причин и условий, способствующих совершению данных преступлений, повышение
готовности общества к защите от преступлений экстремистского характера, а также
для осуществления правового воздействия на лиц, от которых можно ожидать
совершения этих противоправных деяний.
А.П. Коренев под мерами
административного пресечения понимает способы и средства принудительного
воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния,
предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания
возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической
ответственности[34].
Некоторые авторы, называя меры административного пресечения «мерами защиты» или
средствами «принудительного исполнения», определяют их как «оперативные
действия органов государственного управления, которые заключаются в прекращении
юридических аномалий путем понуждения субъектов к исполнению лежащих на них
административных обязанностей»[35].
Основное предназначение
мер административного пресечения заключается в использовании их представителями
органов государственного управления в целях пресечения совершения
противоправного действия, привлечения нарушителя к ответственности.
Анализ административного
законодательства, регламентирующего применение мер пресечения, показывает, что
в условиях борьбы с терроризмом они играют важную роль. Меры административного
пресечения, используемые полицией в данном направлении, содержатся в различных
нормативных правовых актах, среди которых главенствующее место занимают Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ «О полиции».
Большое значение в борьбе
с экстремизмом имеют правовые средства в виде административного задержания и
доставления. Данные правовые меры носят принудительный характер, так как
направлены на кратковременное ограничение свободы физического лица[36].
По общему правилу задержание осуществляется сроком до трех часов, а в некоторых
случаях – до сорока восьми часов (статья 27.5 КоАП РФ).
Общим основанием
административного задержания служит совершение административного правонарушения,
и данная правовая мера в соответствии со статьей 27.3 КоАП РФ применяется в
исключительных случаях (например, отказ правонарушителя предъявить документы,
попытка с его стороны скрыться с места происшествия, стремление правонарушителя
уклониться от административной ответственности, осуществление действий,
направленных на продолжение противоправного деяния).
В настоящее время в
Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеется ряд
составов административных правонарушений, которые со стороны полиции могут быть
использованы как правовые средства в противодействии экстремизму.
Изучение составов
правонарушений, используемых полицией, позволит выявить направление
совершенствования института данных правовых средств в борьбе с экстремизмом.
Необходимо отметить, что понятия «административное правонарушение» и «состав
правонарушения» близки по своему содержанию, но не тождественны. Деяния,
которые описываются и закрепляются в административно-правовых нормах
законодателем, признаются правонарушением. Состав административного
правонарушения включает в себя совокупность признаков, при наличии которых
деяние считается административным правонарушением[37].
Весьма обширный пласт
административных правонарушений, по которым сотрудники полиции правомочны
составлять административные протоколы, включен в главу 11 «Административные
правонарушения на транспорте» КоАП РФ. В зависимости от видов транспорта
рассматриваемые правонарушения можно объединить в группы:
1) действия, угрожающие
безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (статья
11.1);
2) действия, угрожающие
безопасности полетов (части 1, 3, 4 статьи 11.3);
3) действия, угрожающие
безопасности движения на водном транспорте (часть 2 статьи 11.6).
4) правонарушения,
предусмотренные статья 11.14, которые связаны с перевозкой опасных веществ,
носят общий характер и формируют универсальную основу для полиции в антиэкстремистской
деятельности применительно ко всем видам транспорта, названного выше.
2.3 Административная
ответственность за экстремистскую деятельность
Административная
ответственность является одной из важных правовых форм противодействия
экстремизму. Современное законодательство с учетом форм проявлений экстремизма
и степени общественной опасности предусматривает ответственность за следующие
административные правонарушения:
- злоупотребление свободой массовой
информации (ст. 13.15 КоАП РФ);
- пропаганда и публичное
демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);
- организация деятельности
общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято
решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.28 КоАП РФ);
- производство и распространение
экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).
Злоупотребление свободой
массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ). Это правонарушение выражается в изготовлении и (или)
распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных
фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации
информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов,
содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или)
оказывающие вредное влияние на их здоровье.
Формой выражения
злоупотребления свободой массовой информации может быть и распространение
информации об общественном объединении или иной организации, включенных в
опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций,
в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о
ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным
законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности»[38],
без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация
ликвидированы или их деятельность запрещена.
Настоящая норма
направлена на обеспечение конституционного права человека использовать любым
установленным законом способом информацию, а также на обеспечение реализации
конституционной свободы массовой информации (ст. 29). Обеспечение и реализация
отмеченных правомочий становятся возможными при условии следующих ограничений и
запретов, установленных Конституцией РФ:
- запрет пропаганды или агитации,
возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и
вражду;
- запрет пропаганды социального,
расового, национального и религиозного или языкового превосходства;
- запрет на принуждение к выражению своих
мнений и убеждений или отказу от них;
- запрет цензуры.
В этой связи включение подобных действий в качестве
административного правонарушения преследует в первую очередь не столько цель
противодействия экстремизму, сколько направлена на реализацию законодательства
о средствах массовой информации.
С учетом отмеченного, объект
настоящего правонарушения следует определить как общественные отношения по
защите личности, общества и государства от злоупотребления свободой массовой
информации.
Объективная
сторона рассматриваемого
правонарушения является достаточно сложной и заключается в действии –
изготовлении и (или) распространении теле-, видео-, кинопрограмм,
документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным
средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ
обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на
подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье.
Перечень
действий, означающих злоупотребление свободой массовой информации, определен в
Законе РФ от 27 декабря
1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (ст. 4). Закон устанавливает, что не
допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний,
для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально
охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные
призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично
оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов,
пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|