на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Изучение понятия экстремизма и проблемы противодействия и предупреждения его органами внутренних дел

Прежде чем перейти к непосредственному исследованию роли административно-правовых средств в предупреждении и пресечении экстремизма, необходимо проанализировать такой термин, как «правовые средства». Вместе с тем остается невыясненным, что же собственно под этим термином подразумевается, какое в него вкладывается содержание.

С.С. Алексеев подразумевает под правовыми средствами компоненты механизма правового регулирования, посредством которого осуществляется правовое воздействие на общественные отношения[30]. Однако данный термин употребляется также в более узком смысле, особенно когда речь идет об использовании правовых средств не вообще, а применительно к той или иной сфере общественной жизни.

В теоретическом и практическом отношении важно выяснить значение правовых средств в специальном юридическом смысле. Именно с этой точки зрения применительно к административно-правовым средствам, используемым полиций в противодействии экстремизму, и пойдет речь.

Актуальность рассматриваемых теоретических и практических положений, касающихся данной темы, обуславливается рядом факторов.

1. Комплексное использование в постоянном режиме административно-правовых средств эффективно обеспечивает устранение причин и условий, способствующих проявлению экстремизма. Данные меры, принятые своевременно, позволяют на ранней стадии подготовки экстремистской деятельности нейтрализовать источник угрозы общественной безопасности.

2. Административно-правовые средства находят свое закрепление в различных по своей юридической силе нормативных правовых актах. Такое положение рассматриваемых средств позволяет полиции более эффективно, с учетом складывающейся оперативной обстановки использовать их по объединению и направлению усилий людей для достижения определенной цели, реализация которой требует координированных действий[31] в предупреждении и пресечении экстремизма.

3. Административно-правовые средства являются не только способом действия[32] по устранению угрозы со стороны экстремистов, но и обеспечивают организацию деятельности служб и подразделений полиции, которая находит свое выражение в различных формах и методах работы в борьбе с экстремизмом.

4. В условиях режима чрезвычайного положения, вызванного совершенными действиями экстремистской направленности, проведения контртеррористической операции[33] административно-правовые средства позволяют полиции эффективно противодействовать преступлениям экстремистского характера.

5. Используемые в борьбе с экстремизмом административно-правовые средства являются наиболее заметными для населения, так как они охватывают ту часть служебной деятельности полиции, с которой очень часто сталкиваются граждане при осуществлении мер административного пресечения, проведения массовых мероприятий, силовых мероприятий по задержанию лиц, причастных к экстремистским организациям.

Таким образом, под административно-правовыми средствами понимается правовой механизм, который включает в себя сложный комплекс различных по своим характеристикам мер административного характера, используемых органами государства для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по предупреждению и пресечению экстремизма. Данные правовые меры используются на различных стадиях борьбы с терроризмом, и это предполагает их более детальное изучение. В этих целях можно условно разделить их на определенные группы:

– предупредительные меры;

– меры пресечения;

– меры административной ответственности.

Данная классификация позволит определить значение каждой группы, выявить имеющиеся недостатки при применении мер, совершенствовать правовые акты, регламентирующие их.

Следует отметить, что административно-правовые меры, используемые для предупреждения экстремизма, носят разносторонний характер. Например, они используются для установления причин и условий, способствующих совершению экстремизма, помогают выработать у населения способность принимать самостоятельно меры по защите от действий экстремистов, обеспечивают проведение мероприятий по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения такого рода преступлений и др.

Одной из мер предупредительного характера является организация индивидуальной работы с лицами, от которых можно ожидать совершения действий экстремистского характера. К такой категории граждан можно отнести ранее судимых за подобного рода преступления.

В средствах массовой информации неоднократно приводились факты того, что лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за экстремизм, вновь совершают преступления такого рода. Характерным примером в этой связи является террористический акт в г. Бислане. По некоторым данным, ряд преступников, принимавших участие в захвате школы Северной Осетии, ранее привлекались к уголовной ответственности за экстремизм. Таким образом, необходимо на уровне законодательства РФ принять меры административно-правового характера, препятствующие данной категории лиц, вновь с легкостью совершать действия экстремистской направленности.

Таким образом, предупреждение экстремистской деятельности охватывает комплекс мероприятий, регламентируемых нормами административного права, которые направлены на выявление причин и условий, способствующих совершению данных преступлений, повышение готовности общества к защите от преступлений экстремистского характера, а также для осуществления правового воздействия на лиц, от которых можно ожидать совершения этих противоправных деяний.

А.П. Коренев под мерами административного пресечения понимает способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности[34]. Некоторые авторы, называя меры административного пресечения «мерами защиты» или средствами «принудительного исполнения», определяют их как «оперативные действия органов государственного управления, которые заключаются в прекращении юридических аномалий путем понуждения субъектов к исполнению лежащих на них административных обязанностей»[35].

Основное предназначение мер административного пресечения заключается в использовании их представителями органов государственного управления в целях пресечения совершения противоправного действия, привлечения нарушителя к ответственности.

Анализ административного законодательства, регламентирующего применение мер пресечения, показывает, что в условиях борьбы с терроризмом они играют важную роль. Меры административного пресечения, используемые полицией в данном направлении, содержатся в различных нормативных правовых актах, среди которых главенствующее место занимают Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ «О полиции».

Большое значение в борьбе с экстремизмом имеют правовые средства в виде административного задержания и доставления. Данные правовые меры носят принудительный характер, так как направлены на кратковременное ограничение свободы физического лица[36]. По общему правилу задержание осуществляется сроком до трех часов, а в некоторых случаях – до сорока восьми часов (статья 27.5 КоАП РФ).

Общим основанием административного задержания служит совершение административного правонарушения, и данная правовая мера в соответствии со статьей 27.3 КоАП РФ применяется в исключительных случаях (например, отказ правонарушителя предъявить документы, попытка с его стороны скрыться с места происшествия, стремление правонарушителя уклониться от административной ответственности, осуществление действий, направленных на продолжение противоправного деяния).

В настоящее время в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеется ряд составов административных правонарушений, которые со стороны полиции могут быть использованы как правовые средства в противодействии экстремизму.

Изучение составов правонарушений, используемых полицией, позволит выявить направление совершенствования института данных правовых средств в борьбе с экстремизмом. Необходимо отметить, что понятия «административное правонарушение» и «состав правонарушения» близки по своему содержанию, но не тождественны. Деяния, которые описываются и закрепляются в административно-правовых нормах законодателем, признаются правонарушением. Состав административного правонарушения включает в себя совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным правонарушением[37].

Весьма обширный пласт административных правонарушений, по которым сотрудники полиции правомочны составлять административные протоколы, включен в главу 11 «Административные правонарушения на транспорте» КоАП РФ. В зависимости от видов транспорта рассматриваемые правонарушения можно объединить в группы:

1) действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (статья 11.1);

2) действия, угрожающие безопасности полетов (части 1, 3, 4 статьи 11.3);

3) действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте (часть 2 статьи 11.6).

4) правонарушения, предусмотренные статья 11.14, которые связаны с перевозкой опасных веществ, носят общий характер и формируют универсальную основу для полиции в антиэкстремистской деятельности применительно ко всем видам транспорта, названного выше.

2.3 Административная ответственность за экстремистскую деятельность

Административная ответственность является одной из важных правовых форм противодействия экстремизму. Современное законодательство с учетом форм проявлений экстремизма и степени общественной опасности предусматривает ответственность за следующие административные правонарушения:

- злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ);

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);

- организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.28 КоАП РФ);

- производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).

Злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ). Это правонарушение выражается в изготовлении и (или) распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье.

Формой выражения злоупотребления свободой массовой информации может быть и распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[38], без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Настоящая норма направлена на обеспечение конституционного права человека использовать любым установленным законом способом информацию, а также на обеспечение реализации конституционной свободы массовой информации (ст. 29). Обеспечение и реализация отмеченных правомочий становятся возможными при условии следующих ограничений и запретов, установленных Конституцией РФ:

- запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

- запрет пропаганды социального, расового, национального и религиозного или языкового превосходства;

- запрет на принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;

- запрет цензуры.

В этой связи включение подобных действий в качестве административного правонарушения преследует в первую очередь не столько цель противодействия экстремизму, сколько направлена на реализацию законодательства о средствах массовой информации.

С учетом отмеченного, объект настоящего правонарушения следует определить как общественные отношения по защите личности, общества и государства от злоупотребления свободой массовой информации.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения является достаточно сложной и заключается в действии – изготовлении и (или) распространении теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье.

Перечень действий, означающих злоупотребление свободой массовой информации, определен в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (ст. 4). Закон устанавливает, что не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.