на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Изучение понятия экстремизма и проблемы противодействия и предупреждения его органами внутренних дел

В этой связи участковые уполномоченные обязаны контролировать соблюдение со стороны граждан и должностных лиц правил регистрационного учёта, знать лиц, сдающих жилье в наем; в ходе общения с населением при рассмотрении обращений граждан, проведения индивидуальных профилактических бесед с лицами, находящимися на учёте, при реагировании на противоправные действия в быту и в ходе публичных выступлений устанавливать доверительные отношения с людьми с целью получения информации, способствующей выявлению лиц, проживающих без регистрации, находящихся в розыске, вызывающих определённое подозрение[23]. На основе полученных о них сведениях участковый уполномоченный в кратчайшие сроки должен провести опрос представителей жилищно-коммунальной конторы, жильцов соседних квартир, владельцев жилья. Информацию, представляющую оперативный интерес о подозрительных лицах, необходимо рапортом довести до руководства органа внутренних дел, а в случае необходимости – принять участие в задержании этих лиц.

В странах, где сегодня достигнуты наиболее впечатляющие результаты в борьбе с преступностью, полицейские на участках стараются постоянно поддерживать контакт с населением, быть в квартире «своим человеком». Посещение квартир, домов не сводится здесь только к получению информации от жителей для организации профилактики противоправных деяний, а предполагает распространение различного рода брошюр, листовок, буклетов, плакатов, где наглядно разъяснено, как избежать преступных посягательств[24].

Определенную роль в борьбе с экстремизмом выполняют центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВСНП). Это связано с тем, что в ходе выполнения основных задач они выявляют среди доставленных несовершеннолетних лиц, причастных к совершению преступлений, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие совершению общественно опасных деяний.

Сегодня становится очевидным, что при совершении экстремистской деятельности могут привлекаться различные категории граждан, в том числе и несовершеннолетние, так как их участие облегчает проникновение на запланированный объект, влияет на снижение бдительности персонала охраны.

В этой связи перед сотрудниками полиции ЦВСНП при осуществлении индивидуальной профилактической работы с доставленными лицами встает вопрос о выделении признаков, которые в совокупности позволяют установить причастность несовершеннолетнего к подготовке действий экстремистского характера. По нашему мнению, к таким признакам можно отнести:

– наличие судимости у несовершеннолетнего или склонности его к совершению противоправных действий;

– регион проживания или пребывания несовершеннолетнего с учетом экстремистской активности на данной территории;

– нахождение при доставленном значительной суммы денежных средств;

– сообщение сотрудникам полиции сведений, которые указывают на хорошо проведенный инструктаж, касающийся легендирования биографических данных несовершеннолетнего;

– попытки доставленного лица пропагандировать среди других несовершеннолетних, а также среди персонала ЦВСНП ваххабитские взгляды на окружающий мир;

– наличие у несовершеннолетнего родственников или знакомых, связанных с незаконными вооруженными формированиями либо участвовавших в организации и проведении действий экстремистского характера;

– выявление фактов склонения других несовершеннолетних к участию в экстремизме;

– наличие у несовершеннолетнего навыков изготовления, обращения со взрывными устройствами, огнестрельным и холодным оружием, современными средствами связи, используемыми экстремистами;

– отрицательное отношение у доставленного лица к существующему конституционному строю страны, ее территориальной целостности, внешней и внутренней политике государства;

– использование навыков артистизма, позволяющих ввести в заблуждение работников полиции ЦВСНП по поводу образа жизни несовершеннолетнего до помещения в ЦВСНП.

Кроме того, особую значимость для сотрудников полиции ЦВСНП имеет информация, касающаяся поведения несовершеннолетнего в момент его задержания и пребывания в органе внутренних дел. На данном этапе с несовершеннолетним могут осуществлять работу различные категории сотрудников полиции, однако, основная нагрузка в этом направлении ложится на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Сотрудникам указанного подразделения при общении с несовершеннолетними на первоначальном этапе его задержания необходимо обращать внимание на такие признаки, как:

– место задержания с учетом окружающих объектов;

– попытки несовершеннолетнего войти в контакт с лицами, обеспечивающими защиту объекта, с целью выяснения у них режима его охраны;

– использование несовершеннолетним определенных аксессуаров для изменения внешности;

– неоднократное появление несовершеннолетнего вблизи определенного объекта, который может вызвать у экстремистов повышенный интерес;

– предъявление задержанным поддельных документов;

– активное сопротивление несовершеннолетнего при задержании или осуществление попытки скрыться;

– наличие у задержанного лица предметов, веществ, документов, которые косвенно могут указывать на подготовку действий экстремистского характера;

– психическое состояние несовершеннолетнего, которое подтверждает решимость лица пожертвовать собой во имя определенных целей.

Внести изменения в пункт 39 указанной Инструкции, касающиеся прав и обязанностей начальника ЦВСНП.

Признавая необходимость улучшения правовых основ деятельности служб и подразделений полиции, следует отметить, что немаловажное значение в их деятельности имеет процесс принятия управленческих решений, направленных на борьбу с экстремизмом, имеющий на разных этапах свои специфические особенности.

1. Наличие постоянной угрозы совершения действий экстремистской направленности. Практика показывает, что со стороны экстремистов постоянно осуществляется работа по тщательному планированию преступлений данного вида, которые совершаются в различных регионах нашей страны и направлены на широкий круг объектов. Такое положение дел требует от руководителей полиции необходимости принимать различные решения и выражать их в конкретной юридической форме[25]. Данный этап характеризуется тем, что руководитель осуществляет сознательное и волевое воздействие[26] на службы и подразделения полиции для повышения их функционирования при решении задач по борьбе с экстремизмом.

2. Аналитическая работа. Данный этап включает в себя сбор и обработку информации, ее анализ, прогнозирование ситуации, связанной с деятельностью служб и подразделений полиции, осуществляющих борьбу с экстремизмом. Помимо этого он предполагает определение наличия ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач.

3. Взаимодействие служб и подразделений полиции. На этом этапе необходимо в комплексе объединить усилия основных служб и подразделений полиции, использовав в основе имеющийся передовой опыт в борьбе с экстремизмом.

В настоящее время, исходя из возложенных на полицию функций, в её состав входят подразделения противодействию коррупции, терроризму и экстремистской деятельности.

На данную структурную единицу следует возложить ряд задач, непосредственно связанных с предупреждением и пресечением экстремистской деятельности:

– сбор, обработка, накопление информации, касающейся предупредительных мер в борьбе с экстремизмом;

– прогнозирование процессов, способствующих дестабилизации социальной обстановки в регионе[27] в результате ослабления принимаемых мер в процессе противодействия экстремизму;

– разработка стратегических, организационно-тактических, оперативных планов[28] полиции по предупреждению экстремизма;

– определение приоритетных направлений в рассматриваемой сфере, разработка комплекса мероприятий с определением конкретных исполнителей и сроков выполнения поставленных задач;

– координация взаимодействия служб и подразделений полиции по вопросам борьбы с экстремизмом

– определение и реализация форм и способов контроля исполнения планов и принятых решений.

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы:

1. Деятельность патрульно-постовой службы по предупреждению экстремизма занимает важное место среди других служб и подразделений полиции, так как она охватывает различные направления борьбы с данным видом преступления. В условиях увеличения совершаемых экстремистских действий в общественных местах назрела острая необходимость изменения процедуры проведения личного досмотра граждан, являющихся участниками массовых мероприятий, пассажиров железнодорожного транспорта; более активно внедрять на вокзалах, в речных и морских портах средства промышленного телевидения, технические средства, позволяющие выявлять у пассажиров предметы и вещества, запрещенные в гражданском обороте.

2. В противодействии экстремизму активную роль играют подразделения вневедомственной охраны. От их грамотных и своевременно принятых упреждающих мер во многом зависит защищенность различного вида объектов. Однако имеющиеся противоречия в ряде правовых актов, регламентирующих их деятельность, не позволяют им в полном объеме выполнять свои задачи. Требует скорейшего разрешения на уровне субъектов Российской Федерации и проблема комплексного обеспечения безопасности жилого сектора.

4. Свой вклад в предупреждение экстремизма вносят сотрудники полиции по обеспечению безопасности дорожного движения, которые, реализуя основные задачи в сфере безопасности дорожного движения, выявляют и пресекают факты перевозки автотранспортом взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, использования экстремистами угнанного автотранспорта. Однако имеющиеся недостатки в деятельности стационарных постов, ограниченность в правах на проведение досмотра транспортных средств, слабое использование технических средств, необходимых для выявления предметов и веществ, запрещенных в гражданском обороте, не позволяют сотрудникам решать в полном объеме задачи, стоящие перед ними в борьбе с экстремизмом.

5. Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей вносят определенный вклад в борьбу с экстремизмом. Осуществляя профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, они на основе определенных признаков выявляют лиц, от которых можно ожидать совершения действий экстремистского характера. Для улучшения деятельности рассматриваемых подразделений полиции необходимо внести ряд изменений и дополнений в «Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», касающихся прав и обязанностей их сотрудников.

экстремизм полиция противодействие

2.2 Административно-правовые средства, используемые полицией в целях предупреждения и пресечения экстремизма

Эффективность противодействия экстремизму зависит от совокупности многих взаимосвязанных факторов (полнота и объективность

выявления, учета причин и условий, порождающих и благоприятствующих, и, напротив, сдерживающих эти явления; общегосударственной системы противодействия террористическим угрозам; степень осознания обществом тех опасностей, которые исходят от терроризма и экстремизма и т. д.).

Одним из фундаментальных обстоятельств, определяющих эффективность выявления и пресечения возможных проявлений экстремистского характера, является адекватное национальное законодательство. Характер задач, решаемых полицией в рассматриваемой сфере, во многом придает правовому регулированию ее деятельности такую специфическую черту, как множественность его субъектов и источников.

Правовая основа деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму в Российской Федерации — это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и касающихся содержания задач, полномочий и других аспектов деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.

Естественно, что ядро правовой основы деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму составляет Конституция Российской Федерации, которая «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Анализ нормативных правовых актов, которые применяются в борьбе с экстремизмом, показывает, что органы внутренних дел имеют в руках значительный арсенал уголовно-процессуальных, оперативно-разыскных, технико-криминалистических и административно-правовых средств. Рассматривая каждую из вышеперечисленных групп как части общего механизма предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования совершенных преступлений экстремистского характера[29], можно сделать вывод, что первым трем группам правовых средств в научной литературе в последнее время уделено значительное внимание, что нельзя сказать в отношение четвертой группы.

Определенные попытки отдельных исследователей проанализировать использование полицией административно-правовых средств в противодействии экстремизма, с нашей точки зрения, требуют дальнейшего осмысления, так как данный правовой инструментарий, закрепленный в правовых актах РФ, занимает важное место среди других правовых средств, используемых субъектами, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.