В учебнике И. Г. Семакина
«Информатика» [13], [14] изложены все темы школьного курса информатики.
Дополнением к учебнику является практикум «Информатика и ИКТ». Темы
практических работ соответствуют содержанию Примерной программы среднего
(полного) общего образования по информатике и информационным технологиям,
рекомендованной министром образования и науки РФ в 2004 г. В разделе «Информационные технологии» темы соответствуют базовому минимуму содержания по
информатике. Теоретический материал о компьютерной графике и ее средствах
довольно объемно изложен. На примере создания и обработки растровой графики
рассматривается графический редактор MS Paint.
Практические задания на компьютере дают возможность рисовать по образцу
посредством MS Paint, без шаговых пунктов.
Учебник Л. Ф. Соловьевой «Информатика
и ИКТ» [15] представляет собой изложение школьного курса информатики,
соответствует разработанному Министерством образования и науки РФ
государственному образовательному стандарту. В разделе «Информационные
технологии» отражены все компоненты, рекомендуемые в базовом минимуме
содержания образования по информатике. Тема «Технология обработки графической
информации» рассмотрена на примере изучения принципов обработки изображения в
графическом редакторе Adobe Photoshop. Практические задания по Photoshop имеются отдельно в учебнике Л. Ф.
Соловьевой «Информатика и ИКТ. Практикум» [16]. Практические задания позволяют
учащимся не только освоить интерфейс Adobe Photoshop, его
основные инструменты и приемы, но и выполнить работу со слоями, над коллажом, и
сделать фотомонтаж.
1.2
Место курса Adobe Photoshop в
образовательном процессе
В данном параграфе осуществлен анализ
нормативной документации с целью выявления особенностей обучения по курсу Adobe
Photoshop на уроках информатики в старших классах.
В современных программах, принятых
Министерством образования РФ, неоправданно мало учебного времени уделяется
изучению раздела «Компьютерная графика», в который входит курс Adobe Photoshop. Обязательный минимум содержания
образования, принятый на сегодняшний день, предусматривает изучение графических
объектов, средства и технологии работы с графикой, создание и редактирование
графических объектов средствами графических редакторов, систем презентационной
и анимационной графики [10].
Подробно рассматриваем цели
достижения, понятия, относящиеся к разделу компьютерной графике, требования к
уровню подготовки выпускников по разделу компьютерной графике в нормативных
документах.
Стандарт среднего (полного) общего
образования (базовый уровень)
Изучение информатики и информационных
технологий на базовом уровне в старшей школе предполагает поддержку
преподавания профильных учебных предметов. В государственном образовательном
стандарте [10] регламентированы общие цели изучения информатики и
информационно-коммуникационных технологий на базовом курсе среднего (полного)
общего образования. Среди них выделяются цели, достижению которых способствует
изучение раздела компьютерной графики:
• овладение умениями применять,
анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и
процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и
использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных
предметов;
• воспитание ответственного отношения
к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта
использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной
и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Обязательный минимум содержания
образования, принятый на сегодняшний день, предусматривает базовые понятия
информатики и информационных технологий. Базовые понятия, изучаемые в разделе
компьютерной графики, относятся к образовательной линии «Средства и технологии
создания и преобразования информационных объектов».
В стандарте среднего (полного) общего
образования обязательный минимум содержания образования представляет собой
следующим образом:
Средства и технологии создания и
преобразования информационных объектов.
Графические информационные объекты. Средства
и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических
информационных объектов средствами графических редакторов, систем
презентационной и анимационной графики.
В результате изучения информатики и
ИКТ на базовом уровне знания, умения, навыки учащихся должны соответствовать
следующим требованиям, изложенным в разделе компьютерной графики:
Знания:
·
основные
технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных
объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных
и коммуникационных технологий;
Умения:
·
оперировать различными
видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить
полученные результаты с реальными объектами;
·
иллюстрировать
учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Стандарт среднего (полного) общего
образования (профильный уровень)
В государственном образовательном
стандарте регламентированы общие цели изучения информации и
информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне среднего
(полного) общего образования направлены на развитие алгоритмического мышления,
способностей к формализации, элементов системного мышления. Среди них
выделяются цели, достижению которых способствует изучение раздела компьютерной
графики, в частности, курса Adobe Photoshop:
·
воспитание чувства ответственности за результаты
своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном
обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы
работы с информацией;
·
приобретение опыта проектной деятельности,
создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов
различного типа с помощью современных программных средств; построения
компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов,
информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В образовательный минимум содержания
основных образовательных программ включают базовые понятия информатики и
информационно-коммуникационных технологий, относящиеся к разделу компьютерной
графики:
·
Представление о
системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах
компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов.
·
Ввод и обработка
графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов.
·
Использование
инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.
·
Создание
графических комплексных объектов для различных предметных областей:
преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и
аудио-визуальных объектов.
·
Создание
презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
В результате изучения информатики и ИКТ
на профильном уровне знания, умения, навыки учащихся должны соответствовать
следующим требованиям, изложенным в разделе компьютерной графики:
Знания:
·
назначение и области
использования основных технических средств информационных и коммуникационных
технологий и информационных ресурсов;
Умения:
·
устранять
простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам
использования ИКТ;
·
оперировать
информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях
информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры
хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной
информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
Рассмотрев основные понятия
обязательного минимума содержания, относящиеся к разделу компьютерной графики,
в частности, курсу Adobe Photoshop, требования к уровню подготовки выпускников
по разделу компьютерной графике, необходимо рассмотреть распределение часов,
отводимое на изучение курса Adobe Photoshop.
Примерная программа для 10-11
классов. Базовый уровень.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
Теоретический материал 40 часов
Практическая работа 22 часов
Резерв времени 8 часов
Таблица распределения часов
Разделы |
Количество учебных времен |
Теория |
Практика |
10 класс |
Информация и информационные
процессы |
6 |
3 |
Информационные модели |
9 |
4 |
Информационные системы |
3 |
2 |
Компьютер как средство
автоматизации информационных процессов |
5 |
2 |
11 класс |
Компьютерные технологии
представления информации |
5 |
2 |
Средства и технологии создания и
преобразования информационных объектов |
5 |
7 |
Средства и технологии обмена
информацией с помощью компьютерных сетей |
5 |
5 |
Основные социальные информатики |
2 |
- |
Из анализа примерной программы на
базовом уровне и таблицы распределения часов можно сделать следующий вывод:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|