на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Механизмы формирования, экономической оценки и анализа эффективности использования имущества предприятия

Если длительность периода, в течение которого планируется осуществлять приносящие доходы операции, окажется короче периода учета в оценке бизнеса потенциально возможных от него доходов, то оценка бизнеса при таком подходе будет завышена. И наоборот.

Оценка ценности (цены) бизнес-линии в применении к оценке инвестиционных проектов чаще всего используется для оценки вновь начинаемых инвестиционных проектов, по которым, однако, критично необходимые для их реализации права собственности, контрактные права, материальные и другие нематериальные активы имеются именно у того, кто на основе оценки данного проекта принимает решение о том финансировать или не финансировать этот проект. Содержание принимаемого решения также может сводиться и к тому, изыскивать дополнительное финансирование или нет.

Наконец, тот, кто имеет перечисленные критичные для реализации проекта конкурентные преимущества, может просто принять решение продать эти конкурентные преимущества и, таким образом, права на получение ожидаемых по проекту доходов. Максимальной ценой, которую продавец может получить от этого, и явится результат оценки подобного ещё не начатого бизнеса.

Самой распространенной формой запродажи прав (конкурентных преимуществ) на еще не начатый, но спланированный и реально возможный выгодный бизнес является перепродажа целиком нового однопродуктового предприятия, которое для реализации инвестиционного проекта уже учреждено, но которое к данному проекту еще не приступило.

Оценка фирм и долей в них может базироваться на оценке бизнес-линий, осуществляемых фирмой. Однако она может производиться и исходя из имущества фирмы.

Оба эти подхода естественны для фирмы как предмета оценки, так как фирма - юридическое лицо - имеет собственное имущество, расчетный счет, на который поступают доходы от хозяйственной деятельности.

Промежуточным предметом оценки может быть предприятие, не имеющее статуса юридического лица. Таким предприятием, которое не совпадает с понятием "бизнес-линия" уже в силу того, что оно способно иметь несколько бизнес-линий, в состоянии оказаться, например, товарищество на вере, коммандитное товарищество. Юридической основой подобных предприятий является учредительный договор, которому присущи характерные черты договора о совместной деятельности - с распределением затрат и ответственности по обязательствам, с одной стороны, и прав на получение доходов от целевой деятельности - с другой. Но и в этом промежуточном случае предметом оценки являются как рыночная стоимость всего такого предприятия, так и стоимость долей в нем.

Фирма как предмет особой оценки имеет смысл тогда, когда ее рынок объективно оценить не в состоянии. Это происходит в следующих ситуациях[14]:

·  оцениваемая фирма является закрытой, т.е. по определению не подвергается оценке на фондовом рынке (общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество, товарищества);

·  оцениваемая фирма является формально открытой, однако не находится в листинге фондовых бирж потому, что не отвечает их требованиям (по размеру, открытости финансовой отчетности и пр.); в то же время на внебиржевом рынке ее постоянная котировка не осуществляется;

·  оцениваемое предприятие является открытым акционерным обществом, котируемым на фондовой бирже, но акции фирмы являются недостаточно ликвидными (по ним мало и редко осуществляется сделок) - так что реально наблюдаемой рыночной стоимости этих акций нельзя доверять;

·  весь фондовой рынок в стране недостаточно ликвиден, либо очень сильно зависит от краткосрочных внеэкономических факторов, результат чего тождественен предыдущему случаю.

Необходимо заметить, что в России пока особенно характерны две последние ситуации.

Многие стратегические пакеты акций приобретаются не финансовыми институциональными инвесторами, а другими промышленными или сельскохозяйственными компаниями-смежниками в целях нормализации снабжения и сбыта. Следовательно, цена акций в таких пакетах соотносится не с доходами по акциям, а с доходами от сделок на товарных рынках.

Наконец, после серии скандалов на только еще устанавливающемся фондовом рынке (из-за деятельности "фирм-пирамид") подорвано и еще долго не будет восстановлено общее доверие к рынку акций как к самому рисковому из разных фондовых рынков. Это ведет к общей недооценке акций на рынке, что усугубляется небольшим его размером (оборотом), который не в состоянии нейтрализовать слишком сильное влияние случайных (внеэкономических) факторов на колеблемость фондового рынка в стране в целом.

Оценка фирм (предприятий) по их имуществу предполагает оценку как их материальных, так и нематериальных активов.

Если материальные активы могут быть впрямую переоценены по их рыночной стоимости, взятой по котировкам их аналогов с соответствующих рынков, то нематериальные активы, по которым такие рынки чаще всего отсутствуют, могут оцениваться по принципу оценки тех бизнес-линий, которые они обеспечивают (или могут обеспечить) в качестве конкурентных преимуществ.

Оценка имущества может также свестись к оценке бизнес-линий и при оценке финансовых активов, когда в отношении некоторых находящихся в инвестиционном портфеле предприятия неликвидных акций (паев) компании-эмитенты этих акций приходится оценивать также отталкиваясь от их бизнес-линий.

Наиболее распространенными и часто встречающимися в мировой практике целями оценки фирм являются[15]:

1.  Проверить объективность текущей рыночной котировки акций той или иной открытой компании с достаточно ликвидными акциями, а также текущий наблюдаемый на рынке тренд в ее изменении: мелким и портфельным инвесторам это поможет определиться в ожидаемом продолжении или изменении данного тренда, стратегическим же инвесторам - принять более обоснованное решение о приобретении или продаже контрольных пакетов такой компании, не опираясь только на данные фондового рынка.

2.  Следить за рыночной стоимостью закрытых компаний и предприятий с недостаточно ликвидными акциями, по которым иной способ получить сколь либо надежную информацию об их рыночной стоимости в принципе недоступен.

3.  Подготавливать предложения по цене купли-продажи закрытых компаний или предприятий с недостаточно ликвидными акциями.

4.  Использовать при составлении и аудите финансового отчета компаний всех типов для предоставления их владельцам (и другим внешним пользователем) полной информации об истинном финансовом положении и перспективах предприятия.

Результатом оценки компании общепринятыми методами оценки бизнеса всегда является получение такой оценки собственного, (уставного) капитала компании, которая чаще всего не совпадает со стоимостью ее собственного (уставного) капитала, указываемой в бухгалтерском балансе предприятия.

Ведь на последнюю решающее влияние оказывают такие не имеющие прямого отношения к истинной стоимости этого собственного капитала обстоятельства, как существующие нормы амортизации, время постановки на баланс амортизируемых активов, выбранные методы амортизации.

Капитализированные ранее объявлявшиеся и текущие прибыли могли быть завышены или занижены вследствие завышения либо занижения самих этих прибылей при использовании разных методов учета стоимости покупных ресурсов в себестоимости проданной продукции (ЛИФО, ФИФО, метод средней цены и др.). Наконец, при повышенной инфляции на величину балансовой стоимости собственного капитала способны оказать уровень коэффициенты переоценки основных фондов с учетом уровня инфляции, а также периодичность проведения такой переоценки.

Недаром получаемую при оценке бизнеса величину стоимости собственного капитала предприятия, подчеркивая ее отличие от балансовой стоимости собственного (уставного) капитала, в англоязычном обиходе называют "fail value", т.е. "истинной (честной) стоимостью".

Владельцам компании, акционерам, пайщикам, а также тем, кому в будущем может быть предложено купить ее или доли в ней, крайне важно знать, насколько балансовая стоимость ее собственного (уставного) капитала расходится либо совпадает с оценкой обоснованной рыночной стоимости этого капитала.

Практика развитых стран выработала несколько подходов к оценке бизнеса в целом и имущества в частности, которые можно разбить на две группы - рыночные и нерыночные.

Рыночные в конечном итоге имеют в основе прибыль или доходы и практически не учитывают стоимость имущества. Они в большей степени подходят для коммерческих фирм.

Нерыночные, наоборот, отталкиваются от стоимости активов в соответствии с данными финансовой отчетности, прежде всего бухгалтерского баланса, и мало обращают внимание на величину дохода. Эти методы более пригодны для некоммерческих организаций.

Между этими подходами существуют определенные противоречия, а сами они страдают рядом недостатков

Слабыми сторонами нерыночных методов являются:

во-первых, отсутствие в финансовой отчетности оценки так называемого гудвилла (например, имиджа, интеллектуальной собственности и пр.), который сегодня приносит ощутимую дополнительную прибыль;

во-вторых, существенное расхождение данных с соответствующими рыночными оценками. Причина состоит в том, что эти данные не отражают современного положения дел, инфляции, рискованности данного вида бизнеса, авторских прав, принятого способа начисления амортизации, стратегических факторов, уже заключенных контрактов и пр.

Недостатками рыночных методов оценки является сильное влияние макроэкономической ситуации (при подъеме оценка возрастает; при спаде - снижается) и субъективизм, в результате которого погрешности могут достигать 30% в ту и другую сторону.

После этих предварительных замечаний сделаем беглый обзор способов оценки, о которых более подробно можно узнать из специальной литературы.

В промышленно развитых странах сложилось несколько подходов к оценке имущества предприятий.

Первый подход - имущественный. В его основе лежит оценка составляющих элементов имущества.

Второй подход включает в себя не только оценку имущественных элементов, но и предприятие в целом как единого функционирующего комплекса. Наиболее простым и доступным методом оценки имущества предприятия является имущественный подход. С помощью которого можно определить стоимость имущества. Более точно можно рассчитать стоимость имущества по величине нетто-активов, но с применением инфляционного баланса. Инфляционный баланс составляется по данным переоценки материальных активов предприятия. Техника этого метода заключается в определении стоимости имущества предприятия как суммы стоимости основных средств - нетто (Ан) и оборотных средств, финансируемых из собственных источников, скорректированных на уровень инфляции (Аи):

С=Ан+Аи, (1)

Этот метод оценки имущества предприятия на основе нетто-активов в наибольшей мере подвергается критике с позиции теории и связи с его обобщенностью и упрощенностью, но одновременно чаще всего применяется на практике.

Наиболее точной, по мнению практиков, считается оценка предприятий по методу внутренней стоимости. В этом случае имущество разделяется на группы - основной капитал, запасы, денежные активы и пассивы. В свою очередь группы подразделяются на подгруппы - оборудование, векселя, акции и т.д. На основании полученных оценок проводится экономический анализ эффективности использования имущества, главным образом его рентабельности. Что дает ключ к определению финансовых возможностей предприятия.

Одним из наиболее распространенных способов является оценка с помощью так называемой обоснованной рыночной стоимости. Последняя базируется на взаимном согласии продавца и покупателя, каждый из которых имеет примерное представление о том, сколько стоит аналогичный объект (именно так мы покупаем в большинстве случаев квартиры на рынке жилья).

Слабость этого метода в усредненности подхода, ибо при этом из поля зрения могут выпасть какие-то особенности объекта, делающие его более или менее привлекательным в конкретной ситуации, а следовательно, искажающие реальную оценку.

Эта проблема отчасти разрешается при использовании метода инвестиционной стоимости для конкретного покупателя (заказчика), которая может учитывать возникающие именно у него дополнительные выгоды. Мы, например, можем заплатить дороже за квартиру, если она находится рядом с работой, ибо экономим деньги и время, затрачиваемые на ежедневные поездки. Но зато при ее последующей продаже, если не удастся найти столь же заинтересованного покупателя, возникнут неминуемые потери.

Проблема точности оценки может быть решена и с использованием так называемой внутренней фундаментальной стоимости. Ее определяют уже не покупатели и продавцы, а специалисты, учитывающие будущее развитие событий - рост продаж, ожидаемый уровень прибыльности и пр. Применительно к квартирам речь может идти о перспективах развития района, транспортного обеспечения, создания зеленой зоны и пр., о чем мы можем не знать. Оценка банкротящихся фирм происходит с помощью ликвидационной стоимости, представляющей собой сумму денег, которую можно получить при распродаже их активов.

Если для этой операции есть время, то активы можно реализовать с достаточной выгодой. Причем лучше продавать их по частям, а не целиком, что позволяет запрашивать относительно более высокие цены.

Таким образом, ликвидационная стоимость фирмы как целого меньше совокупной ликвидационной стоимости отдельных активов, ее составляющих. Причина состоит в том, что, чем крупнее запрашиваемая сумма, тем труднее в короткий срок найти покупателей, готовых ее выложить и не требующих при этом скидок. Принудительную распродажу приходится осуществлять, как правило, в срочном порядке, что приносит минимальную выгоду.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.