на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Международная борьба с преступностью в России

Характерны психологическое отношение значительной части работников правоохранительных органов к УПК как к внешнему ограничителю, непонимание, что законность и подлинная целесообразность неразделимы, неумение применять нормы общего характера к частным (особенно нетрадиционным) ситуациям, как и использовать базу, которую дает закон для активных действий (например, положения добровольного отказа от совершения преступлений, освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примечанием 2 к ст. 201 УК РФ в случае причинения вреда преступлением исключительно коммерческой организации и др.).

В доказывании экономических и связанных с ними должностных преступлений такое профессиональное неумение проявляется в недооценке косвенных доказательств (ценность обнаруженного имущества, жизнь не по легальным средствам, отсутствие объяснений происхождения обнаруженных средств и ценностей, быстрота прохождения документов и реализации решений по определенным операциям и т. д.). Успех крупных дел, например, о взяточничестве (крупных и по нынешним масштабам) должен базироваться на правиле: доказательств должно быть достаточно и без признания обвиняемого. Профессиональное неумение проявляется и в беспомощности установления мотивации преступника, когда решение по делу ставится в зависимость от того, что говорит обвиняемый о своем мотиве вместо того, чтобы выявить его по характеру деяния, предшествующим и последующим действиям, образу жизни, информации о высказываниях в "своем" кругу и т.д. Столь же негативные последствия наблюдаются и применительно к уровню профессионального умения применять уголовный закон. Неправильно утверждение, что без закона о борьбе с коррупцией невозможно реальное противодействие злоупотреблениям чиновников. Противоречит закону мнение некоторых представителей практики о том, что активные действия по захвату с поличным взяточника или вымогателя, когда заявителю разрешается передача денег или ценностей (признаки которых фиксируются), являются провокацией. Много и иных упущений по применению уголовного законодательства, зачем внимательно следят в преступной среде, обдумывая свое поведение на случай провала.

Задачами дальнейшего радикального усовершенствования уголовного законодательства и правоохранительной практики являются:

• последовательное формирование в сознании работников правоохранительных органов базовых психологических представлений о праве и законности, нравственных ценностях;

• обеспечение приоритетной защиты человека, его прав (этот приоритет отнюдь не создает конфликта с другими целями, ибо эта защита осуществляется именно путем активной борьбы с преступностью, в том числе посягающей на интересы общества в целом);

• максимальная защита законных интересов потерпевших;

• максимальная уголовно-правовая и иная защита свидетелей;

• устранение избыточности уголовно-правовых запретов, невыполнимость которых в правоохранительной практике порождает правовой нигилизм в психологии населения и должностных лиц и позволяет преступникам остаться безнаказанными;

• создание достаточных возможностей для дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания с учетом личности виновных, мотивов и последствий их деяний, а также возможностей поощрения органами уголовного судопроизводства положительного посткриминального поведения путем смягчения наказания или даже освобождения от него;

• усиление мер по государственно-правовой защите работников правоохранительных органов (жертвующих нередко своей жизнью ради государственных и общественных интересов), обеспечивающих максимальную ответственность преступников за оказание воздействия на них (шантаж, угрозы, повреждение принадлежащего им личного имущества, похищение их детей, покушения, нанесение телесных повреждений и др.);

• решение комплекса вопросов, вытекающих из необходимости взаимодействия с государствами ближнего и дальнего зарубежья в борьбе с преступностью.

Психологические аспекты раскрытия экономических преступлений. Приведенная выше характеристика преступности, особенно в ее новых организационных качествах, дает ответ на вопрос об объективной обусловленности и необходимости оперативно-розыскной деятельности как общественно полезного и необходимого вида человеческой деятельности. А.И. Алексеев по этому поводу пишет: "...Уже давно, много веков, даже тысячелетий назад человечество пришло к такой элементарной истине: тайным действиям преступников надо, помимо всего прочего, противопоставить тайный сыск. Иначе и быть не может: раз есть люди, которые тайно, негласно действуют против себе подобных, против общества, против государства, должны быть и другие люди, которое их изобличают, как говорится, выводят на чистую воду и передают в руки правосудия. Таков принципиальный момент истина. Все остальное - дело техники. А она, наряду с гласными следственными действиями, судопроизводством, включает тайную слежку, скрытое наблюдение, конспиративное выведывание, оперативное легендирование и т.д."[37]. "Другие люди" — это сотрудники оперативных аппаратов органов внутренних дел, в нашем случае — оперативные работники подразделений по борьбе с экономической и организованной преступностью (БЭП и БОП). Каждая профессия и принадлежащие к ней люди характеризуются рядом признаков, отличающих их от других. Одним из определяющих признаков оперативно-розыскной работы в борьбе с экономической преступностью является то, что она представляет собой вид государственной службы и политической деятельности специально уполномоченных на то законом лиц[38]. Направленность работы оперативного сотрудника определяется теми задачами, которые ставит перед ним закон об оперативно-розыскной деятельности. Чтобы успешно решать их, оперативный работник должен иметь прежде всего хорошо развитую профессиональную направленность, которая всегда выступает как стержневое свойство личности. Кроме того, важнейшим качеством профессиональной деятельности оперработника является его моральный облик, высокая нравственность? Есть точка зрения, что оперативно-розыскная деятельность — это придаток следственной работы, допроцессуальная стадия уголовного расследования и только. Однако это не соответствует природе ее общественной необходимости и социальной обусловленности. Иной вопрос, что она в определенной степени является обеспечивающей по отношению к функциям дознания и предварительного следствия. М.С. Строгович писал: "Оперативно-розыскная деятельность - это совокупность различных действий, не имеющих процессуального характера и не облекаемых в процессуальные формы. Подобные действия проводятся в целях обнаружения преступления и преступника". В экономической сфере оперативно-розыскную деятельность всегда отличали действия повышенно рискованного характера. Это предъявляет к сотрудникам, занимающимся ею, высокие требования к морально-психологической и профессионально-психологической подготовленности, устойчивости, преданности долгу, смелости, самообладанию. Высоки требования и к организации оперативно-розыскной деятельности, к ее руководителю. Наряду с тем, что ему необходимо обладать теми же профессионально-психологическими качествами, которые присущи рядовому оперативному работнику, руководитель в сфере оперативно-розыскной деятельности должен представлять собой зрелую в политическом отношении личность. Его политическим кредо должны являться принципы, закрепленные нормативно в Законе об оперативно-розыскной деятельности, который однозначно запрещает органам и должностным лицам, осуществляющим ее, предпринимать свои действия в интересах какой-либо политической партии и оказывать влияние через свои негласные возможности на характер деятельности органов представительной и судейской власти, а также общественных объединений или религиозных организаций, зарегистрированных в установленном законе порядке. Это предъявляет высокие требования к гражданственности, патриотизму, беспристрастности, верности закону руководителей оперативных подразделений БЭП и БОП. Закон устанавливает также, что гражданство, национальность, пол, местожительство, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии, политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием в выполнении в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории России, если иное не предусмотрено законом. Это тоже предъявляет особые требования к профессионализму и личным качествам оперативных работников. По существу психологические положения содержат и требования закона о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативных мероприятий по раскрытию преступлений только после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вопросом профессионализма и престижа выступает тут предельно честное и предельно достоверное отношение оперативника к представляемой следователю информации, способность критически осуществлять ее самооценку. Это усугубляется установленным порядком контроля за деятельностью оперативно-розыскных аппаратов, а также предоставленной гражданам возможностью обжаловать их действия в судебном порядке (ст. 3, 5 Закона).

Важность твердых психологических установок на соблюдение законности, норм права в сознании оперативных работников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскными методами защиту экономики — важнейшей сферы человеческой деятельности, — трудно переоценить. Правовой фактор в деятельности органов внутренних дел в целом всегда имел важнейшее значение в связи с тем, что они относятся к числу органов управления, которым "предоставлена возможность известного усмотрения, индивидуального регулирования общественных отношений".[39] Подобное "усмотрение" широко может применяться в оперативно-розыскной деятельности, поэтому именно здесь необходимо взаимопроникновение права и психологии.


Глава 2. Криминологическая характеристика экономической преступности

2.1 Экономическая преступность: понятие и основные характеристики. Связь "теневой" экономики и экономической преступности

Под экономической преступностью следует понимать совокупность преступных посягательств, причиняющих вред охраняемым законом экономическим интересам общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений.

Совершаемые в экономической сфере преступления относятся к группе высоколатентных. По мнению экспертов-криминологов, в общей сложности выявляется 15-20% преступлений подобного рода. Таким образом, реальное положение дел в этой области как минимум в 5-6 раз хуже регистрируемого уголовной статистикой.

При исследовании экономической преступности часто используется понятие "теневая экономика". "Теневая экономика" - совокупность противоправных сделок с товарами и услугами, не отраженных в соответствующей системе регистрации. Разумеется, далеко не все сферы "теневой экономики" представляют собой экономическую преступность, однако само существование "теневой" сферы экономической активности является питательной средой для такой преступности.

В последние годы сформировались криминальные сектора "теневой экономики", непосредственно связанные с экономической преступностью. К ним можно отнести:

·  криминальный рынок оружия и военной техники, формирующийся за счет хищений военного имущества с армейских складов, незаконной продажи оружия и военного снаряжения, хищений с оружейных заводов, контрабанды; данный фактор является весьма значимым при оценке все возрастающей вооруженности преступности в целом, а также общей нестабильности как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, военной техники и снаряжения во многом взаимосвязан (и взаимообусловлен) с непрекращающимися этническими, националистическими и криминальными вспышками (Чечня, Северный Кавказ, Азербайджан, Грузия, Таджикистан и пр.);

·  незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов, включающий:

а) контрабандный вывоз из России радиоактивных элементов, драгоценных металлов, а также дорогостоящего сырья животного или растительного происхождения;

б) экспорт цветных и редкоземельных металлов по документам, оформленным на другую экспортную продукцию;

в) осуществление внешнеторговых сделок на неэквивалентной основе;

г) официально оформленный экспорт сырья, полуфабрикатов, изделий по намеренно заниженным ценам с целью последующей перепродажи (по данным правоохранитель-ныхорганов, от20до25% разницы цен поступают на заграничные счета руководства фирм-продавцов);

·  "отмывание" денег, полученных незаконным путем;

·  сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения (проверками в 1993 году установлено, что каждый четвертый проверяемый нарушает налоговое законодательство);

·  криминологически значимые последствия приватизации: весьма распространенными являются случаи противоправного завладения имуществом предприятий (руководители предприятий и организаций незаконно завладевают контрольными пикетами акций с последующей дачей взяток работникам Государственного комитета по управлению имуществом при оформлении документов о приватизации). В ряде случаев зарегистрированы факты силового воздействия организованных преступных структур на "нежелательных конкурентов", что обеспечивало возможность контроля над акционируемыми предприятиями. При этом отдельные лица приобретают огромные пакеты акций наиболее прибыльных компаний без предъявления декларации о доходах. Так, В.Полеванов, возглавлявший в свой время Госкомимущество РФ сообщил следующее: "Когда я поднял списки 600 акционеров Газпрома, там на первом месте оказался некто Тимофеев, который в 1993 году купил 210 миллионов акций, заплатив 2 миллиарда 100 миллионов рублей. На втором месте был еще один такой же человек, который купил 130 миллионов акций, заплатив 1 миллиард 300 миллионов рублей, и т.д. Откуда у них такие деньги, неизвестно. При желании можно, разумеется, выяснить (имеется адрес этого Тимофеева и всех других), но для этого нужна смена правительства и смена парадигмы развития страны. Декларация о доходах жизненно необходима для того, чтобы не происходила дальнейшая криминализация, поскольку число преступлений, связанных с приватизацией, в 1993 году составило 28 тысяч, в 1994 году - всего лишь 2 тысячи. Думаю, что это не более чем верхушка айсберга, поскольку в 1994 году просто научились уже более профессионально прятать концы в воду";

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.