Согласно Закону о правовом положении иностранцев установлены
определенные категории иностранных граждан в соответствии с режимом их нахождения
в Российской Федерации:
а) постоянно проживающие;
б) временно проживающие;
в) временно пребывающие.
От режима нахождения иностранных граждан на территории
Российской Федерации во многом зависит их право на осуществление трудовой
деятельности в России.
Наиболее многочисленной категорией иностранных граждан,
находящихся на территории Российской Федерации, являются временно пребывающие
иностранные граждане. Согласно Закону о правовом положении иностранцев временно
пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, прибывшее
в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения
визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или
разрешения на временное проживание.
В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете
иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающие в Российской
Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания[19].
При этом под местом пребывания иностранного гражданина понимается жилое
помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение
или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства
находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без
гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке,
установленном Законом о миграционном учете.
Можно выделить ряд общих моментов, определяющих правовой
статус иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации
с целью осуществления трудовой деятельности:
1) цель фактической деятельности иностранных граждан в
Российской Федерации должна соответствовать цели их въезда в Россию, заявленной
при получении визы или при пересечении государственной границы;
2) работодатель, желающий привлечь к трудовой деятельности
иностранных граждан, должен в установленном порядке получить от уполномоченного
органа субъекта Российской Федерации подтверждение о возможности полного или
частичного удовлетворения его заявки на привлечение иностранной рабочей силы;
3) заключение трудовых отношений с работодателем, заказчиком
работ (услуг) осуществляется на основании требований миграционного и трудового
законодательства;
4) работодатель, в случае привлечения к работе граждан
государств, с которыми у России действует визовой режим взаимных поездок,
должен заблаговременно получить разрешение на привлечение и использование иностранных
работников и оформить каждому потенциальному иностранному работнику
персональное приглашение на въезд в Российскую Федерацию;
5) иностранный гражданин для осуществления трудовой
деятельности на законных основаниях должен иметь разрешение на работу или
патент;
6) трудовые отношения с временно пребывающими в Российской
Федерации иностранными гражданами носят срочный характер и должны, соответственно,
оформляться срочным трудовым договором;
7) состояние здоровья привлекаемого к трудовой деятельности
иностранного гражданина должно отвечать требованиям, установленным российским законодательством.
В соответствии со статьей 5 Закона о правовом положении
иностранцев срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской
Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев,
предусмотренных этим законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации
иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем
получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных
упомянутым законом.
Иностранные граждане данной категории, прибывшие в
Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности и вставшие на
миграционный учет в соответствующем территориальном органе ФМС России, могут
обратиться в миграционный орган за разрешением на работу, срок действия которого
не может превышать разрешенного срока временного пребывания.
В настоящее время без визы в Россию могут въезжать граждане
следующих государств-участников СНГ: Республики Беларусь, Казахстана,
Таджикистана, Кыргызской Республики, Украины, Азербайджана, Узбекистана,
Молдовы, Армении.
В течение указанного срока иностранный гражданин, прибывший
в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, вправе подыскивать устраивающее
его место работы, а в случае отрицательного результата – обязан выехать из
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о правовом
положении иностранцев в случае заключения иностранным гражданином трудового или
гражданско-правового договора между с работодателем срок его временного пребывания
в Российской Федерации может быть продлен на срок действия заключенного
договора, исчисляемый со дня въезда иностранца в Российской Федерации, но не
более чем на 1 год.
Указанное ограничение срока временного пребывания не
распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления
трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также
на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со
статьей 13.3 указанного закона и с частью 2 статьи 16 Федерального закона «Об
инновационном центре «Сколково»[20].
С учетом формы бланка разрешения на работу, не позволяющей
вносить в него изменения, продление срока действия разрешения на работу
осуществляется путем выдачи иностранному гражданину нового бланка разрешения на
работу. В квоте выдачи разрешений на работу учитывается только первый,
90-дневный, бланк разрешения.
В соответствии с Приказом ФМС России[21]
в бланк разрешения на работу при его продлении вносятся реквизиты работодателя,
с которым иностранный гражданин заключил трудовой договор.
Приказом ФМС России от 26 февраля 2009 г. № 36[22]
дополнительно указывается, что при выдаче разрешений на работу иностранным
гражданам территориальные органы должны руководствоваться, в том числе,
положениями пунктов 1 и 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №
115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В случае трудоустройства иностранного гражданина и
представления им в территориальный орган ФМС России заключенного договора, ему
продлевается срок пребывания в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального
закона и одновременно оформляется разрешение на работу на срок действия заключенного
договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда на территорию
Российской Федерации.
Пунктами 45, 46 и 136.7
Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости
населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным
агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о
привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на
привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на
работу иностранным гражданам и лицам без гражданства[23],
определено, что выдача иностранному гражданину разрешения на работу
рассматривается как юридически значимое действие и за его совершение взимается
государственная пошлина.
Обзор видов трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.
В соответствии со статьей 2 Закона о правовом положении
иностранцев трудовой деятельностью иностранца в Российской Федерации является
его работа на основании трудового договора или гражданско-правового договора на
выполнение работ (оказание услуг).
Таким образом, согласно положениям данной статьи,
иностранные граждане в период пребывания в Российской Федерации вправе
осуществлять трудовую деятельность на основании заключения трудового договора
либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
В Законе о правовом положении иностранцев отсутствуют
ограничения в отношении трудовых отношений с участием иностранцев в какой-либо
определенной отрасли экономики. Поэтому законодательство допускает, что иностранные
граждане могут заниматься в Российской Федерации и другими видами деятельности,
как предусмотренными в Законе о правовом положении, так и осуществляемыми на
основе норм других федеральных законов, что подтверждается статьей 2 Закона о
занятости.
Данная норма закона разрешает иностранным гражданам
заниматься различными видами деятельности, выполнение которых позволяет считать
этих граждан занятыми трудовой деятельностью.
Согласно статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев
иностранные граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию, а также свободно использовать
свои способности и имущество в целях предпринимательской и иной, не запрещенной
законом, экономической деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством
Российской Федерации.
Например, в соответствии с Федеральным законом «Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации»[24],
иностранные граждане и лица без гражданства могут на условиях, установленных
данным законом, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации,
получать доходы и прибыль от предпринимательской деятельности в Российской
Федерации.
Вместе с тем, анализ содержания ст. 14 Закона о правовом
положении иностранцев показывает, что она не определяет отношения к
перечисленным в ней видам трудовой профессиональной деятельности, как это
указывается в ее названии, а на самом деле устанавливает запрет на занятие
иностранными гражданами отдельных должностей и занятие определенными видами
трудовой деятельности.
Иностранцам запрещается поступать на муниципальную службу,
замещать должности в составе судовых экипажей, быть членом экипажа военного
корабля или другого судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а
также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть
командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на
объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением
безопасности, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к
которым ограничен федеральным законом.
Надо заметить, что ограничение на занятие должности в
составе экипажа торговых судов расходится с нормой Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации[25].
Статья 56 Кодекса разрешает принимать в состав экипажа судна, плавающего под
Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства. В то же самое время они не могут
занимать должности капитана судна, старшего помощника, механика и
радиоспециалиста.
Кроме того, Правительство России запретило иностранцам в
2011 году заниматься розничной торговлей в палатках, на рынках и прочей розничной
торговлей вне магазинов, в также продавать алкогольные напитки, включая пиво и
фармацевтические товары[26].
В соответствии с этим документом, на 2011 год
устанавливается допустимая доля иностранных работников в розничной торговле
алкогольными напитками, включая пиво, «в размере 0% общей численности
работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами».
Точно такой же уровень установлен для иностранных
работников, занятых в розничной торговле фармацевтическими товарами, торговле в
палатках и на рынках, а также «прочей розничной торговле вне магазинов».
С 1 января 2007 года для иностранных мигрантов уже
действовал запрет на торговлю лекарствами, алкогольной и спиртосодержащей продукцией.
Также для найма иностранцев для работы вне магазинов уже была установлена
квота. Иностранцев в торговых палатках и ларьках должно быть не больше 40% от
общего числа продавцов.
Таким образом, характеристика трудовых отношений,
возникающих в ходе осуществления трудовой деятельности иностранного работника,
определяется его трудовым или гражданско-правовым договором, заключенным с
работодателем, заказчиком работ (услуг).
Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на основании
трудового договора[27]:
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской
Федерации[28]
(ТК РФ), которой определяется сфера действия норм трудового права и распространяются
на иностранных граждан нормы трудового законодательства, иностранные граждане
могут осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации на основании
трудового договора.
Согласно указанной статьи ТК РФ, на территории Российской
Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами,
содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с
участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или
учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием,
международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не
предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Следовательно, иностранные граждане, осуществляя трудовую
деятельность в Российской Федерации в соответствии с нормами трудового права, могут
являться как работниками, так работодателями.
Если иностранные граждане выступают в качестве работников,
то их трудовые отношения с работодателем определяются на основе заключенного трудового
договора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|