на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации

Отмечено, что ограничение квоты в использовании труда иностранцев способствует незаконной трудовой миграции. В чем роль инструмента квотирования?

Как считает исполнительный вице-президент РСПП, управляющий директор управления трудовых отношений и социальной политики Федор Прокопов, если это ограничение доступа иностранной рабочей силы для защиты национального рынка труда, то он не работает. Например, в силу прозрачных границ и свободного перемещения между странами СНГ. Подавляющее число граждан из стран с безвизовым режимом въезжают в РФ по личным мотивам - не на работу. Отследить, трудятся ли они или действительно гостят у родственников, крайне сложно. Вот уже громадный потенциал для нелегальной трудовой миграции и минуя все квоты.

Если квоты призваны отражать потребность экономики, то и это не работает - потребность не определяется методом прямого счета, то есть по головам. Например, В конце 2009 года правительство утвердило квоты для трудовых мигрантов по профессиональным группам. По металлургам ее размер на 2010 год странным образом совпал с квотой на кризисный 2009 год. Почему?

Ответ чиновников прост - такую потребность заявили работодатели в мае 2009 г., значит, это их промах. Ну не могли компании в это время дать объективную оценку на 2010 год. Но важно другое - разве это реальная потребность экономики? Это лишь один факт, свидетельствующий о том, что институт квотирования работает плохо.

Механизм квотирования настолько многоэтапен, что до конца его проходят самые упорные и законопослушные. Но подать заявку на квоту и согласовать ее еще не означает, что предприятию разрешат пригласить иностранца.

Является ли проблема квот стимулом расширения нелегальной миграции? Похоже, что и этот инструмент, избыточно усложненный, часто подталкивает законопослушных работодателей искать обходные пути. Это касается не крупнейших предприятий, которым по разным мотивам невыгодно играть с законодательством, а малых и средних предприятий[41].

Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом. В этой связи важную роль в решении проблемы мигрантов играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации.

Как считает Директор ФМС России К.О.Ромодановский, «необходимо принять федеральный закон о частных агентствах занятости либо федеральный закон об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных граждан. Для этого необходима, прежде всего, политическая воля. Безусловно, можно много дискутировать, можно находить какие-то неточности в проекте этого закона, но то, что он необходим – это наше твердое убеждение, и полагаю, что, приняв закон о частных агентствах занятости, государство во многом снимет излишние вопросы и введет эту сферу в правовое поле. На сегодняшний день не запрещается работа частных агентств занятости, но возникает ряд различных толкований в связи с отсутствием такого закона.

Безусловно, нужна стратегия, то есть, необходима Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, я об этом говорил уже не один раз»[42].

Есть случаи, когда обращения мигрантов в судебные органы являются основанием признания не действующими отдельных положений нормативно-правовых актов, т.е. носят корректирующий законодательство характер.

В качестве примера в указанной области можно привести следующие:

1) Верховный Суд Российской Федерации решением от 27 марта 2008 г . № ГКПИ07-1669 при рассмотрении дела об оспаривании пункта 11 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г . № 789, постановил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 11 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г . № 789, в части, возлагающей на иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, обязанность представлять в территориальный орган Федеральной миграционной службы одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документ, подтверждающий наличие у данного гражданина жилого помещения, на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение

2. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 17066/08 в порядке надзора пересмотрел и отменил решения арбитражных судов низшей инстанции, ранее удовлетворивших иск юридического лица «Производственно-коммерческая фирма «АРК-Плюс». Речь идет о том, что гражданин Ирана, являющийся генеральным директором указанной фирмы, осуществлял трудовую деятельность в качестве генерального директора без оформления соответствующего разрешения на работу , пользуясь разрешением на работу , выданным на работу в другой организации – «Производственно-коммерческой фирме «Хорам». В связи с тем, что разрешение на работу выдается иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности у конкретного работодателя, то использование иностранным работником разрешения на работу, выданного на другое юридическое лицо, является неправомочным.

Решение множества проблем, касающихся различных аспектов пребывания мигрантов в Российской Федерации и осуществления трудовой деятельности, невозможно без системного подхода и применения инновационных технологий в сфере услуг, востребованных трудовыми мигрантами и работодателями, желающими нанять их на работу.

В качестве конкретных мер, направленных на решение комплекса проблем мигрантов в ходе их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, а также работодателей, привлекающих их к трудовой деятельности, можно было бы рекомендовать следующие:

1. Осуществить мероприятия по созданию инфраструктуры на основе комплексных миграционных центров, упорядочивающей приток мигрантов на основе их организованного подбора и привлечения к трудовой деятельности, возможно, по типу университетских городков, в которых мигранты могли бы получить помощь в период адаптации к новым условиям жизни, обеспечении их физической безопасности.

2. Разработать единую программу открытия в государствах исхода трудящихся-мигрантов комплексных миграционных центров, осуществляющих организованный подбор и привлечение из государств-участников СНГ в Российскую Федерацию иностранных работников, прежде всего квалифицированных.

3. Ускорить решение вопроса о создании специализированных учреждений для содержания в соответствии с судебными решениями иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации.

4. Создать при руководящих органах субъектов Российской Федерации координационные органы (межведомственные комиссии) по вопросам миграции и взаимодействию с диаспорами (общественными объединениями выходцев из других государств).

5. Подготовить согласованные предложения по совершенствованию действующего порядка определения потребности в привлечении иностранной рабочей силы в Российской Федерации и формированию квот, базирующиеся на рыночных закономерностях.

Рассмотрев актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления, можно сделать следующие выводы:

Среди факторов, позволяющих обеспечивать нормальное управление миграционными процессами в Российской Федерации, несмотря на сложности, обусловленные кризисными последствиями, перераспределением сформировавшихся в предшествующие годы миграционных потоков практически на всем европейском пространстве, первостепенное значение имеют нормативные правовые механизмы, введенные в действие с 2007 года. Их реализация с помощью правоприменительной практики свидетельствует об их системной устойчивости и способности к саморегулированию.

Кроме того, заложенный в них потенциал позволяет по мере накопления соответствующего опыта в сфере регулирования миграционных процессов вносить в действующее миграционное законодательство прогрессивные изменения и дополнения.

Изменения миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007г., обозначили новые ориентиры и кардинальное изменение российской миграционной политики, которые выразились:

1.  в четко обозначенной группе государств, на граждан которых Россия намерена ориентироваться как на своих предпочтительных миграционных партнеров;

2.  в стремлении легализировать трудовую миграцию;

3.  в регулировании трудовой миграции как приоритетном направлении государственной миграционной политики;

4.  в смещении направлений в борьбе с незаконной миграцией с самих мигрантов на работодателей, нарушающих миграционное и трудовое законодательство;

5.  в повышении миграционной привлекательности России путем либерализация миграционного законодательства.

В последние годы был принят ряд важных решений области миграционной политики: сокращение квот, ужесточение и увеличение контрольно-проверочных мероприятий и т.д.


Заключение

Цель настоящей работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Правовое положение иностранной рабочей силы в современной России» можно сделать следующие выводы:

1. Миграционные процессы, происходящие в современном мире принимают такие масштабы, что от успешного его решения зависит социальная, политическая и экономическая стабильность страны, судьбы людей, уровень и качество их жизни, государственная и национальная безопасность в целом. Оптимизация этих процессов требует взаимодействия и координации на межгосударственном и межведомственном уровне. Необходимость регулирования миграции не подвергается сомнению. Проблема – в поиске разумного баланса между максимизацией выгоды от притока мигрантов и минимизации неизбежных социальных рисков.

2. Потребность в иностранной рабочей силе есть и у бизнеса, и у государства, например, на олимпийских объектах, у организаций в сфере ЖКХ. Работодателю нужна разная рабочая сила, разной квалификации. Как для выполнения работ, не требующих высокой квалификации, так и высокоинтеллектуальные специалисты. В России сложился кадровый дефицит на двух полюсах. С одной стороны, это дефицит профессионалов - качественно подготовленных рабочих, которые могут зарабатывать даже больше, чем выпускники некоторых вузов. И на другом полюсе - сохраняется потребность в кадрах, не требующих высокой квалификации. Часто достаточно только простых навыков.

3. В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать – постоянно и временно – много иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституция России устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

4. Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

5. В целом, если оценивать соотношение нормативных правовых актов, регулирующих миграционные процессы в Российской Федерации, с точки зрения их юридической силы, то можно прийти к выводу, что значительное их число имеет характер подзаконных актов, регламентирующих и уточняющих «правила игры» для ее участников – государственных органов, иностранных граждан, работодателей.

Такое положение создает существенные трудности для их практического использования ввиду сложности конструкции итоговой правовой нормы, содержание которой, в свою очередь, определяется множеством самостоятельных нормативных правовых документов.

6. Законодательство, регулирующее миграционные процессы в Российской Федерации, представляет довольно сложную, многоплановую конструкцию, понимание и практическое владение которой вызывает определенные затруднения у неспециалистов в этой области, в особенности, у работодателей и иностранных граждан, намеривающихся или уже работающих по найму у юридических и физических лиц в Российской Федерации.

В настоящее время в сфере миграции действует множество нормативных правовых актов различного уровня юрисдикции, определяющие характер правоотношений государственных органов, работодателей и иностранных граждан. Многие положения, непосредственно касающиеся регулирования миграционных процессов, изложены в самостоятельных нормативных правовых актах. В результате, их восприятие как целостной системы, регламентирующей взаимоотношения участников миграционных процессов, прежде всего в сфере трудовой миграции, а также возможность комментирования норм права в целях практического применения, существенно усложняется.

7. Изменения миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 г., обозначили новые ориентиры и кардинальное изменение российской миграционной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.