Отмечено, что ограничение квоты в использовании труда
иностранцев способствует незаконной трудовой миграции. В чем роль инструмента
квотирования?
Как считает исполнительный вице-президент РСПП, управляющий
директор управления трудовых отношений и социальной политики Федор Прокопов,
если это ограничение доступа иностранной рабочей силы для защиты национального
рынка труда, то он не работает. Например, в силу прозрачных границ и свободного
перемещения между странами СНГ. Подавляющее число граждан из стран с безвизовым
режимом въезжают в РФ по личным мотивам - не на работу. Отследить, трудятся ли
они или действительно гостят у родственников, крайне сложно. Вот уже громадный
потенциал для нелегальной трудовой миграции и минуя все квоты.
Если квоты призваны отражать потребность экономики, то и это
не работает - потребность не определяется методом прямого счета, то есть по
головам. Например, В конце 2009 года правительство утвердило квоты для трудовых
мигрантов по профессиональным группам. По металлургам ее размер на 2010 год
странным образом совпал с квотой на кризисный 2009 год. Почему?
Ответ чиновников прост - такую потребность заявили
работодатели в мае 2009 г., значит, это их промах. Ну не могли компании в это
время дать объективную оценку на 2010 год. Но важно другое - разве это реальная
потребность экономики? Это лишь один факт, свидетельствующий о том, что
институт квотирования работает плохо.
Механизм квотирования настолько многоэтапен, что до конца
его проходят самые упорные и законопослушные. Но подать заявку на квоту и
согласовать ее еще не означает, что предприятию разрешат пригласить иностранца.
Является ли проблема квот стимулом расширения нелегальной
миграции? Похоже, что и этот инструмент, избыточно усложненный, часто
подталкивает законопослушных работодателей искать обходные пути. Это касается
не крупнейших предприятий, которым по разным мотивам невыгодно играть с законодательством,
а малых и средних предприятий[41].
Рассматривая развитие институтов гражданского общества в
сфере миграции, необходимо отметить, что проблема миграции сложна и
многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур,
сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во
взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским
обществом. В этой связи важную роль в решении проблемы мигрантов играют
общественные, неправительственные и другие негосударственные организации.
Как считает Директор ФМС России К.О.Ромодановский, «необходимо
принять федеральный закон о частных агентствах занятости либо федеральный закон
об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных
граждан. Для этого необходима, прежде всего, политическая воля. Безусловно,
можно много дискутировать, можно находить какие-то неточности в проекте этого
закона, но то, что он необходим – это наше твердое убеждение, и полагаю, что,
приняв закон о частных агентствах занятости, государство во многом снимет
излишние вопросы и введет эту сферу в правовое поле. На сегодняшний день не
запрещается работа частных агентств занятости, но возникает ряд различных
толкований в связи с отсутствием такого закона.
Безусловно, нужна стратегия, то есть, необходима Концепция
государственной миграционной политики Российской Федерации, я об этом говорил
уже не один раз»[42].
Есть случаи, когда обращения мигрантов в судебные органы
являются основанием признания не действующими отдельных положений
нормативно-правовых актов, т.е. носят корректирующий законодательство характер.
В качестве примера в указанной области можно привести
следующие:
1) Верховный Суд Российской Федерации решением от 27 марта
2008 г . № ГКПИ07-1669 при рассмотрении дела об оспаривании пункта 11 Положения
о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное
проживание, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
1 ноября 2002 г . № 789, постановил признать недействующим со дня вступления
решения суда в законную силу пункт 11 Положения о выдаче иностранным гражданам
и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г . № 789, в
части, возлагающей на иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином
Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации,
обязанность представлять в территориальный орган Федеральной миграционной службы
одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документ,
подтверждающий наличие у данного гражданина жилого помещения, на основаниях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан
Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных
по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для
проживания жилое помещение
2. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 17066/08 в порядке надзора пересмотрел
и отменил решения арбитражных судов низшей инстанции, ранее удовлетворивших иск
юридического лица «Производственно-коммерческая фирма «АРК-Плюс». Речь идет о
том, что гражданин Ирана, являющийся генеральным директором указанной фирмы,
осуществлял трудовую деятельность в качестве генерального директора без
оформления соответствующего разрешения на работу , пользуясь разрешением на
работу , выданным на работу в другой организации –
«Производственно-коммерческой фирме «Хорам». В связи с тем, что разрешение на
работу выдается иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности
у конкретного работодателя, то использование иностранным работником разрешения
на работу, выданного на другое юридическое лицо, является неправомочным.
Решение множества проблем, касающихся различных аспектов
пребывания мигрантов в Российской Федерации и осуществления трудовой деятельности,
невозможно без системного подхода и применения инновационных технологий в сфере
услуг, востребованных трудовыми мигрантами и работодателями, желающими нанять
их на работу.
В качестве конкретных мер, направленных на решение комплекса
проблем мигрантов в ходе их пребывания и осуществления трудовой деятельности в
Российской Федерации, а также работодателей, привлекающих их к трудовой
деятельности, можно было бы рекомендовать следующие:
1. Осуществить мероприятия по созданию инфраструктуры на
основе комплексных миграционных центров, упорядочивающей приток мигрантов на
основе их организованного подбора и привлечения к трудовой деятельности,
возможно, по типу университетских городков, в которых мигранты могли бы
получить помощь в период адаптации к новым условиям жизни, обеспечении их
физической безопасности.
2. Разработать единую программу открытия в государствах
исхода трудящихся-мигрантов комплексных миграционных центров, осуществляющих организованный
подбор и привлечение из государств-участников СНГ в Российскую Федерацию
иностранных работников, прежде всего квалифицированных.
3. Ускорить решение вопроса о создании специализированных
учреждений для содержания в соответствии с судебными решениями иностранных граждан
и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации.
4. Создать при руководящих органах субъектов Российской
Федерации координационные органы (межведомственные комиссии) по вопросам миграции
и взаимодействию с диаспорами (общественными объединениями выходцев из других
государств).
5. Подготовить согласованные предложения по
совершенствованию действующего порядка определения потребности в привлечении
иностранной рабочей силы в Российской Федерации и формированию квот, базирующиеся
на рыночных закономерностях.
Рассмотрев актуальные
проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления,
можно сделать следующие выводы:
Среди факторов, позволяющих обеспечивать нормальное
управление миграционными процессами в Российской Федерации, несмотря на
сложности, обусловленные кризисными последствиями, перераспределением сформировавшихся
в предшествующие годы миграционных потоков практически на всем европейском
пространстве, первостепенное значение имеют нормативные правовые механизмы,
введенные в действие с 2007 года. Их реализация с помощью правоприменительной
практики свидетельствует об их системной устойчивости и способности к
саморегулированию.
Кроме того, заложенный в них потенциал позволяет по мере
накопления соответствующего опыта в сфере регулирования миграционных процессов
вносить в действующее миграционное законодательство прогрессивные изменения и
дополнения.
Изменения миграционного
законодательства, вступившего в силу в 2007г., обозначили новые ориентиры и
кардинальное изменение российской миграционной политики, которые выразились:
1.
в четко обозначенной группе
государств, на граждан которых Россия намерена ориентироваться как на своих
предпочтительных миграционных партнеров;
2.
в стремлении легализировать
трудовую миграцию;
3.
в регулировании трудовой миграции
как приоритетном направлении государственной миграционной политики;
4.
в смещении направлений в борьбе с
незаконной миграцией с самих мигрантов на работодателей, нарушающих
миграционное и трудовое законодательство;
5.
в повышении миграционной
привлекательности России путем либерализация миграционного законодательства.
В последние годы был
принят ряд важных решений области миграционной политики: сокращение квот,
ужесточение и увеличение контрольно-проверочных мероприятий и т.д.
Заключение
Цель настоящей работы
достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого
исследования по теме: «Правовое положение иностранной рабочей силы в
современной России» можно сделать следующие выводы:
1. Миграционные процессы, происходящие в современном мире
принимают такие масштабы, что от успешного его решения зависит социальная, политическая
и экономическая стабильность страны, судьбы людей, уровень и качество их жизни,
государственная и национальная безопасность в целом. Оптимизация этих процессов
требует взаимодействия и координации на межгосударственном и межведомственном
уровне. Необходимость регулирования миграции не подвергается сомнению. Проблема
– в поиске разумного баланса между максимизацией выгоды от притока мигрантов и
минимизации неизбежных социальных рисков.
2. Потребность в иностранной рабочей силе есть и у бизнеса,
и у государства, например, на олимпийских объектах, у организаций в сфере ЖКХ.
Работодателю нужна разная рабочая сила, разной квалификации. Как для выполнения
работ, не требующих высокой квалификации, так и высокоинтеллектуальные
специалисты. В России сложился кадровый дефицит на двух полюсах. С одной
стороны, это дефицит профессионалов - качественно подготовленных рабочих,
которые могут зарабатывать даже больше, чем выпускники некоторых вузов. И на
другом полюсе - сохраняется потребность в кадрах, не требующих высокой квалификации.
Часто достаточно только простых навыков.
3. В результате проводимого Российской Федерацией курса на
преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом
на территории Российской Федерации стало проживать – постоянно и временно –
много иностранных граждан и лиц без гражданства.
Конституция России устанавливает, что они пользуются правами
и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только
в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской
Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
4. Иностранные граждане могут осуществлять трудовую
деятельность на территории РФ на основании трудового договора либо гражданско-правового
договора на выполнение работ (оказание услуг).
5. В целом, если оценивать соотношение нормативных правовых
актов, регулирующих миграционные процессы в Российской Федерации, с точки зрения
их юридической силы, то можно прийти к выводу, что значительное их число имеет
характер подзаконных актов, регламентирующих и уточняющих «правила игры» для ее
участников – государственных органов, иностранных граждан, работодателей.
Такое положение создает существенные трудности для их
практического использования ввиду сложности конструкции итоговой правовой
нормы, содержание которой, в свою очередь, определяется множеством самостоятельных
нормативных правовых документов.
6. Законодательство, регулирующее миграционные процессы в
Российской Федерации, представляет довольно сложную, многоплановую конструкцию,
понимание и практическое владение которой вызывает определенные затруднения у
неспециалистов в этой области, в особенности, у работодателей и иностранных
граждан, намеривающихся или уже работающих по найму у юридических и физических
лиц в Российской Федерации.
В настоящее время в сфере миграции действует множество
нормативных правовых актов различного уровня юрисдикции, определяющие характер
правоотношений государственных органов, работодателей и иностранных граждан.
Многие положения, непосредственно касающиеся регулирования миграционных
процессов, изложены в самостоятельных нормативных правовых актах. В результате,
их восприятие как целостной системы, регламентирующей взаимоотношения
участников миграционных процессов, прежде всего в сфере трудовой миграции, а
также возможность комментирования норм права в целях практического применения,
существенно усложняется.
7. Изменения миграционного
законодательства, вступившего в силу в 2007 г., обозначили новые ориентиры и
кардинальное изменение российской миграционной политики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|