Порядок получения разрешений на привлечение и использование
иностранных работников:
Основанием для оформления и выдачи разрешения на привлечение
и использование иностранных работников является обращение работодателя, заказчика
работ (услуг) в ФМС России или ее территориальный орган с заявлением о выдаче
разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами,
предусмотренными Административным регламентом.
В случае отказа в предоставлении государственной услуги
представленные документы возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) и
ему разъясняются причины и основания отказа, оформляется решение в письменной
форме, которое выдается на руки работодателю, заказчику работ (услуг).
Срок оформления и выдачи ФМС России и ее территориальными
органами разрешения на привлечение и использование иностранных работников или
отказа в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников
не должен превышать 30 дней со дня приема документов.
Выдача работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешения на
работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке,
требующем получения визы:
Для получения разрешения на работу иностранным гражданам,
работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в территориальный
орган ФМС России документы, установленные Административным регламентом[34].
В случае выявления оснований для отказа в выдаче разрешения
на работу иностранному гражданину, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации
данного решения работодателю, заказчику работ (услуг) должно быть направлено
письменное уведомление с изложением причины отказа (см.Прил.1).
Выдача иностранным гражданам разрешения на работу, прибывшим
в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы:
Для получения разрешения на работу иностранным гражданам иностранный
гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения
визы, представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган
документы, установленные Административным регламентом.
Юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных
иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не
требующем получения визы или представителем уполномоченной им по доверенности
организации, в установленном порядке осуществляющей трудоустройство иностранных
граждан в Российской Федерации, либо лицом, выступающим в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя
данного иностранного гражданина, является их регистрация при приеме в ФМС
России или ее территориальном органе.
В соответствии с п. 7 статьи 13.1 Закона о правовом
положении иностранцев территориальный орган ФМС России не позднее 10 рабочих
дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию
в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на
работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или
уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.
Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично
по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого
Российской Федерацией в этом качестве.
В случае выявления оснований для отказа в выдаче разрешения
на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке,
не требующем получения визы, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации
решения об отказе должно быть направлено письменное уведомление с изложением
причины отказа.
Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем
многоуровневую защиту от подделок, и выполненном в виде пластиковой карты
стандартного размера, являющейся документом строгой отчетности, форма которого
утверждается ФМС России.
За выдачу иностранцу разрешения на работу взимается
государственная пошлина. В соответствии с изменениями в Налоговый Кодекс РФ,
внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2009 г . №
374-ФЗ, с 29 января 2010 г. ее величина составляет 2000 рублей. Повышена также
величина госпошлины при оформлении разрешения на привлечение и использование
иностранных работников. В этом случае работодателю придется уплачивать 6000
руб. за каждого привлекаемого иностранного работника.
Основания для приостановления действия выданного разрешения
на привлечение и использование иностранных работников и аннулирования
разрешения на работу:
ФМС России или ее территориальный орган вправе приостановить
действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в
случае выявления нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг) норм
миграционного законодательства, до устранения им в установленный срок допущенных
нарушений.
Приостановление действия выданного разрешения на привлечение
и использование иностранных работников производится, если работодатель:
- не обеспечил получение иностранным гражданином,
привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;
- не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган ФМС
России о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации;
- не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по
месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту
пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо
заключении с иностранным работником нового трудового договора или
гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо
аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;
- не направил в 3-дневный срок в территориальный орган ФМС
России информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора
или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также
о досрочном расторжении договора;
- не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган ФМС
России, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий
вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места
работы или места пребывания;
- не обеспечил соблюдение гарантий материального,
медицинского и жилищного обеспечения иностранному гражданину.
Приостановление действия выданного разрешения на привлечение
и использование иностранных работников производится на основании решения ФМС
России или ее территориального органа, оформленного в соответствии с
приложением № 11 к Административному регламенту, с указанием вида нарушения и
срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.
Разрешение на привлечение и использование иностранных
работников аннулируется в случае:
–
подачи работодателем соответствующего заявления;
–
ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального
предпринимателя;
–
выявления факта представления работодателем недостоверных сведений при
подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование
иностранных работников;
–
использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта
(субъектов) РФ, в котором ему разрешено их привлекать;
–
не устранения работодателем допущенных нарушений в предписанный срок.
Таким образом, в целом, если оценивать соотношение
нормативных правовых актов, регулирующих миграционные процессы в Российской
Федерации, с точки зрения их юридической силы, то можно прийти к выводу, что
значительное их число имеет характер подзаконных актов, регламентирующих и
уточняющих «правила игры» для ее участников – государственных органов,
иностранных граждан, работодателей.
Такое положение создает существенные трудности для их
практического использования ввиду сложности конструкции итоговой правовой
нормы, содержание которой, в свою очередь, определяется множеством самостоятельных
нормативных правовых документов.
Результаты правоприменительной практики ФМС России в 2007 г.
после вступления в силу нового миграционного законодательства продемонстрировали,
что принятые законодательные меры в сфере миграции принесли зримый позитивный
эффект. В сравнении с предшествующими годами значительно возросла численность
иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке,
которые выбрали законный путь осуществления трудовой деятельности.
Согласно данным сборника ФМС России в 2007 году, т.е. в
первом году применения нового миграционного законодательства, на миграционный
учет было поставлено почти 8 млн. иностранных граждан (в два раза больше, чем в
2006 г.), свыше 1,7 млн. трудовых мигрантов получили разрешения на работу (в 3
раза больше, чем в 2006 г.). При этом 85% всех трудовых мигрантов в Российской
Федерации составили граждане государств-участников СНГ[35].
В 2008 году число иностранных граждан, вставших на
миграционный учет, увеличилось на 1,3 млн. по сравнению с 2007 годом (или на
16,7%) и составило 9,2 млн. человек. В связи с воздействием, начиная со второй
половины 2008 года, мирового финансово-экономического кризиса на экономику
Российской Федерации и ростом безработицы, численность трудящихся-мигрантов,
квота на которых была увеличена почти до 4 млн. человек, реально на конец года
было выдано всего около 2,1 млн. разрешений на работу. Как и в предшествующие
годы, основной контингент иностранных работников составляли граждане,
прибывающие в Российскую Федерацию из государств СНГ (81%)[36].
В 2009 году на фоне последствий мирового
финансово-экономического кризиса тенденция на снижение численности привлекаемых
трудовых мигрантов получила дальнейшее развитие. В результате этот показатель
находился на уровне 1,4 млн. человек. На фоне продолжающегося роста безработицы
в Российской Федерации указанную величину можно рассматривать как адекватный
спрос на иностранную рабочую силу в нынешних посткризисных условиях[37].
Правительство РФ ограничило квоту на привлечение иностранной
рабочей силы в 2011 году на 200 тыс. чел. – до 1,745 млн. чел. Приглашения на
въезд в страну для работы получат около 500 тыс. чел.
Но по большому счету уменьшение квот на мигрантов мало что
дает. Во-первых, нелегальную миграцию еще никому не удавалось отменить. А
во-вторых, и, в-главных, — сложно контролировать процесс, пока нет четкого понимания,
зачем России иностранные работники.
Сегодня в России, согласно данным Федеральной миграционной
службы, находится порядка 7 млн. мигрантов. Среди них 1,8-1,9 млн. человек
прибыли в Россию с конкретной целью, к примеру, учиться и другими, не
связанными с трудовой деятельностью целями, что подтверждено документами.
Остальные 5 млн. человек, как рассказал глава ФМС Константин
Ромодановский, приехали «либо работать, либо с частными целями, последних примерно
полмиллиона». «Но только 1 млн. из работающих делают это по разрешительным
документам», - отметил он[38].
То есть, 4,5 млн. мигрантов приехали легально, но трудовую
деятельность осуществляют незаконно. При этом, по оценкам специалистов, на которых
сослался глава ФМС, России необходимо как минимум 5 млн. трудовых мигрантов.
В настоящее время результаты последних двух лет
правоприменительной практики в сфере трудовой миграции, носящие отпечаток
либеральных реформ в миграционном законодательстве, вызывают противоречивые
оценки и настроения в российском обществе.
В продолжение изменений и дополнений, вступивших в силу с 15
января 2007 г., на тот момент ознаменовавших качественный поворот миграционной
политики от запретов и ограничений в сторону расширения легитимного пространства
миграции, заинтересованными государственными структурами Российской Федерации
предпринимаются очередные шаги в направлении совершенствования регулирования
миграционных процессов.
12 мая Государственная Дума приняла в третьем, заключительном
чтении закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации»[39].
Его цели: совершенствование механизмов регулирования внешней
трудовой миграции и защита национального рынка труда от избыточного привлечения
иностранной рабочей силы.
Закон выделяет основные потоки внешней трудовой миграции.
Первый поток формируют иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие
для осуществления трудовой деятельности из государств, с которыми у Российской
Федерации действует визовой режим. Действующий порядок привлечения и
использования данной категории иностранных граждан остается без изменений.
Второй поток формируется за счет иностранных граждан и лиц
без гражданства, проживающих в государствах, с которыми у Российской Федерации
действует безвизовый режим, и являющихся квалифицированными специалистами,
имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, а
также научных сотрудников и преподавателей.
Этим иностранным гражданам на основании приглашения
работодателя выдается документ, разрешающий осуществлять трудовую деятельность
сразу с момента прибытия в Россию. Указанный документ выдается вне каких-либо
квот на срок действия трудового или гражданско-правового договора с пригласившим
иностранного гражданина работодателем.
По прибытии на территорию Российской Федерации иностранные
граждане и члены их семей (супруги и дети) на основании данного разрешения на
работу смогут получить вид на жительство также на срок действия договора и
приобрести правовой статус постоянно проживающих на территории Российской
Федерации иностранных граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|