1.2
Криминогенные
детерминанты преступлений, связанных с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений
и фонограмм
Проблема причин преступности является центральной проблемой криминологии.
Лишь на основе глубокого раскрытия причин преступности в обществе, по словам В.Н.
Кудрявцева, возможна эффективная разработка мер ее предупреждения[22].
Наряду с причинами и условиями преступности в современной
криминологической литературе существуют различные понятия, отражающие содержание
причинно - следственного комплекса преступности: обстоятельства, факторы, детерминанты
и др.
Поэтому ряд авторов говорят о том, что причины и условия
часто меняются местами. В связи с этим они предлагают вести речь об обстоятельствах,
способствующих совершению преступлений либо достижению преступного результата. Этой
точки зрения придерживаются А.Б. Сахаров[23], В.Н. Кудрявцев[24],
И.И. Карпец[25] и другие.
Причины и условия преступности как системы социально-негативных
явлений и процессов, совместное действие которых вызывает следствия -преступность
и преступления, Н.Ф. Кузнецова определяет родовым понятием «криминогенные детерминанты».
Латинское слово «determinare» означает
определять. Детерминировать соответственно означает определять, обусловливать, а
«детерминация» - процесс обусловливания, определения. При этом к причинам преступности
относятся социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической,
политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания[26].
Следует признать правильной позицию некоторых авторов полагающих,
что термины «причинность» и «детерминированность» синонимичны[27].
В своем исследовании при анализе криминогенных факторов преступлений, связанных
с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм я буду исходить
из концепции трехуровневой детерминации преступности. В соответствии с указанной
концепцией различают первый уровень детерминации преступности (макроуровень), который
определяется общим состоянием экономического развития страны, негативными явлениями,
имеющими место в политической, социальной, правовой и иных системах общества. Второй
уровень детерминации (микроуровень) преступлений, связанных с оборотом контрафактных
аудиовизуальных произведений и фонограмм представлен негативными явлениями, свойственными
самой системе реализации авторского и смежных прав, сложившейся в России. Третий
уровень (индивидуальный) представлен психологическими причинами совершения контрафакции
конкретными людьми. Необходимо иметь в виду, что факторы, действующие на первом
уровне, оказывают воздействие на личность как непосредственно, так и преломляясь
через призму факторов второго уровня детерминации. Факторы первого уровня являются
более общими, характерными для всей преступности в целом. Факторы же микроуровня
конкретизируют и детализируют факторы первого уровня применительно к рассматриваемой
сфере деятельности и, соответственно, сфере противодействия определенному виду преступлений.
Поскольку криминогенные факторы первого уровня являются общими для всех видов
преступлений, а также в связи с тем, что они достаточно подробно изложены в криминологической
литературе, мы не считаем целесообразным останавливаться в настоящей работе на их
анализе. Напротив, криминологические детерминанты, действующие на микроуровне, заслуживают
пристального внимания.
Однако прежде чем перейти к их анализу, необходимо отметить, что криминогенные
факторы данной группы также могут быть классифицированы.
Наиболее предпочтительной, на мой взгляд, является классификация криминогенных
детерминант по их содержанию. Соответственно, можно выделить факторы экономического,
политического, нравственно-психологического, социально-правового, технического,
организационно-управленческого характера.
В современной отечественной и зарубежной научной литературе
негативные явления в экономике нередко именуются системообразующими криминогенными
детерминантами и по традиции рассматриваются в первую очередь[28].
Я полагаю, что к числу основных экономических криминогенных
факторов преступлений, связанных с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений
и фонограмм в России следует отнести:
1. Высокую рентабельность контрафакции
в рассматриваемой сфере. Например, в розничной торговле норма прибыли от продажи DVD может достигать
1378%, CD – 700% по реализуемым новинкам. При этом норма прибыли при продаже легальной
продукции составляет соответственно 207% и 217%[29].
Структура стоимости лицензионной и контрафактной продукции
представлена на таблице 5.
Таблица 5
Производственная себестоимость компакт-дисков (CD)
|
Комплект оборудования
(производство матриц и 4 поточные машины) с обвязкой, установкой, помещениями |
30000000 дол. США |
Пластик: |
поликарбонат
оптический (12 гр.) |
0,036 дол. США |
полиэтилен (35гр.) |
0,02 дол. США |
Полиграфия |
0,06 дол. США |
Прочие производственные
расходы |
0,042 дол. США |
Итого: |
0,24 дол. США (DVD-0,35
дол. США) |
Средняя стоимость
CD и DVD дисков с аудио-видео треками
|
Легальная продукция |
Нелегальная
продукция |
Оптовые цены
(в руб.) |
DVD-диск 105-120 |
DVD-диск 45-50 |
CD-диск 60-70 |
CD-диск 30-35 |
Розничные цены |
DVD-диск 300-500 |
DVD-диск 80-150 |
CD-диск 140-200 |
CD-диск 50-100 |
|
|
|
|
|
Если наложить эти показатели на объемы продаж аудио-видео
продукции становится понятным, какой экономический интерес привлекает «пиратов».
2.
Низкую покупательскую
способность большинства занятого населения при довольно серьезных экономических
«запросах» правообладателей. В соответствие с данными Росстата среднемесячная заработная плата
в России в период с 2004 по 2010 г.г. составляла (таблица 6)[30]:
Таблица 6
Годы
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Зарплата в руб.
|
2281,1 |
3062,0 |
3947,2 |
5170,4 |
6410,3 |
8111,9 |
10182,6 |
Таким образом, приобретение единичного экземпляра оригинальной
лицензионной аудио-видео продукции может составлять: 1-2% (CD с музыкой); 5 - 7% (DVD с фильмами)
от такой заработной платы (при расчете на 2009 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|