2.2 Совершенствование организационных и уголовно-правовых мер
противодействия преступлениям, связанным с оборотом контрафактных аудиовизуальных
произведений и фонограмм
В криминологии классификация видов предупреждения преступлений
проводится по различным основаниям. Так, по уровню выделяют общие (общесоциальные)
и специальные (криминологические) меры предупреждения преступлений.
В качестве общего предупреждения преступности в исследуемой
сфере необходимо рассматривать обеспечение защиты авторского права и смежных прав,
так как в данном случае ставятся более широкие задачи, чем только уголовно-правовое
противодействие обороту контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм.
Говоря об эффективности противодействия аудиовизуальному
пиратству, Ю.В. Трунцевский выделяет следующие основные направления укрепления организационных
основ противодействия указанного вида преступности[76]:
1)
законодательная. Без стройной законодательной базы в этой области эффективность
противодействия преступности в масштабах всей страны не возможна;
2)
организационно-управленческая. Упорядочение работы органов всех ветвей государственной власти
путем устранения конфликтов и разногласий между ними при принятии различных решений
по поводу обеспечения контроля и надзора за отечественным аудиовизуальным бизнесом;
3)
правоохранительная. Укрепление правоохранительной системы с целью достижения таких
основных задач, как надежная защита прав и законных интересов участников аудиовизуального
бизнеса, потребителей, эффективная борьба с преступностью в этой сфере, содействие
экономической стабильности в стране и др.;
4)
профилактическая
работа с населением,
отдельными предпринимателями должна преследовать три основные цели: а) предупреждения
появления возможных жертв аудиовизуального пиратства (виктимологическая профилактика);
б) создание общей психологической атмосферы нетерпимости к преступным проявлениям
подобного рода; в) побуждение к активному содействию органам правопорядка в борьбе
с преступностью.
В зависимости от субъектов противодействия обороту контрафактных
аудиовизуальных произведений и фонограмм выделяются:
-
отраслевые (ведомственные)
меры – Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны
культурного наследия, Роспатент и др.;
-
комплексные (совместные)
правоохранительных органов между собой, а также этих органов с другими государственными
органами, общественными и профессиональными организациями правообладателями);
-
местные меры, осуществляемые
правообладателями.
К государственным субъектам охраны и защиты исключительных
прав относятся помимо правоохранительных органов и другие, осуществляющие в пределах
компетенции контролирующие функции и меры профилактики правонарушений в рассматриваемой
сфере. В частности российские министерства образования и науки, культуры и массовых
коммуникаций, федеральные службы и агентства, находящиеся в их ведении.
Среди них, прежде всего, Федеральная служба по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам, а также федеральные службы по культуре
и кинематографии, по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного
наследия, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и
др.
Следует отметить и такую форму государственного участия
в деле защиты исключительных прав как прокурорские надзор и реагирование на указанные
нарушения.
В моей работе виды противодействия преступлениям, связанным
с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм классифицированы
по содержанию, где выделены: экономические, политические, нравственно-психологические,
социально-правовые, технические, организационно-управленческие меры.
В ходе проводимого нами опроса, респондентам был задан
вопрос о том, какие меры целесообразно предпринять для эффективного противодействия
обороту контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм. В числе мер экономического
характера были названы:
1) Снижение цены на лицензионную аудио-видеопродукцию.
2) Расширение сети оптовой торговли лицензионной аудио-видео
продукцией.
В качестве организационных мер респондентами (экспертами)
были названы:
1) осуществление более тесного взаимодействия с представителями
правообладателей по вопросам сотрудничества в выявлении, раскрытии и расследовании
преступлений связанных с оборотом контрафактной аудио-видеопродукции.
2) организация жесткого контроля за исполнением законодательства
о запрещении торговли аудио-видео продукцией с лотков и палаток.
3) совершенствование профессиональной подготовки сотрудников
правоохранительных органов, в сфере противодействия обороту контрафактных аудиовизуальных
произведений и фонограмм.
4) осуществление постоянного мониторинга рынка аудиовизуальных
произведений и фонограмм.
5)
Внедрение
системы централизованной логистики лицензионного товара на торговые точки.
6)
Создание
единой информационной базы правообладателей.
7) Обязать провайдеров производить отключение пользователей
от сети Интернет в случае загрузки последними аудио или видео файлов из пиринговых
сетей с нарушением авторского или смежных прав.
Весьма оригинальными и заслуживающими особого внимания
являются предложения О.А. Дворянкина по улучшению ситуации с контрафакцией[77].
Указанный автор полагает необходимым параллельно с давлением
на пиратов осуществлять давление на правообладателей.
Как показывает практика, правообладатели и пираты в значительной
степени знают друг о друге, часто общаются, дружат, и, как ни парадоксально, правообладатели
через своих подручных пиратов сбывают неучтенный товар.
Для части бизнеса сотрудничество с пиратами стало нормой
жизни и единственным способом выжить. Наиболее дальновидные предприниматели поняли,
что если это зло нельзя устранить, с ним нужно сотрудничать. Лучше заставлять пиратов
платить, тем более что некоторые идут на такие шаги, нежели не получать от них ничего.
Они постепенно втягиваются в договорно-правовое поле, превращаются в рекорд-лейблы,
подписывая контракты с исполнителями. А звезды, как известно, идут туда, где им
больше платят. Так что легализация пиратства — закономерный процесс. «Первое музыкальное
издательство», например, заставило производителей «Романтической коллекции» очистить
авторские права и, таким образом, сделать этот продукт легальным[78].
В связи с этим, вероятно необходимо помочь правообладателям,
но не обычным способом: перекрыть им (правообладателям) и исполнителям получение
легких «неконтролируемых денег». Закрыть лазейки, через которые проходят неучтенные
деньги.
Создать условие правообладателям, чтобы им стало невыгодно
обращаться к пиратам и при этом, чтобы сами правообладатели выдавливали пиратов
или их легализовывали.
В числе мер, направленных на улучшение сложившейся ситуации,
О.А. Дворянкин предлагает:
1) Пересмотреть работу
общественных организаций, занимающихся защитой прав на объекты интеллектуальную
собственность.
2) Осуществлять более жесткий контроль за правообладателями.
Для этого предлагается начать более жесткое давление на
правообладателей, посредством более частых и аргументированных (законных) проверок
по выпуску и реализации продукции. Взять под контроль неучтенный товар у правообладателей,
рассматривать конкретные вопросы, связанные с уходом от налогообложения, при этом
в Уголовном кодексе Российской Федерации есть конкретные статьи, регламентирующие
данный вопрос.
Кроме того, отделить правообладателей от пиратских структур
посредством освещения в средствах массовой информации, через общественные организации,
в которые они входят, что данная фирма-правообладатель пользуется услугами посредника-пирата.
Тем самым общественная организация сама будет наводить внутри себя порядок, в противном
случае она сама же будет попадать под суд общественности.
Полагаю, что представленные меры являются обоснованными
и обусловлены сложившейся ситуацией на рынке аудио-видео продукции.
Следует также обратиться к техническим мерам противодействия
обороту контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм.
98% экспертов определили разработку и создание технических
средств защиты от подделок (идентификации) и неавторизированного копирования лицензионной
аудио-видео продукции, как одну из приоритетных мер противодействия рассматриваемому
явлению.
Идентификация аудио-видеопродукции на предмет подлинности
– задача не из легких. В извечном соревновании брони и снарядов паритет наступает
лишь на незначительное время. Простота процедуры установления подлинности аудио-видео
продукции важна не только при проведении соответствующих экспертиз по определению
контрафактности, но и для потребителя.
К техническим мерам защиты видеофильмов можно отнести изготовление
«рабочей копии», с которой правообладатель никогда не разрешает делать копии. Факт
незаконного получения (приобретение, кража с «монтажного стола») носителей исходных
образцов оригинальных аудиовизуальных произведений (мастеров) как способ пиратства
можно обнаружить при просмотре такой копии видеофильма — в нижней части кадра помещается
«тайм-счетчик» — черная полоса с бегущими цифрами, показывающими время воспроизведения.
Аналогичным способом — просмотром нелегальной копии — можно
обнаружить значки тех или иных телевизионных каналов (например, TF1, Kid FOX и др.),
которые в той или иной мере обеспечивают защиту телепередач от незаконного копирования.
Интересно мнение респондентов из числа потребителей на
вопрос о том, должны ли производители цифровых аудио-видео устройств предусматривать
технические решения, препятствующие копированию файлов. Ответы распределились следующим
образом (см. диаграмма 1).
Диаграмма 1
Практически половина (47%) согласились с тем, что производители
цифровых устройств не должны предусматривать технические решения, препятствующие
нелегальному копированию файлов.
Таким образом, в очередной раз прихожу к выводу о том,
что потребитель не заинтересован в приобретении и использовании лицензионной аудио-видео
продукции.
Тем не менее, использование указанных выше технических
решений, безусловно, способствовало бы сокращению рынка контрафактной продукции.
Полагаем, что большое значение в деле противодействия обороту
контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм имеют меры информационного
и пропагандистского характера.
Цель пропаганды состоит в воздействии на общественное сознание,
в разъяснении общественной опасности пиратского бизнеса, в воспитании уважения к
правам на результаты интеллектуальной деятельности других лиц, в повышении общей
правовой культуры населения.
В качестве объекта пропаганды, т.е. тех, на кого оказывается
влияние, можно выделить три целевые группы.
Первая группа - это представители властных структур, имеющих
отношение к правотворчеству и правоприменению, а также сотрудники правоохранительных
органов на местах, от деятельности которых напрямую зависит результативность борьбы
с анализируемым явлением.
Эта группа объединяет профессионалов, по роду деятельности
связанных с решением проблем защиты авторских прав. И именно представители этой
группы зачастую сами выполняют профилактические функции, делая сообщения для прессы
или выступая перед той или иной аудиторией. В связи с этим, основная задача взаимодействия
правообладателей с представителями власти и правоохранительных органов - не столько
пропаганда и агитация, сколько помощь в методических и технических вопросах, обеспечение
взаимодействия с правообладателями и создание условий для обмена успешным опытом
между специалистами из различных подразделений и различных регионов, поиск путей
для взаимодействия, обмена мнениями.
Такое взаимодействие может выражаться, например, в активном
участии представителей правообладателей в деятельности различных межведомственных
комиссий, в том числе и на региональном уровне (по делам потребительского рынка,
по пресечению распространения контрафактной продукции и т.д.), в рамках которых
могут разрабатываться и осуществляться планы по проведению комплексных проверок
торговых предприятий и рынков различных районов города или области.
Еще одна приоритетная группа - это молодежная аудитория.
С одной стороны, представители этой группы являются основными потребителями аудио-видео
продукции, с другой - именно они широко вовлекаются пиратами в криминальный бизнес
и чаще всего используются в качестве исполнителей. В связи с этим, особенно актуальным
является разъяснение последствий занятия противозаконной деятельностью, в частности,
возможности привлечения к уголовной ответственности, за «безобидные» и ненаказуемые,
с точки зрения представителей этой группы, действия (распространение контрафактных
экземпляров, взлом защиты от неавторизованного копирования и т.д.).
Для работы с этой категорией весьма эффективно использовать
Интернет - СМИ, широко распространять (в том числе в он-лайн конференциях и форумах)
информацию о конкретных приговорах в отношении распространителей контрафактной аудио-видео
продукции, посредством статей, бесед и плакатов призывать молодых людей не рисковать
своим будущим и не начинать карьеру с криминального бизнеса.
Для профилактической работы с широкой аудиторией важно
также проведение различных акций и мероприятий информационного характера. Так, например,
в ноябре 2008 г. по инициативе Некоммерческого партнерства поставщиков программных
продуктов в четырех московских специализированных торговых центрах прошла акция
«Чувства, отношения, софт предпочитаю в подлиннике»[79].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|