Дипломная работа: Права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
Дипломная работа
на тему:
Права граждан РФ
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
2010
Введение
Отрасли права
взаимосвязаны. Реализация прав на жилище нераздельно связана с иными
конституционными правами — например, правом свободного передвижения и
возможностью выбирать место пребывания и место жительства[1].
Закон РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации» предусматривалвместо прописки введение регистрационного учета
граждан. Тем не менее на практике значительных изменений в приобретении «вида
на жительство» не совершилось. В старом законодательстве, в частности Жилищном
кодексе РСФСР (ч. 1 ст. 54), права граждан на жилище связывались с пропиской
личности на предоставленной жилой площади. Схожую позицию принимали и суды,
которые руководствовались, в частности, прежним законом[2],
когда под записью о поселении в определенном порядке подразумевалось, что лицо
будет прописано по месту жительства, прописка была признана Конституционным
Судом Российской Федерации неконституционной[3] в связи с жалобами
граждан.
Актуальность
исследования состоит в том, что ряд субъектов РФ ввели ограничение финансового
порядка — были определены местные сборы с иногородних граждан, которые прибыли
на жительство в эти регионы. Так, в 1994 году был принят[4]
Законодательный акт, касающийся приезжих в Москву на ПМЖ. Этим Законом была
установлена специальнаяакция по сбору компенсаций для иногородних граждан,
которые прибыли на постоянное жительство в город Москву. Ставки сборов для
иностранных граждан были установлены в 5000 размере минимальной месячной оплаты
труда; а для граждан РФ эта сумма ограничивалась 10 % от указанногоразмера
сбора. По этой причине прописке (регистрации) в городе Москве подлежали только
граждане, которые смогли уплатить сбор. Положения этого Закона, которые касалисьопределения
указанного выше сбора с иногородних граждан, признали неконституционными[5].
Наряду с этим неконституционными были признаны и другие акты (или их отдельные
положения) субъектов Российской Федерации.
Проблематика
исследования заключается в том, что в Постановлении Конституционного Суда РФ
было отмечено, в частности, следующее:
«в Российской Федерации
признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации (ст. 17, ч. 1). Согласно статье 27 (ч. 1) Конституции
Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской
Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и
жительства»[6]. Свободу
передвижения и выбора места жительства предусматривает также и Международный
пакт о гражданских и политических правах (ст. 12)[7],
а также другие международные и международно-правовые акты, в том числе протокол
N 4 Европейской конвенции по правам человека (ст. 2);нормативным содержанием
названных конституционных прав является:
— свобода передвижения
каждого по территории Российской Федерации;
— свобода выбора места
пребывания;
— свобода выбора места
жительства[8].
Оспариваемые
нормативные акты прямозадевают права граждан, которыми они должны пользоваться
касательно выбора места жительства. Эти права предполагают свободу выбора
гражданином жилых помещений, в которых он постоянно или преимущественно
проживает, либо,будучи его собственником, либо в силу договора найма, аренды,
либо сучётом других оснований, предусмотренных законодательством РФ.
Таким образом,
существующие определенные разногласия как в трактовке понимания данных понятий,
так и в их определениях указывают на необходимость изучения института прав
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации, и в свете изложенного наше
исследование видится не только актуальным, но и необходимым.
Цель работы –
теоретический анализ юридических норм, образующих в своей совокупности институт
прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, практики их
применения, основ дальнейшего совершенствования указанного правового института.
Цель исследования
обусловила круг взаимосвязанных задач, теоретическое рассмотрение которых
составляет содержание настоящей работы:
1). с учетом
существующих теоретических разработок в области исследования института прав
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации, дать определения данного понятия и
понятия видов личных свобод граждан;
2). показать
функциональное предназначение данной тематики;
3). проанализировать
существующую судебную практику применения норм правоотношений, связанных со свободой
личности;
4). рассмотреть вопросы
ответственности за нарушение прав граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации;
5).разработать
рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего институт прав
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства.
Объектом исследования
являются права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, как правовое
явление.
Предметом исследования
являются нормы гражданского, законодательства, составляющие институт вышеуказанного
законодательства.
В соответствии с
намеченными целями и задачами в первой главе дипломной работы речь пойдёт о
теоретике правового аспекта понятия, во второй главе затронуты вопросы
возникновения прав и личных свобод, а также их урегулирования и в третьей главе
проанализирована правоприменительная практика.
Глава 1. Теоретические
аспекты правового регулирования личных прав и свободы человека и гражданина в
РФ
1.1 Основные понятия
личных свобод, свобода передвижения
Соотношение понятий
«право» и «свобода» характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной
степени это синонимы: то и другое – субъективное право любого человека и не
только гражданина РФ.
Но иногда между этими
понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства
показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности
индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому
гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…»[9].
В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека. При этом
«право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы».
Но все же видимое
разграничение между основными правами и свободами провести не легко, так
какчаще всего вся сфера политических прав с четко определенными правомочиями
так же именуется «свободами».
Разница между человеком
и гражданином страны, как носителем прав и свобод ясно выражается в текстах Конституции
Российской Федерации. Конституционное право и свободы человека предоставляются
любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица,
являющиеся гражданами РФ, статьи Конституции указывают на это.
Права человека
органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения,
способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей,
упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения
противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида
со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и
государства.
Не отрицая определенного
рода новизны, специфических сторон и богатства содержания современных развитых
представлений о правах человека, важно вместе с тем иметь в виду и момент
исторической преемственности этих представлений с предшествующими правовыми
воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как в реальности, так и
теоретически все исторически данные системы права включали и включают в себя важные
юридическиеосновы для человека как определенного субъекта права и
соответствующие представления о данных ему правах и обязанностях, его свободах
и несвободах[10].
В нынешней Конституции нашей
страны все личные права и свободы[11] не только являются
первыми строками главы о правах и свободах человека и гражданина, но и раскрываются
в значительно большей степени, чем это было раскрыто в предшествующих
Конституции Российской Федерации документах подобного рода.
Некоторые особенные
стороны личных прав и свобод состоят в следующем[12]:
-
эти
права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е.
каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не
вытекают из него;
-
эти
права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
-
это
такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства
человека как личности, и другие естественные права, связанные с его
индивидуальной, частной жизнью.
Главным личностным
правом человека является его право на жизнь[13].Данное право было
впервые четко закреплено в российской Конституции сразу после принятия
Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в
Конституции не раскрывается.
Важное значение имеют и
мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба
скорой помощи, борьба с наркоманией и так далее.Обеспечение права на жизнь
напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания
человека.
Все принципы и все
основы государственного строя упираются в жизнь человека – в высшую социальную
ценность, которая должна пронизывать все, даже самые отраслевое
законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об
ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах
использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации
смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии
(удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями
или средствами) и многие другие.
Но все же до нынешнего
момента времени государственные органы сохраняли за собой возможность при некоторых
условиях в форме принуждения лишить человека жизни, назначив ему в качестве
наказания смертную казнь, хотя данныйпроцессво многом противоречил
международным обязательствам Российской Федерации.
Процессы в области
правового обеспечения рассматривают данную проблему смертной казни,в основном,
в ракурсе защиты ряда фундаментальных прав человека, так как официальные права
человека представляют собой главный критерий демократического общества. Данную
проблему «невозможно отделить от прав человека и данная проблема совместима с
ними, ибо казнь всегда и везде попирает эти права и прежде всего - право на
жизнь. С таких позиций отношение общества к этой варварской мере наказания
является показателем его морального состояния, гуманизации и цивилизованности»[14].
Конституционный Суд
Российской Федерации постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П «По делу о
проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК
РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16
июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О
внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»,
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского
суда и жалобами ряда граждан»[15]иными словами
объявил в нашей стране мораторий на вынесение смертного приговора: до того
момента, пока в действующиезаконы страны не будут внесены необходимые поправки
и дополнения, которые обеспечиваютпо всей территории Российской Федерации
реализацию прав обвиняемых в преступлениях, за совершение которых возможно назначение
смертных казней, на рассмотрение его дела судебными органами с участием
присяжных заседателей.В сфере личных правчеловека рассматривается право на
охрану правительством страны достоинства личности[16].Учтивое
отношение к достоинству личности является неотъемлемым признаком нового и цивилизованного
общества.
Однако для претворения
в жизнь данного Закона пока отсутствуют необходимые условия. Его реализации
препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране,
неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень
преступности и прочее.
Закон устанавливает и
определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства, Они
касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса,
закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны
экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное
положение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи с
инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).
В частности, Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом
административно-территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996
г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 1999 г.)[17]
устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального
образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по
социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|