на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правосубъектность высших военных учебных заведений Российской Федерации

Правоспособность заключает в себе две неразрывно связанные между собой возможности: выступать в качестве и правообладающего и обязанного субъекта.

Категория же правоспособности признается необходимой предпосылкой правообладания лишь в гражданском праве и, отчасти, в трудовом праве, поскольку право на труд следует рассматривать как предпосылку для правообладания. В других отраслях права правоспособность не нужна и ее там нет, так как субъективные права возникают непосредственно в силу закона (например, в сфере государственного и административного права).

В то же время с точки зрения общего учения о правосубъектности как категории, которая относится ко всем отраслям права, отмечалось, что такое различное по содержанию понимание правосубъектности непоследовательно и лишает это понятие определенности содержания[18]. Поэтому правосубъектность должна рассматриваться как единство правоспособности и дееспособности, как праводееспособность[19].

Законодательство, а вслед за ним и многие представители юридической науки признают, что в одних случаях достаточно обладать только правоспособностью для возникновения и нормального осуществления правосубъектности (таково положение физических лиц в гражданском праве, где отсутствующая дееспособность может дополняться действиями других лиц), а в других случаях правосубъектность возникает лишь при наличии и право- и дееспособности, их нераздельности.

Специфика правосубъектности как правовой формы состоит в том, что как правовая форма правосубъектность служит мерой возможности участия лица в соответствующих правоотношениях. Эта мера определяет и фиксирует границы возможности участия субъекта права в различного рода правоотношениях, делая это в «возможностно-необходимом аспекте».

Объем и существо юридического содержания правосубъектности определяются возможностями экономической системы. Его составляют гарантированные законом возможности быть носителем прав и обязанностей, приобретать их, пользоваться ими и исполнять их.

А значит, правосубъектность с точки зрения своего юридического содержания, своей юридической сущности, представляет собой именно социально-правовую возможность, то есть юридическое качество лица, обладающего этой правосубъектностью.

Путь для разрешения проблемы обоснования юридической личности высшего военного учебного заведения был найден А.В.Венедиктовым, предложившим использовать термин «оперативное управление» для характеристики имущественной обособленности (а точнее ее «необходимой степени») государственных организаций[20]. Но, поскольку действующее законодательство в статье 48 Гражданского кодекса[21] Российской Федерации сохраняет положение, согласно которому юридическим лицом признается в том числе и такая организация, которая имеет обособленное имущество в оперативном управлении (а не в собственности) и имеет самостоятельную смету, то на сегодняшний день представляет актуальность проблема выделение юридических лиц среди подобных организаций. Нас в данном случае интересуют именно высшие военные учебные заведения, которые относятся к описанным выше организациям.

В тех случаях, когда Уставом или Положением учреждению предоставлено право осуществления тех или иных видов приносящей доходы деятельности, то полученные от осуществления такой деятельности доходы, как и приобретенное за их счет имущество, остаются собственностью учредителя и всего лишь поступают в самостоятельное распоряжение этого учреждения, что следует из положений п.2 ст.298 ГК. Поэтому все доходы, полученные высшим военным учебным заведением от осуществления разрешенных ей видов приносящей доходы деятельности, все, что «заработало» высшее военное учебное заведение, не будет принадлежать ей на праве собственности. Все такие доходы становятся собственностью государства (федеральной казны). Согласно Положению о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования Российской Федерации платной деятельности в области образования и в других областях военное учебное заведение осуществляет платную деятельность в целях:

·  совершенствования учебно-материальной базы, внедрения новых технологий обучения, осуществления инновационной деятельности;

·  стимулирования труда профессорско-преподавательского состава и научных работников военно-учебного заведения, сохранения и укрепления научно-педагогического потенциала военно-учебного заведения;

·  обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в военно-учебном заведении.

Учреждение в любом случае останется субъектом только ограниченных вещных прав, поскольку по прямому указанию закона все его имущество составляет объект права собственности его учредителя (п.1 ст.120, п.4 ст.214, п.3 ст.215, п.1 ст.296, п.2 ст.299 ГК). ГК специально оговорил, что результаты использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения. А значит, это имущество становится объектом права собственности учредителей, а не самих этих юридических лиц (поскольку возникновение нового имущества происходит на базе имущества собственника, находящегося у самого юридического лица на праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Это обусловливается характером правосубъектности высшего военного учебного заведения.

Платная деятельность военно-учебного заведения может осуществляться в следующих видах:

·  обучение по дополнительным образовательным программам;

·  преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

·  репетиторство;

·  занятия по углубленному изучению предметов;

·  подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда и специалистов соответствующего уровня образования;

·  ведение редакционно-издательской деятельности;

·  выполнение научных исследований, проведение консультаций и экспертиз различных разработок и проектов;

·  реализация предусмотренных уставом военно-учебного заведения производимой продукции, работ и услуг, доход от которой реинвестируется непосредственно в данное военно-учебное заведение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном военно-учебном заведении.

Из указанных положений законодательства следует вывод о том, что высшее военное учебное заведение не может стать собственником полученного от приносящей доходы деятельности имущества, поскольку это противоречило бы целям, для достижения которых создается высшее военное учебное заведение[22], и существу самой юридической конструкции учреждения как формы юридического лица.

Поэтому правоспособность высшего военного учебного заведения дает ей возможность иметь обособленное имущество, по меньшей мере, на двух режимах. Та часть имущества, которая получена воинской частью от собственника по смете, находится у нее на праве оперативного управления. Другая часть, «заработанная» самой воинской частью и учитываемая на отдельном балансе, поступает в ее «самостоятельное распоряжение». Но это «самостоятельное распоряжение» не является каким-то особым вещным правом наряду с правами хозяйственного ведения и оперативного управления, поскольку, во-первых, перечень вещных прав является закрытым и не подлежащим расширительному толкованию, а во-вторых, нигде в ГК не раскрывается содержание права «самостоятельного распоряжения», а правила о нем помещены в главу, названную «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления», не содержащую правил ни о каких иных вещных правах.

В такой ситуации «право самостоятельного распоряжения» становится фактически еще одной разновидностью права оперативного управления, субъект которого в таком случае приобретает некоторые дополнительные полномочия в отношении части закрепленного за ним имущества. Но при этом собственник в соответствии с п.2 ст.120 ГК продолжает нести субсидиарную ответственность по всем обязательствам своего учреждения при недостатке у последнего денежных средств (а полученное за счет самостоятельных доходов имущество также становится, следовательно, забронированным от взыскания кредиторов), с чем вряд ли можно согласиться. Следует также иметь в виду, что приобретенное за счет таких доходов имущество учреждений не может быть изъято у них собственником (или уполномоченным им органом) даже при использовании его не по назначению.

А значит можно прийти к выводу о том, что «право самостоятельного распоряжения» в действительности является правом хозяйственного ведения. Поэтому к праву высшего военного учебного заведения на полученное таким образом имущество должны применяться правила ст.295 ГК. Здесь можно отметить и тот факт, что в соответствии с п.4 ст.47 Закона «Об образовании» образовательное учреждение в своей предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Высшее военное учебное заведение обладает комплексом имущественных прав и значительной оперативно-хозяйственной самостоятельностью, позволяющих ей в рамках специальной правоспособности финансируемого собственником учреждения самостоятельно участвовать в имущественном обороте.

2. Материальную базу для участия в обороте, для правоспособности высшего военного учебного заведения составляет обособленное имущество высшего военного учебного заведения, состоящее в безналичных денежных средствах, представляющих собой обязательственное право требования, а также наличных деньгах и совокупности имущества не изъятого из оборота, находящегося у высшего военного учебного заведения на ограниченном вещном праве, включая имущество, приобретенное воинской частью от приносящей доход деятельности, и имущество, полученное воинской частью в результате безвозмездных сделок (дарения и пожертвования) и юридических фактов (наследования по завещанию), находящееся в собственности воинской части.

Таким образом, в вещных правоотношениях правосубъектность реализуется высшим военным учебным заведением посредством возможности иметь имущество в первую очередь на праве оперативного управления, а также и на праве собственности и праве хозяйственного ведения.

Имущество, приобретенное высшим военным учебным заведением от приносящей доход деятельности, поступает в хозяйственное ведение высшего военного учебного заведения.

Признание организации юридическим лицом возможно и при наличии у нее обязательственного права (права требования), и, поэтому, высшие военные учебные заведения, даже при отсутствии у них иного не изъятого из оборота имущества, должны рассматриваться в качестве организаций, обладающих обособленным имуществом.

2.2 Правовое регулирование административной деятельности, как особого вида деятельности высшего военного учебного заведения

Одна из наиболее важных проблем, с которой пришлось столкнуться российскому государству - это формирование новой образовательной системы, отвечающей запросам современного общества. Особенности управления новой образовательной системой определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются тем состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, а именно состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Особенности управления современным образованием во многом определяются развитием рыночных отношений в образовательной системе. И военные вузы как субъекты образовательной деятельности также вынуждены включаться в эти процессы.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг, учебных заведений. В этой связи особый интерес представляет процесс функционирования высших военно-учебных заведений[23]. В настоящее время отсутствуют самостоятельные концептуальные исследования, посвященные проблемам деятельности органов управления военными вузами (особенностям их компетенции, правам, обязанностям и ответственности). Анализ нынешнего положения дел в области высшего образования, в частности ситуации вокруг военных вузов, позволяет говорить о фактической рассредоточенности высших учебных заведений по различным системам органов управления. Они находятся в ведении различных министерств и федеральных органов исполнительной власти. Это долгое время создавало предпосылки для возникновения противоречий при определении правового статуса органов управления того или иного вуза[24].

В 1994 году было принято Положение о высшем военном учебном заведении. Таким образом, высшие военно-учебные заведения получают нормативный правовой акт, определявший и унифицировавший их правовой статус с учетом военной специфики данных учреждений. Полностью проблема была решена только в 1999 году после принятия Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, которое было продублировано соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, и распространялось на все военные вузы независимо от их ведомственной принадлежности. Данное положение определило структуру, задачи и разновидности высших военно-учебных заведений, их состав. Так же значительное внимание было уделено вопросам управления высшими военно-учебными заведениями. Но законодатель в этом документе коснулся лишь одной стороны этой проблемы, рассмотрев и определив механизмы управления военными вузами, так сказать, изнутри. Следовательно, исследуя особенности реализации компетенции органов управления военными вузами, необходимо, во-первых, оценить его положение как управляемого объекта; во-вторых, рассмотреть особенности внутривузовского управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.