на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовой режим служебных жилых помещений

В начале 90-х гг. ХХ века в России было восстановлено деление вещей на движимые и недвижимые Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г[8].

Как показывает анализ ст.130 ГК РФ, жилые помещения прямо не включены в состав недвижимости. В то же время в других нормах Кодекса имеются прямые указания на определение помещений как недвижимого имущества. В частности, п.1 ст.549 ГК РФ к недвижимому имуществу относит один из видов жилых помещений – квартиру.

Необходимо обратить внимание на то, что жилое помещение является индивидуально-определенной вещью в силу как естественных причин (например, расположение дома на определенном земельном участке), так и причин юридических (например, кадастровый и технический учет), в результате чего каждый объект индивидуализируется, то есть получает характеристики, позволяющие отнести его к недвижимости.

Таким образом, признаками, отличающими жилые помещения от нежилых, являются: назначение (для проживания), пригодность для постоянного проживания, изолированность помещения и принадлежность к недвижимому имуществу.

В литературе выделяются следующие юридические признаки служебного жилого помещения:

— назначение помещения;

— заселение определенным кругом лиц (определенными категориями военнослужащих);

— нахождение жилого помещения в служебном здании, вблизи предприятия или организации (на территории военного городка или в непосредственной близости от него);

— включение помещения в число служебных решением местной администрации (органа местного самоуправления).

Прежде всего, следует различать понятия ведомственного жилья и служебного жилого помещения, так как нередки случаи, когда военнослужащему предоставляется служебное жилое помещение, которое на самом деле не является таковым, в результате чего могут возникнуть негативные последствия как для командира воинской части, предоставившего жилое помещение, так и для самого военнослужащего и членов его семьи.

Ведомственные квартиры — это жилые помещения, расположенные в жилых домах, находящихся в хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений, в том числе воинских частей, и казенных предприятий.

Ведомственная площадь предоставляется, как правило, работникам указанных предприятий. При этом права по пользованию жилым помещением у лиц, проживающих на ведомственной жилой площади, такие же, как и у граждан, проживающих в муниципальных квартирах по договору социального найма, что является существенным отличием ведомственного жилья от служебного жилого помещения, поскольку права граждан по пользованию последним ограничены (ст. 104 ЖК РФ).

Военнослужащий, как и любой гражданин, вселившись на законном основании в ведомственную квартиру, которая не включена в число служебных, приобретает, по сути, бессрочное право пользования данной жилой площадью и в дальнейшем, осуществив меры по приватизации указанного жилого помещения, может распорядиться им по своему усмотрению.

Предоставление же служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено лишь создать надлежащие жилищно-бытовые условия для выполнения служебных обязанностей военнослужащего, и носит временный характер. Служебное жилое помещение может находиться в домах любого жилищного фонда, в том числе переданных в хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений (ведомственных).

Следующим отличительным признаком, присущим только служебным жилым помещениям, является учет служебного жилья в органах местного самоуправления.

Согласно ЖК РФ (ч. 1 ст. 99), служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих на от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма служебных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Таким образом, представителями собственников в отношении служебных жилых помещений выступают уполномоченные органы государственной власти или местного самоуправления. Указанные органы также могут уполномочить отдельных лиц на решение вопросов о предоставлении данных помещений.

Прежде чем заключать с военнослужащими жилищные договоры, предусмотренные постановлением Правительства РФ «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» от 4 мая 1999 г. № 487, необходимо осуществить меры по переводу жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Министерства обороны или другого федерального органа исполнительной власти (ведомственный жилищный фонд), в служебные, т.е. меры по формированию служебного жилищного фонда, о которых говорилось еще в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25 ноября 1996 г. № 1592. При этом Президент РФ названным Указом поручил Правительству РФ разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 г. начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Заметим, ни слова не было сказано в данном правовом акте о жилых помещениях, находящихся территориально вне закрытых и обособленных городков.

Однако законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений по расположению жилых помещений, подлежащих закреплению в качестве служебных. Поэтому Министерство обороны РФ может осуществлять меры по переводу жилых помещений в статус служебных (включению их в число служебных по ходатайству военного ведомства перед органами местной администрации) как в закрытых и обособленных городках (согласно упомянутому Указу Президента РФ Министерство обороны РФ обязано это сделать), так и на территории любого населенного пункта Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что лицо не может быть выселено со служебной жилой площади без предоставления другого жилого помещения, если оно прекратило трудовые отношения (в случае прекращения контракта о прохождении военной службы) с предоставившей его организацией до включения помещения в число служебных.

Анализируя вышеуказанные нормативные правовые акты, приходим к выводу: важнейшим характеризующим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения уполномоченных органов государственной власти, администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

По мнению начальника Главного квартирно-эксплутационного управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенанта В.В. Власова, в ближайшие годы объективно количество военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, будет снижаться, а доля нуждающихся в служебном жилье — возрастать. При этом с учетом средней продолжительности военной службы (25—30 лет) окончательный переход к обеспечению военнослужащих служебным жильем завершится к 2020—2025 гг.

1.3 Правила пользования служебным жилым помещением

Как известно, «режим» в узком смысле – это совокупность правил поведения, а в широком – вся система мер, которые используются для достижения поставленных целей[9]. Поэтому необходимо рассмотреть правила пользования служебными жилыми помещениями. Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории распространяются на все виды жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. В любой из этих фондов по решению органов местного самоуправления может быть включено служебное жилое помещение. Следовательно, данные правила будут относиться и к служебным жилым помещениям.

Граждане участвуют в осуществлении мероприятий, направленных на улучшение использования и обеспечение сохранности жилищного фонда, в проведении работ по благоустройству, озеленению и содержанию придомовых территорий; вносят предложения в государственные органы по улучшению использования и обеспечения сохранности жилищного фонда. Жилищно-эксплуатационные организации (а при их отсутствии - предприятия, учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию жилых домов) обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории. Домовые комитеты и другие органы общественной самодеятельности в соответствии с положениями о них оказывают содействие жилищно-эксплуатационным организациям в их работе по обеспечению сохранности и надлежащему использованию жилищного фонда, принимают участие в организации соревнования жильцов дома за образцовый порядок и высокую культуру быта, отличное содержание квартир и домов, проведении мероприятий по благоустройству и озеленению придомовой территории, а также осуществляют общественный контроль за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых домов и придомовой территории.

На пользование жилыми помещениями в пределах нормы жилой площади заключается договор найма жилого помещения в письменной форме. Предметом договора найма может быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат.

Не могут быть самостоятельным предметом договора найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), подсобные помещения. Наниматель жилого помещения вправе в установленном порядке вселить других граждан в занимаемое им жилое помещение, сохранить жилое помещение при временном отсутствии, изменить договор найма жилого помещения, произвести обмен занимаемого жилого помещения, осуществлять другие права по пользованию жилым помещением, установленные законодательством РФ и ЖК РФ.

В соответствии с нормами статей ЖК РФ наниматель обязан:

а) обеспечивать сохранность жилых помещений, бережно относиться к жилому дому и жилому помещению, санитарно-техническому и иному оборудованию, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, правила пожарной безопасности, правила пользования санитарно-техническим и иным оборудованием.

При обнаружении неисправностей в квартире немедленно принимать возможные меры к их устранению и, в необходимых случаях, сообщать о них наймодателю или в соответствующую аварийную службу;

б) использовать жилое помещение по прямому назначению в соответствии с договором найма жилого помещения.

Переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а перестановка либо установка дополнительного санитарно-технического и иного оборудования - с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя и с разрешения наймодателя.

Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние. В случае невыполнения этого требования указанные работы производятся жилищно-эксплуатационной организацией, а стоимость работ до 10 рублей взыскивается в установленном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия. В тех случаях, когда стоимость этих работ превышает 10 рублей, взыскание с виновных производится в судебном порядке.

Запрещается устанавливать на крышах домов без разрешения жилищно-эксплуатационной организации индивидуальные антенны для телевизоров;

в) соблюдать санитарно-гигиенические правила: содержать в чистоте и порядке жилые и подсобные помещения, балконы и лоджии; соблюдать чистоту и порядок в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках и в других местах общего пользования; производить чистку одежды, ковров и т.п. в местах, определяемых жилищно-эксплуатационной организацией; своевременно производить текущий ремонт жилого и подсобных помещений.

Запрещается хранить в жилых помещениях и местах общего пользования вещества и предметы, загрязняющие воздух, а также загромождать коридоры, проходы, лестничные клетки, запасные выходы и другие места общего пользования.

Не допускается курение в местах общего пользования в квартирах, где проживают несколько нанимателей, в подъездах, холлах и на лестничных клетках жилого дома;

г) экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию;

д) своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам.

В случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются;

е) соблюдать правила общежития, не допускать выполнения в квартире работ или совершения других действий, приводящих к порче жилых помещений либо создающих повышенный шум и вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.