Следует также согласиться
с разработчиками Концепции развития законодательства о юридических лицах в том,
что отдельные виды юридических лиц ошибочно отнесены к некоммерческим
организациям [50,c.112]. В
частности, потребительские кооперативы в действительности являются
коммерческими организациями – производственными кооперативами, а товарные и
фондовые биржи, негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых
направлена на извлечение прибыли - хозяйственными обществами.
Представляется
неоправданным и появление в законодательстве России и такой
организационно-правовой формы, как государственная корпорация, которой является
не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской
Федерацией на основе имущественного взноса и создания для осуществления
социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Вместе с тем, название
подобной организации – «государственная корпорация» - абсолютно не отражает ее
суть. Дело в том, что государственная корпорация, в общем-то, не является
корпорациями (поскольку не имеют членства – единственным учредителем такой
организации выступает Российская Федерация) [47,ст.185].
Таким образом, на наш
взгляд, должна быть законодательно пересмотрена существующая классификация
юридических лиц, установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций,
что существенно уменьшит количество коллизий, а также уменьшит количество
несоответствий специализированных законов Гражданскому кодексу страны.
1.3 Правовое регулирование
юридических лиц как участников гражданских правоотношений
В настоящее время
существует огромный массив нормативно-правовых актов регулирующий все сферы
жизнедеятельности юридического лица, который систематически дополняется,
изменяется, перерабатывается. Гражданско-правовое регулирование юридических лиц
характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем
соответствующих как друг другу, так и базовому закону – Гражданскому кодексу.
Статья 34 Конституции РФ
закрепляет, что каждый имеет право на занятие экономической деятельностью, а
статья 30 закрепляет, что каждый имеет право на объединение. Таким образом,
Основной закон страны закрепляет возможность объединения граждан для занятия
экономической деятельность – т.е. создания юридического лица.
Постановления
Конституционного Суда РФ от 4 октября 1996 г закрепляет, что некоторые
юридические лица являются субъектами обращения в Конституционный Суд РФ, и так
же на них распространяется ряд требований главы 2 Конституции РФ. По смыслу
указанной нормы граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с
конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в
тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав
граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). В данном случае,
акционерное общество, товарищества и общество с ограниченной ответственностью,
обратившиеся в Конституционный Суд Российской Федерации, по своей сути являются
объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной
реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои
способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом
экономической деятельности (ч.1 ст. 34 Конституции Российской Федерации) и
право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом
как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35 Конституции
Российской Федерации).
Гражданский кодекс РФ
(глава 4) который формирует ключевые основополагающие моменты получающие
конкретизацию в специализированных законах. В частности в ФЗ №129 «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
от 08.08.2001. Последние изменения в данный закон затронули порядок исключения
юридического лица из реестра.
Интерес для нашего
исследования представляет также ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» от
26.10.2002, регулирующий порядок, основания прекращения деятельности
юридического лица.
Также, следует отметить
законы регламентирующие статус отдельных видов юридических лиц) - федеральные
законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной
ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»,
«О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации», «О
некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и т.д.
Акцентируем внимание, что
к настоящему моменту почти полностью сформирован нормативный массив, регулирующий
содержательную сторону деятельности юридических лиц. Это федеральные законы «Об
общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об
общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации», «Об образовании» и т.д.
Также стоит упомянуть о
нормативных актах закрепляющих статус юридического лица. Например, ФЗ «О
товарных биржах и биржевой торговле», «Об инвестиционных фондах», «О рынке
ценных бумаг» и др.
Следующим уровнем
правового регулирования юридических лиц являются подзаконные
нормативно-правовые акты. Наибольшую актуальность представляют Постановления
Правительства РФ – Постановление № 584 от 16 июля 2009 г. «Правила
представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской
деятельности и учета указанных уведомлений», Постановление от 16 июля 2009 г. №
584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности».
В области регулирования
отдельных аспектов деятельности юридических лиц, нам представляются актуальными
акты Федеральной антимонопольной службы (например, Постановление ФАС Волго-Вятского
округа от 20.05.2004 № А79 «О защите деловой репутации юридическими лицами»).
Акты Центрального Банка
РФ детализируют финансово-кредитную деятельность юридических лиц. Например,
Инструкция ЦБ РФ №27-и от 14.09.2006 «Об открытии и закрытии счетов
юридическими лицами» регламентирует порядок и основания формирования
расчетно-денежной политики юридического лица.
На уровне регионального и
муниципального законодательства происходит закрепление отдельных специфических
моментов жизнедеятельности юридического лица. Следует обратить внимание на
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 61 от 27 июля 2006 г.
«О дополнительных мерах по стимулированию деятельности крупных и средних
сельскохозяйственных организаций», Постановление
Кабинета Министров Чувашской Республики № 419 от 09.12.2010 «О мерах по
регулированию оборота алкогольной продукции на территории Чувашской
Республики», Постановление Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики
№ 195 от 8 октября 2010 г. «Об установлении размера базовой ставки
арендной платы за нежилые помещения для юридических лиц».
Но, не смотря на столь
большое количество нормативно-правовых актов, можно констатировать недостаток
законов общего характера, например, о реорганизации юридических лиц, об особом
статусе «юридических лиц публичного права» и т.д.
По мнению Е.А. Суханова,
неоправданно велико количество законов, регулирующих статус некоммерческих
организаций [35,с.169]. При этом они, с одной стороны, устанавливают множество
организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в действительности не
обладающих принципиальными различиями гражданско-правового характера, а с
другой пытаются противоречивым образом урегулировать общие вопросы их правового
статуса. Так, не соответствуют друг другу многие общие нормы федеральных
законов «О некоммерческих организациях» и «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях», призванные быть «рамочными» для
соответствующих видов юридических лиц.
Также наблюдается
несоответствие норм отдельных (специальных) законов положениям ГК регламентирующим
статус юридических лиц, в том числе коммерческих организаций [41,c.99]. Так, противоречия некоторым
общим нормам ГК можно обнаружить в федеральных законах «Об акционерных
обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О
сельскохозяйственной кооперации», «О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан» и др.
Вместе с тем, статус
некоторых видов юридических лиц урегулирован весьма отрывочно и
маловразумительно, вызывая множество вопросов и сомнений. Это касается,
например, государственных корпораций. С этой точки зрения целесообразно также
оценить статус саморегулируемых организаций, которым посвящены Федеральный
закон «О саморегулируемых организациях» и положения некоторых законодательных
актов об осуществлении отдельных видах экономической и профессиональной
деятельности [38,c.43].
Необходимо исходить из
того, что они не являются особой организационно-правовой формой юридических лиц
и/или самостоятельной разновидностью некоммерческих организаций. Их
гражданско-правовое положение определяется по-разному, в том числе, в
зависимости от областей экономических отношений, в которых они могут или должны
создаваться (требование к организационно-правовой форме, минимальному
количеству и составу членов и др.). Термин «саморегулируемая организация»
характеризует не гражданско-правовой, а публично-правовой статус юридического
лица, который оно приобретает, отвечая установленным законом требованиям, с момента
включения сведений о нем в специальный государственный реестр. Саморегулируемые
организации относятся к корпорациям и не обладают формообразующей
гражданско-правовой спецификой, поэтому особая регламентация их
гражданско-правового положения в ГК не требуется.
Основным направлением
законотворчества в сфере правового регулирования юридических лиц должно
считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих
норм ГК о юридических лицах. Она обусловлена гражданско-правовой природой этой
юридической конструкции, рассчитанной, прежде всего и главным образом на
потребности имущественного (гражданско-правового) оборота. Это делает
целесообразным наличие в ГК общего правила о том, что все нормы отдельных
законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера,
регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц должны
соответствовать нормам ГК о юридических лицах. Последние в силу этого, подлежат
применению при наличии противоречий между отдельными законами и ГК или между
самими этими законами.
На наш взгляд, содержание
главы 4 ГК должно быть существенно доработано. В частности, должно содержать:
- общие нормы для всех
юридических лиц в области реорганизации юридических лиц и об имущественной
ответственности органов юридических лиц;
- общие положения обо
всех отдельных видах юридических лиц, т.е. исчерпывающий перечень не только
коммерческих, но и некоммерческих.
Представляется
целесообразным и возможным полностью урегулировать в ГК статус некоммерческих
организаций как юридических лиц, сохранив в отдельных законах лишь отсылки к
нормам ГК. При этом ГК должен закрепить сравнительно небольшое число основных
«моделей» таких юридических лиц, учитывающих юридические (гражданско-правовые)
различия их статуса, а не различия в сфере их деятельности. Наличие в ГК общих
норм («моделей») об отдельных видах юридических лиц даст возможность
сосредоточить законы об отдельных видах юридических лиц на регламентации
реальных особенностей их статуса и позволит объединить некоторые действующие
законы.
Также должен утратить
силу Федеральный закон «О некоммерческих организациях», положения которого во
многом текстуально воспроизводят нормы ГК, а с другой стороны в
действительности не регулируют статус ряда некоммерческих организаций (например,
большинства госбюджетных учреждений).
Огромное количество
нормативно-правовых актов о юридических лицах существенно усложняет их регламентацию,
при этом содержит отдельные противоречия между ними и ГК, а также вопросы,
связанные с соотношением отдельных законов (например, о соотношении ГК, законов
о некоммерческих организациях, об общественных объединениях и об отдельных
видах некоммерческих организаций).
По нению ряда
исследователей, необходимо объединения ряда законов, отличающихся
принципиальной предметной близостью. Например, в закон о хозяйственных
обществах могут войти законы об акционерных обществах и об обществах с
ограниченной ответственностью; в закон о производственных кооперативах - законы
о производственных кооперативах, о сельскохозяйственной кооперации и о
потребительской кооперации (последняя, несмотря на свое название, в
действительности состоит из производственных кооперативов) [47,с.6].
«Мертвым» законом, нуждающимся
в отмене, на наш взгляд, является ФЗ «Об особенностях правового положения
акционерных обществ работников (народных предприятий)», а также ФЗ «О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Резюмируя все выше
сказанное, отметим, что на регламентацию юридических лиц как участников
гражданских правоотношений направлено большое количество нормативно-правовых и
подзаконных актов различных уровней. Это и Федеральные законы, Постановления
Правительства РФ, акты органов государственной власти (в частности, ФАС); и
региональное, муниципальное законодательство. Такое объем мешает эффективной
реализации норм, затрудняет и усложняет регулирование деятельности юридических
лиц.
Представляется вполне
достижимой и оправданной значительная оптимизация системы законодательства о
юридических лицах, осуществляемая путем сокращения общего количества
действующих в этой сфере законов и упрощения самой регламентации при некотором
увеличении норм Гражданского кодекса, посвященных статусу юридических лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|