на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правоотношения юридических лиц

Следует также согласиться с разработчиками Концепции развития законодательства о юридических лицах в том, что отдельные виды юридических лиц ошибочно отнесены к некоммерческим организациям [50,c.112]. В частности, потребительские кооперативы в действительности являются коммерческими организациями – производственными кооперативами, а товарные и фондовые биржи, негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых направлена на извлечение прибыли - хозяйственными обществами.

Представляется неоправданным и появление в законодательстве России и такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация, которой является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создания для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Вместе с тем, название подобной организации – «государственная корпорация» - абсолютно не отражает ее суть. Дело в том, что государственная корпорация, в общем-то, не является корпорациями (поскольку не имеют членства – единственным учредителем такой организации выступает Российская Федерация) [47,ст.185].

Таким образом, на наш взгляд, должна быть законодательно пересмотрена существующая классификация юридических лиц, установлен исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, что существенно уменьшит количество коллизий, а также уменьшит количество несоответствий специализированных законов Гражданскому кодексу страны.

1.3 Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений

В настоящее время существует огромный массив нормативно-правовых актов регулирующий все сферы жизнедеятельности юридического лица, который систематически дополняется, изменяется, перерабатывается. Гражданско-правовое регулирование юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих как друг другу, так и базовому закону – Гражданскому кодексу.

Статья 34 Конституции РФ закрепляет, что каждый имеет право на занятие экономической деятельностью, а статья 30 закрепляет, что каждый имеет право на объединение. Таким образом, Основной закон страны закрепляет возможность объединения граждан для занятия экономической деятельность – т.е. создания юридического лица.

Постановления Конституционного Суда РФ от 4 октября 1996 г закрепляет, что некоторые юридические лица являются субъектами обращения в Конституционный Суд РФ, и так же на них распространяется ряд требований главы 2 Конституции РФ. По смыслу указанной нормы граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). В данном случае, акционерное общество, товарищества и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в Конституционный Суд Российской Федерации, по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34 Конституции Российской Федерации) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации).

Гражданский кодекс РФ (глава 4) который формирует ключевые основополагающие моменты получающие конкретизацию в специализированных законах. В частности в ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001. Последние изменения в данный закон затронули порядок исключения юридического лица из реестра.

Интерес для нашего исследования представляет также ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002, регулирующий порядок, основания прекращения деятельности юридического лица.

Также, следует отметить законы регламентирующие статус отдельных видов юридических лиц) - федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации», «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и т.д.

Акцентируем внимание, что к настоящему моменту почти полностью сформирован нормативный массив, регулирующий содержательную сторону деятельности юридических лиц. Это федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «Об образовании» и т.д.

Также стоит упомянуть о нормативных актах закрепляющих статус юридического лица. Например, ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об инвестиционных фондах», «О рынке ценных бумаг» и др.

Следующим уровнем правового регулирования юридических лиц являются подзаконные нормативно-правовые акты. Наибольшую актуальность представляют Постановления Правительства РФ – Постановление № 584 от 16 июля 2009 г. «Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», Постановление от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

В области регулирования отдельных аспектов деятельности юридических лиц, нам представляются актуальными акты Федеральной антимонопольной службы (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.05.2004 № А79 «О защите деловой репутации юридическими лицами»).

Акты Центрального Банка РФ детализируют финансово-кредитную деятельность юридических лиц. Например, Инструкция ЦБ РФ №27-и от 14.09.2006 «Об открытии и закрытии счетов юридическими лицами» регламентирует порядок и основания формирования расчетно-денежной политики юридического лица.

На уровне регионального и муниципального законодательства происходит закрепление отдельных специфических моментов жизнедеятельности юридического лица. Следует обратить внимание на Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 61 от 27 июля 2006 г. «О дополнительных мерах по стимулированию деятельности крупных и средних сельскохозяйственных организаций», Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 419 от 09.12.2010 «О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Чувашской Республики», Постановление Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики № 195 от 8 октября 2010 г. «Об установлении размера базовой ставки арендной платы за нежилые помещения для юридических лиц».

Но, не смотря на столь большое количество нормативно-правовых актов, можно констатировать недостаток законов общего характера, например, о реорганизации юридических лиц, об особом статусе «юридических лиц публичного права» и т.д.

По мнению Е.А. Суханова, неоправданно велико количество законов, регулирующих статус некоммерческих организаций [35,с.169]. При этом они, с одной стороны, устанавливают множество организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в действительности не обладающих принципиальными различиями гражданско-правового характера, а с другой пытаются противоречивым образом урегулировать общие вопросы их правового статуса. Так, не соответствуют друг другу многие общие нормы федеральных законов «О некоммерческих организациях» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», призванные быть «рамочными» для соответствующих видов юридических лиц.

Также наблюдается несоответствие норм отдельных (специальных) законов положениям ГК регламентирующим статус юридических лиц, в том числе коммерческих организаций [41,c.99]. Так, противоречия некоторым общим нормам ГК можно обнаружить в федеральных законах «Об акционерных обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О сельскохозяйственной кооперации», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и др.

Вместе с тем, статус некоторых видов юридических лиц урегулирован весьма отрывочно и маловразумительно, вызывая множество вопросов и сомнений. Это касается, например, государственных корпораций. С этой точки зрения целесообразно также оценить статус саморегулируемых организаций, которым посвящены Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и положения некоторых законодательных актов об осуществлении отдельных видах экономической и профессиональной деятельности [38,c.43].

Необходимо исходить из того, что они не являются особой организационно-правовой формой юридических лиц и/или самостоятельной разновидностью некоммерческих организаций. Их гражданско-правовое положение определяется по-разному, в том числе, в зависимости от областей экономических отношений, в которых они могут или должны создаваться (требование к организационно-правовой форме, минимальному количеству и составу членов и др.). Термин «саморегулируемая организация» характеризует не гражданско-правовой, а публично-правовой статус юридического лица, который оно приобретает, отвечая установленным законом требованиям, с момента включения сведений о нем в специальный государственный реестр. Саморегулируемые организации относятся к корпорациям и не обладают формообразующей гражданско-правовой спецификой, поэтому особая регламентация их гражданско-правового положения в ГК не требуется.

Основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования юридических лиц должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК о юридических лицах. Она обусловлена гражданско-правовой природой этой юридической конструкции, рассчитанной, прежде всего и главным образом на потребности имущественного (гражданско-правового) оборота. Это делает целесообразным наличие в ГК общего правила о том, что все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах. Последние в силу этого, подлежат применению при наличии противоречий между отдельными законами и ГК или между самими этими законами.

На наш взгляд, содержание главы 4 ГК должно быть существенно доработано. В частности, должно содержать:

- общие нормы для всех юридических лиц в области реорганизации юридических лиц и об имущественной ответственности органов юридических лиц;

- общие положения обо всех отдельных видах юридических лиц, т.е. исчерпывающий перечень не только коммерческих, но и некоммерческих.

Представляется целесообразным и возможным полностью урегулировать в ГК статус некоммерческих организаций как юридических лиц, сохранив в отдельных законах лишь отсылки к нормам ГК. При этом ГК должен закрепить сравнительно небольшое число основных «моделей» таких юридических лиц, учитывающих юридические (гражданско-правовые) различия их статуса, а не различия в сфере их деятельности. Наличие в ГК общих норм («моделей») об отдельных видах юридических лиц даст возможность сосредоточить законы об отдельных видах юридических лиц на регламентации реальных особенностей их статуса и позволит объединить некоторые действующие законы.

Также должен утратить силу Федеральный закон «О некоммерческих организациях», положения которого во многом текстуально воспроизводят нормы ГК, а с другой стороны в действительности не регулируют статус ряда некоммерческих организаций (например, большинства госбюджетных учреждений).

Огромное количество нормативно-правовых актов о юридических лицах существенно усложняет их регламентацию, при этом содержит отдельные противоречия между ними и ГК, а также вопросы, связанные с соотношением отдельных законов (например, о соотношении ГК, законов о некоммерческих организациях, об общественных объединениях и об отдельных видах некоммерческих организаций).

По нению ряда исследователей, необходимо объединения ряда законов, отличающихся принципиальной предметной близостью. Например, в закон о хозяйственных обществах могут войти законы об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью; в закон о производственных кооперативах - законы о производственных кооперативах, о сельскохозяйственной кооперации и о потребительской кооперации (последняя, несмотря на свое название, в действительности состоит из производственных кооперативов) [47,с.6].

«Мертвым» законом, нуждающимся в отмене, на наш взгляд, является ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», а также ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Резюмируя все выше сказанное, отметим, что на регламентацию юридических лиц как участников гражданских правоотношений направлено большое количество нормативно-правовых и подзаконных актов различных уровней. Это и Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, акты органов государственной власти (в частности, ФАС); и региональное, муниципальное законодательство. Такое объем мешает эффективной реализации норм, затрудняет и усложняет регулирование деятельности юридических лиц.

Представляется вполне достижимой и оправданной значительная оптимизация системы законодательства о юридических лицах, осуществляемая путем сокращения общего количества действующих в этой сфере законов и упрощения самой регламентации при некотором увеличении норм Гражданского кодекса, посвященных статусу юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.