2. Новым Законом (новая
редакция п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих") конкретизировано, что жилищное строительство и
приобретение жилья для военнослужащих - граждан Российской Федерации
осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами
исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение
жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1
января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета
федеральными органами исполнительной власти. Формы обеспечения при этом могут
быть различные: как предоставление жилого помещения по договору социального
найма, так и предоставление жилья в собственность.
Обеспечение жильем
граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях,
осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи
государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по месту постановки на учет[38].
3. С 1 января
2005 г. признан утратившим силу п. 7 ст. 15 Федерального закона
"О статусе военнослужащих", в котором был предусмотрен институт
субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья или его
строительство. Указанная форма решения жилищного вопроса военнослужащих
зарекомендовала себя с наихудшей стороны, поскольку, с одной стороны, при
недостаточности бюджетного финансирования, а с другой - при наличии
внебюджетных средств, а также из-за большого количества дискреционных
(усмотренческих) полномочий командования, как форма реализации права на жилище
не была доступна для широкого круга военнослужащих.
4. С органов местного
самоуправления снимается обязанность в первоочередном порядке предоставлять
право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять
земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащим -
гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и гражданам,
уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на
военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет
и более, а также военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим
военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего
Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными
климатическими или экологическими условиями (п. 12 ст. 15
Федерального закона "О статусе военнослужащих"). С 1 января
2005 г. такая форма реализации права на жилище является правом органов
местного самоуправления. Соответственно этому с них снимается обязанность по
включению органами местного самоуправления избранного постоянного места
жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в
получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных)
кооперативов (п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих").
5. Изменена редакция
п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
касающаяся вопросов обеспечения жильем лиц, увольняемых с военной службы.
Обеспечение
жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую
продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной
службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов
их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами
исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств
федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем
выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой
площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному
федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом
предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему
месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими
с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту
жительства.
Что изменилось?
Во-первых, обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы лежит
только на федеральных органах исполнительной власти, т.е. возложенная ранее на
органы местного самоуправления указанная обязанность с них снимается.
Во-вторых, провозглашается, что на момент увольнения бывшие военнослужащие в
той или иной форме должны быть обеспечены жильем.
В то же время лица,
уволенные до 1 января 2005 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем за счет
средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного
сертификата органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При невозможности
обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,
вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января
2005 г. в муниципальных образованиях, им будет ежемесячно выплачиваться
денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах,
которые определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом
"О статусе военнослужащих" установлено, что "служебные жилые
помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных
городках гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей,
проживающим в закрытых военных городках" (абз. 8 п. 1 ст. 15). Перечень
имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской
Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России
утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня
2000 г. N 752-р. Под "военным городком" понимается комплекс
зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых
для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и
служащих*(35).
Обязательными признаками
военного городка являются:
- по его расположению -
обособленность территории, т.е. наличие у него определенных границ (причем
военный городок может находиться как в черте населенного пункта, так и за его
пределами);
- по назначению - военный
городок предназначен для размещения и проживания в нем военнослужащих и других
лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими
государственными воинскими формированиями;
- по органам власти -
отсутствие органов местного самоуправления и наличие органов военной
администрации (начальник гарнизона, командир воинской части)[39].
Федеральным законом
"О статусе военнослужащих" (п. 1 ст. 15) впервые
законодательно закреплено, какие военные городки относятся к закрытым. К
закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные
городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные
обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных
пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством
Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации
(иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом
предусмотрена военная служба).
Как правило,
предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных
условий его пользователей, а предназначено создать надлежащие жилищно-бытовые
условия для выполнения служебных обязанностей граждан. Указанное положение
применительно к военнослужащим справедливо только по отношению к тем из них,
которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями не на весь срок
военной службы. Предоставление указанных жилых помещений военнослужащим и
членам их семей, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми
помещениями, может осуществляться также в порядке улучшения жилищных условий
(абз. 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих"). Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения
жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, одним из случаев
снятия военнослужащих с учета нуждающихся в получении жилых помещений
(улучшении жилищных условий) является получение по установленным нормам
служебного жилого помещения.
Жилое помещение
включается в число служебных не распоряжением командира, а решением местной
администрации (органа местного самоуправления). В то же время, по мнению
автора, представляется целесообразным установление порядка включения в число
служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, решением
органов военного управления и воинских должностных лиц (начальниками гарнизонов
и квартирно-эксплуатационных органов).
Обязанность по подбору
для военнослужащего жилого помещения и заключение на него договора аренды
возложена на воинские части. Рассмотрим это положение законодательства на
практическом примере:
Капитан Б. заключил с
командиром воинской части жилищный договор, согласно которому командир части
гарантировал Б. предоставление в течение 3 месяцев служебного жилого помещения.
Поскольку это условие договора выполнено не было, Б. обратился в суд с
заявлением, в котором просил обязать командира части заключить предложенный им,
Б., договор аренды комнаты по указанному им адресу, с ежемесячной арендной
платой 7 200 руб.
Балашихинский гарнизонный
военный суд, сославшись на пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О
статусе военнослужащих", заявление Б. удовлетворил. Отменяя данное решение
4-й окружной суд указал, что в соответствии с названной правовой нормой при
отсутствии служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения
для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей.
Однако это положение не
свидетельствует о том, что военнослужащий вправе сам выбирать себе жилое
помещение, которое воинская часть должна для него арендовать. Обязанность по
подбору жилого помещения и заключения на него договора аренды возложена на
воинские части[40].
Таким образом, проблема
обеспечения жильем военнослужащих (которые по закону имеют право на получение
служебных жилых помещений), остается актуальной и после изменения жилищного
законодательства. Так, не все категории военнослужащих оказались охваченными
теми или иными возможными и доступными формами жилищного обеспечения. Так,
военнослужащие, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1
января 2005 г., продолжают оставаться таковыми до получения жилых помещений по
договору социального найма. Военнослужащие, окончившие военно-учебные заведения
после 1 января 2005 г. или поступившие на военную службу по контракту после
указанной даты, обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми
помещениями и принимают участие в накопительно-ипотечной системе жилищного
обеспечения, которая предполагает по истечении установленного срока
приобретение жилья в собственность. Однако действующие законодательные акты не
устанавливают механизма жилищного обеспечения военнослужащих, которые не
относятся к указанным категориям, но в процессе службы стали нуждаться в жилых
помещениях в силу определенных жизненных обстоятельств. Например, это те, кто
имеет жилье, но постепенно оно в силу увеличения состава семьи становится
недостаточным (состав семьи был 3 человека, а через несколько лет - 5 человек).
Ранее такой военнослужащий в очереди не стоял, так как был обеспечен жильем, а
потом возникла необходимость в улучшении жилищных условий. Денег, естественно,
на приобретение нового жилья не хватает, права на служебную жилплощадь этот
военнослужащий не имеет. Указанный пробел в законодательстве должен быть ликвидирован,
поскольку уровень доходов не позволяет военнослужащим в настоящее время
самостоятельно решить свои жилищные проблемы, участвуя, например, в
кооперативном или долевом строительстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные
акты:
1.
Конституция
Российской Федерации. 12 декабря 1993. // Российская газета, 25 декабря 1993
2.
Жилищный кодекс
Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // «Российская газета « от
12.01.2005 г. № 1
3.
Гражданский
кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья). Новосибирск: Сиб.
унив. изд-во, 2005
4.
Федеральный закон
РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29. 12.
2004 г. №189-ФЗ. 2005 // «Российская газета» от 12. 01. 2005 № 1
5.
Федеральный закон
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от
21 июля 1997 г. №122-ФЗ // «Российская газета» от 30.12.2004 № 290 // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1997. № 30.
6.
Закон Российской
Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» от 04.07.1991г.
№ 1541 –ФЗ М., 2005
7.
Основанные
направления нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище».
Утв. Указом Президента РФ от 29. марта 1996 года № 431 / Собрание
законодательства Российской Федерации. 1996, № 14
8.
Федеральный закон
от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп.
от 2 февраля 2006 г.) // www. garant.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|