Такая борьба, безусловно,
нуждалась в теоретическом обосновании. Идеологами ее выступили Д.Д. Ахшарумов -
писатель, петрашевец, впоследствии получивший медицинское образование,
И.И.Канкарович, упоминавшаяся уже неоднократно, М.И. Покровская.
Наиболее обоснованно и
детально идеи российского аболиционизма были изложены А.И.Елистратовым в книге
“О прикреплении женщин к проституции”. “Режим регламентированной проституции, -
утверждал А.И. Елистратов, - это тяжелый привесок, который для женщин из не
владеющих общественных групп усиливает общий социальный гнет” Свои рассуждения
он прежде всего строил на тезисе о притеснении личной свободы с помощью
административно-медицинского надзора.[57] Д.Д.Ахшарумов в докладе
обществу “Русских врачей в городе Риге” он отмечал, что проституция это
“совокупность известных аномальных явлений в половой сфере жизни человека,
часть явлений его же жизни, но в патологических уклонениях от нормы”, а
проститутка “есть бедная женщина, продающая свое тело всякому, - за какую-либо
небольшую плату; продающие его дорого - за тысячи, сотни или хотя бы десятки
рублей не могут считаться таковыми.
В 1913 г. в связи с попыткой разработки нового законодательства, касающегося проблем проституции,
притоносодержательства, сводничества и т.д., аболиционисты вновь активно
выступили с протестом против любых форм надзора.
Они рьяно нападали на
выжидательную позицию Министерства внутренних дел, которое искало пути замены
Врачебно-полицейского комитета учреждением с более демократичным названием.
Основной тезис сторонников аболиционизма - отмена любого вида регламентации -
по-прежнему сводился к идее порочности контроля за проституцией, так как он
является вмешательством в интересы личности. Самое парадоксальное заключалось в
том, что, стремясь избавить публичных женщин от какого-либо контроля,
аболиционисты с особым рвением пытались регламентировать права потребителей и
их сексуальные потребности.
Общественная мысль того
времени по взглядам на причины проституции разделялась на два противоположных
лагеря: криминально-антропологическое, и социологическое (позитивная школа)
которые зародились в Западной Европе, затем оказали сильное влияние на
общественную мысль России.
“Отцом” первого является
итальянский психиатр Чезаро Ломброзо. Суть криминально-антропологического
учения заключалась в следующем. Проститутка есть ненормальная по своему
психическому складу личность, с наследственными, врожденными пороками
организма.
Это направление еще во
время его оформления не выдерживало критики со стороны многих исследователей.
Оно подвергалось критике на том основании, что:
Во-первых, работы
Ч.Ломброзо были основаны на очень узком статистическом материале по
антропологии проституток, которые “не могли создать правильного
антропологического типа”.
Во-вторых, тезис о
“нравственном помешательстве” также оспаривался, так как некоторые врачи
признавали, что “мстительность присуща не только врожденным проституткам, но и
нормальным женщинам. Тщеславие, независимо от рода занятий “увеличивалось по
мере развития цивилизации” .
Материнское чувство у
врожденных проституток очень слабое или его вообще нет”. Противоположность
этого утверждения отмечал еще А. Парен-Дюшатэле в работе “Проституция в Париже”.
“Материнское чувство у проституток развито сильно - доказывал он, - приводя
достаточно убедительные статистические данные”.
В.М. Тарновский главную
причину проституции видел в “неодинаковом напряжении полового чувства, присущим
обоим полам, различных по степеням потребности его удовлетворения и крайне
изменчивую силу воли и сопротивление страстным побуждениям, при разнообразных
отклонениях в развитии всего нравственного и физического облика человека”. Все
остальные условия, по его мнению, могут усилить или ослабить проявления
проституции.
К аналогичным выводам
пришел врач Н.И.Канкарович, который писал: “элементы атавизма и вырождения лишь
в очень ограниченном числе случаев играют роль первоначальных факторов влияющих
на проституцию.”
Из обследованных автором
проституток только 3-4% женщин страдали повышенным половым влечением, в котором
“видели причину своего падения”.
Антропологическая школа,
а именно ее криминалистическое направление оказало неоценимую услугу науке. Она
указала на необходимость изучения личности преступника, и заставила ученых
заниматься наблюдениями за последними.
Позитивная школа возникла
в Италии в начале 1880-х г. Представители - Э.Ферри, Ф.Лист, Г.Тард - главным
образом стремилась изучить естественный генезис преступления, как в самом
человеке, так и в той среде, в которой он живет. Эта школа создала отдельную
ветвь в антропологии, которую Э.Ферри назвал “уголовной социологией”. Сущность
этого учения заключалась в том, что причины проституции, как и вообще
человеческой преступности, лежали не столько в самой личности проститутки,
сколько в неблагоприятных социальных условиях ее окружения. И поэтому, с точки
зрения позитивной школы, проституция - это явление чисто социального характера
“не только в экономическом смысле, но и в духовном, нравственном,
политическом”.
По мнению Э.Ферри
проституция - это один из видов преступления, поэтому выделенные им причины для
преступника справедливы и для этого явления. Проституция, согласно его
представлениям, есть явление “нормально- и ненормально биологическое и
социальное”. Ненормальное биологическое он подразделял на: 1) продукт атавизма,
2)патологического состояния человека (неврозы, неврастении), 3) вырождения, 4)
недостаточного питания, 5) нравственных аномалий. Социальное ненормальное включало
в себя “продукт экономических условий, сложных социальных влияний”.[58]
Все преступления он
объяснял с точки зрения этих факторов. Так например, изнасилование и
проституция это потребность к воспроизводству, то есть это нормальное
человеческое действие. А преступлением они стали тогда, когда общество
уничтожило условия необходимые для удовлетворения этих естественных потребностей.
Одновременно с этим наши поступки объясняются и уровнем нравственности, ибо они
напрямую зависят от условий существования.
В свой концепции генезиса
преступлений Э.Ферри приходит в выводу о влиянии трех факторов:
антропологического или индивидуального, физиологического и социального.
Антропологические факторы присущие личности являются “первым коэффициентом
преступности”. Преступника можно рассматривать как отдельную особь со стороны
физиологической или психологической, либо как человека общества. Поэтому он
выделял в антропологическом факторе три уровня. Во-первых, органическое
строение (все физические свойства - особенности лица, аномалии строения
человека, татуировки); во-вторых психика человека (все аномалии интеллекта и
чувства, особенности жаргона); в-третьих, личные свойства преступника
(биологические признаки расы, пол, возраст, гражданское состояние, условия
быта, принадлежность к классу, образование и т.п.).
К физическим признакам он
относил все причины среды - климат, время года, и т.п. Социальные факторы -
густота населения, религиозные воззрения, состояние семьи, промышленного
производства, алкоголизм, экономическая и политическая система, вообще система
уголовного и гражданского законодательства.
Приводя обширный
статистический материал Э.Ферри стремился доказать, что социальные факторы
играют большую роль, чем остальные, а также, что при изменении в лучшую сторону
социального фактора можно добиться уменьшения преступности.
Основным условием
проституции с точки зрения российских исследователей являлась наличность рынка,
который требовал определенных товаров и обеспечивал постепенный сбыт тем из
них, которые не сразу находили себе покупателя. Рынок этот существовал и
развивался с каждым годом в крупных городах. “В нравственном падении женщины, в
увлечении ее на путь проституции главную роль, - по мнению Н.В.Рейнгардта, -
играл мужчина.[59] Этому способствовали, по
его мнению, ранние половые влечения мужчин, наличие в городе военного корпуса,
учебных заведений. Железные дороги усиливали подвижность населения и влияли на
уменьшение браков и на усиление проституции. Рабочие также представляли большой
процент потребителей проституции. Это обстоятельство объяснялось тем, что при
дороговизне жизни “свободная любовь” приобретала все большие размеры. На спрос
влиял и избыток мужчин по сравнению с общим числом женщин. По мере того, как
растет со стороны мужчины потребность в проституции, увеличивается также и ее
предложения. Те же самые экономические отношения которые затрудняют возможность
у мужчин вступать в брак, толкают женщин на путь проституции.
Говоря о причинах
проституции, исследователи выделяли также влияние культурной среды. С раннего
детства девочки и мальчики воспитывались в дореволюционной России раздельно,
при этом последних приучали к труду, к учению, им твердили о необходимости
знаний, об их превосходстве над женским полом. Девочкам давалось такое
воспитание, чтобы она считала себя чем-то низшим, “явившимся на свет по
какому-то печальному недоразумению”. Им прививалась мысль, что единственная
цель и назначение женщины - выйти замуж, а все остальное второстепенное.
Учиться она должна была только для того, что мужчина имеет право на
образованную жену.
Таким образом,
общественная мысль второй половины XIX-начала ХХ вв. среди причин проституции
называла как генетическую наследственность, так и влияние правовой,
экономической, культурной сфер жизни общества. Рассмотренные нами точки зрения
различных авторов и научных направлений по вопросу причин проституции показали,
что человеческая индивидуальность - это трехсторонняя система, обусловленная
особенностями взаимодействующих сторон - природы, общества и культуры. Поэтому
в одной и той же социальной среде мы встречаемся с широким разбросом уровней и
качеств культуры в разных людях.
Переходя к вопросу
криминологической связи проституции с преступностью,
необходимо провести
некоторую аналогию между двумя "вечными" для человеческого общества
явлениями - нарушениями каких-то правил поведения и проституцией. Эти
негативные социальные явления, надеюсь желающих это опровергнуть в аудитории
нет, к сожалению, всегда были, есть и будут.
Объективно, проституция
есть реальный способ существования немалого числа женщин, профессия, явление,
оскорбляющее общественную нравственность, но, несмотря на все проклятия,
практически неистребимое. В нашей стране ей практически регулярно
"объявляется война". Идеологический парадокс этих компаний, особенно
последней, заключается в том, что, чем больше было криков "против",
тем более снисходительным становилось общество к проституции. Более того,
произведения искусства (книги, фильмы) , "разоблачая" проституцию,
стали ее эффективной рекламой. К этому добавить захлестывающий все
"парнуху", конкурсы красоты и многое другое, то лицемерно на данном
фоне звучат призывы некоторых "товарищей" отнести проституцию к
уголовно наказуемым деяниям. Здесь возникает много вопросов, и они не просты...
Поэтому, не разбираясь с этим явлением в нашей стране, в которой до недавнего
времени "не было" ни секса, ни проституции, обратимся к опыту стран,
где она официально существует давно...
В подавляющем большинстве
стран проституция в уголовном порядке не наказуема (во всяком случае, в
развитых странах) . Там установлены правила поведения для проституток. И
ответственность наступает не за самый факт занятия проституцией, а за нарушение
установленных правил поведения. Т. е. установлен порядок...
Заканчивая этот вопрос хотелось
бы напомнить, что, несмотря на постоянную борьбу с преступностью, человечество
развивает и индустрию вседозволенности, что позволяет уживаться друг с другом
ханжеству и "борьбе с проституцией". Сегодня, к сожалению, наше
общество прекрасно демонстрирует это. Общая криминологическая характеристика
проституции и основных ее взаимосвязей с преступностью, конечно, не исчерпывает
проблемы, однако свидетельствует о многообразии существующих в обществе
причинных связей преступности с другими социальными явлениями, ближе либо
дальше отстоящих от преступности.
К сказанному о связи
проституции с преступностью, о взаимозависимости этих двух социальных явлений
негативного плана следует добавить еще, что проституция один из источников
заражения СПИДом, являющегося во всем мире тяжким преступлением. Если к этому
добавить, что проституция, особенно уличная, беспорядочная, практически
неконтролируемая, особенно характерная для нашей страны, сопровождается не
только распространением венерических заболеваний, но и заведомым (а часто и не
заведомым) заражением им, что тоже есть уголовно наказуемое деяние, то и здесь
очевиден общественно опасный характер проституции.
В социальном же плане
проституция влияет на прочность семейно-брачных отношений (на конфликты в
семьях пр.). Как правило, женщины-проститутки не могут быть матерями либо дети
их социально заброшены, идут с малолетства на панель или пополняют собой армию
воров и других преступников либо пьяниц и наркоманов.
И все это в той или иной
степени характерно для любой социально-политической системы. Еще мы забыли
вспомнить о проститутке, как о жертве... (например, изнасилование проститутки и
т.д.) ...
Учитывая, что проституция
- самая древняя профессия и до сих пор, в процессе научно-технического
прогресса не отмерла, о ней можно рассказывать бесконечно. Пожалуй, пора
остановиться, сделать выводы. Прежде всего: бороться с ней бесполезно, но
контролировать и "определить ее рамки" необходимо.[60]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|