на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Третейское разбирательство споров между гражданами

Наличие вышеуказанных специальных принципов подчеркивает отличие третейского судопроизводства от государственного, а также позволяет третейским судам наиболее эффективно осуществлять свою деятельность. Применение данных принципов в процессе разбирательства споров обусловливает преимущества третейского судопроизводства перед государственным для защиты прав и интересов предпринимателей[27].

Принципы третейского права по своему содержанию представляют определенные идеи, основные начала общего характера, выражающие взгляды общества на феномен третейского разбирательства гражданских дел. В этом смысле принципы третейского права являются элементом правосознания, элементом правовой культуры общества, продуктом сознательного творчества людей, народа, законодателя. Постулаты, составляющие содержание принципа третейского права, должны быть закреплены в его источниках, а также иметь особую значимость для процесса рассмотрения дела в третейском суде. Третейское разбирательство основывается на общеправовых принципах судопроизводства по гражданским делам, а также на специальных принципах, закрепленных с ст. 18 Федерального закона «О третейских судах в РФ»

В теории права недостаточно полно исследованы специальные принципы третейского судопроизводства, что препятствует объективному пониманию юридической природы третейского суда

2.3 Компетенция третейских судов

Практика третейского разбирательства постоянно сталкивается с необходимостью установления объема и характера полномочий третейских судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел. В литературе в последнее время также обсуждается проблема отграничения компетенции третейских судов от смежных правовых феноменов, и прежде всего от института подведомственности. В связи с этим исследование вопросов о природе и источниках компетенции третейских судов приобретает особую актуальность[28].

Законодателем придается немаловажное значение правильности определения компетенции третейского суда, так как ошибки в решении этого вопроса могут повлечь за собой отмену решения третейского суда (статья 42 федерального закона) или отказ в выдаче исполнительного листа (статья 46 федерального закона).

В науке цивилистического процессуального права принято подходить к понятию «гражданские процессуальные правоотношения» в широком и узком смысле. Применительно к определению предметной подведомственности третейских судов необходимо установить:

1) возник ли спор из гражданских, в узком смысле этого слова, правоотношений;

2) если нет, то допускает ли специальное федеральное законодательство, регламентирующее данный вид правоотношений, возможность их разрешения в третейском суде;

3) не запрещает ли федеральное законодательство рассмотрение данной категории дел в третейских судах.

Только путем такого довольно сложного аналитического осмысления спорного правоотношения и регламентирующего его законодательства можно сделать однозначный вывод о его подведомственности либо неподведомственности третейскому суду[29].

Решая вопрос о своей компетенции, третейский суд должен:

– определить характер спорного правоотношения в целях решения вопроса о возможности разрешения спора посредством третейского разбирательства;

– удостовериться в том, что между сторонами заключено третейское соглашение, которое распространяет свое действие на возникший между ними спор. Прежде всего, третейскому суду необходимо убедиться в соблюдении формы третейского соглашения, которое по правилам статьи 7 комментируемого федерального закона должно быть заключено в письменной форме.

Если третейское соглашение заключено сторонами в виде третейской оговорки, законодатель указывает, что такая третейская оговорка должна рассматриваться третейским судом при определении его компетенции обособленно от самого договора, в рамках которого такая третейская оговорка содержится. И если третейский суд убедиться в недействительности договора, который содержит третейскую оговорку, такая оговорка не может считаться недействительной, в силу ее автономного характера.

Из анализа федерального закона следует, что третейский суд должен разрешить вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции разрешать спор вне зависимости от того заявлено ли кем-либо из сторон об отсутствии компетенции третейского суда на рассмотрение спора по правилам законодательства[30].

Стороны имеют право заявить об отсутствии компетенции третейского суда на разрешении спора, переданного на его рассмотрение до предоставления такой стороной первого заявления по существу.

В Федеральном законе «О третейских судах в РФ» 2002 г. в ст. 17 подчеркивается, что сторона должна заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до предоставления ею первого заявления по существу спора. Таким образом, заявленное позднее требование может быть отклонено третейским судом. При этом сторона также вправе заявить о превышении компетенции третейского суда, если решение вопроса не предусмотрено третейским соглашением либо он не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с Федеральным законом или правилами третейского разбирательства. Если вопрос о компетенции третейского суда рассматривается при принятии решения, то вывод третейского суда о наличии у него компетенции является составной частью решения.

Если же сторона совершила хоть одно действие, связанное с третейским разбирательством, следовательно, она фактически признала компетенцию третейского суда[31].

Так же федеральный закон регулирует решение вопроса о компетенции третейского суда, если в ходе третейского разбирательства возникнет вопрос, разрешение которого не предусмотрено в третейском соглашении или рассмотрение такого вопроса не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом.

Реализуя принцип законности третейского разбирательства, законодатель предусмотрел право для сторон заявить в вышеуказанных случаях о превышении третейским судом его компетенции. По результатам рассмотрения такого заявления третейский суд должен вынести определение. Представляется верным, что третейский суд самостоятельно решая вопросы своей компетенции, может определить превышении своей компетенции, не дожидаясь заявления одной из сторон, оформив принятое решение своим определением.

Закон обязывает третейский суд по результатам рассмотрения вопросов о наличии (отсутствии) компетенции третейского суда на рассмотрение спора или о превышении третейским судом компетенции вынести определение. В определении должны быть указаны мотивы, по которым третейский суд пришел к выводу о наличии (отсутствии) у него компетенции по рассмотрению спора или об основаниях (об отсутствии оснований) превышения третейским судом своей компетенции.

По результатам принятого решения об отсутствии своей компетенции третейский суд выносит определение, правовыми последствиями которого является невозможность рассмотрения таким третейским судом спора по существу. В этом случае на основании статьи 38 федерального закона третейское разбирательство прекращается[32].

Анализируя теоретические определения понятия компетенции можно выделить наиболее объективными следующие два. Во-первых это «совокупность прав и обязанностей данного органа, закрепленных за ним законом». Во-вторых это «совокупность полномочий и прав, являющихся одновременно и обязанностями, конкретного органа государства, возложенные на него определенным нормативным актом для реализации установленных действующим законодательством специфических задач и функций».

В качестве критериев отнесения определенных категорий дел к ведению третейских судов, можно назвать характер спорного правоотношения, субъектный состав его участников, а также наличием воли сторон на передачу спора третейскому суду.

Можно утверждать, что заключение сторонами соглашения о передаче уже возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение третейского суда происходит в изъятие из компетенции суда государственного. Гарантией реализации указанного соглашения являются нормы законодательства страны, определяющие круг правоотношений, подведомственных третейским судам.


3. Разбирательство дела в третейском суде

3.1 Обращение в третейский суд и заключение третейского соглашения

В отличие от гражданского и арбитражного судопроизводств, где инициировать судебное разбирательство возможно путем подачи не только искового заявления, но и заявления, третейское разбирательство возможно только при предъявлении истцом искового заявления. Единственная форма правопритязания стороны спора (истца) обусловлена тем, что третейские суды рассматривают споры, возникающие из гражданских правоотношений, для защиты которых предусмотрена только исковая форма защиты[33].

Согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» исковое заявление, в котором истец излагает свои требования о защите нарушенных прав или охраняемых законом интересов, должно подаваться в третейский суд только в письменной форме. Так же в данной статье установлено положение о том, что копия искового заявления передается ответчику. Вопрос порядка передачи копии искового заявления законодательством не регламентируется. Правила постоянно действующего третейского суда могут прямо устанавливать обязанность истца по передаче копии искового заявления ответчику либо такая обязанность может быть возложена на третейский суд. Если правилами третейского суда процедура передачи копии искового заявления ответчику не предусмотрена, представляется верным в этом случае возложить такую обязанность на третейский суд.

К исковому заявления, подаваемому в третейский суд, предъявляются определенные требования, так же, как и к исковому заявлению в гражданском (ст. 131 ГПК РФ) судопроизводстве.

Так, в частности, в исковом заявлении необходимо указать:

1) дату подписания искового заявления. Хотелось бы отметить, что никаких правовых последствий дата искового заявления не содержит, так как не влияет на определение соблюдения срока исковой давности истцом;

2) реквизиты сторон. Если стороной является физическое лицо или гражданин – предприниматель, то необходимо указать его фамилию, имя, отчество, место его жительства.

Следует особо обратить внимание на указание места жительства или места нахождения стороны, так как документы и иные материалы направляются сторонам по адресам, указанным самими сторонами (пункт 1 статьи 4 ФЗ «О третейских судьях»). Уведомление сторон по вопросам третейского разбирательства имеет важные правовые последствия. Так, не уведомление стороны должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, является основанием для отмены решения третейского суда (статья 42 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 421 ГПК РФ) либо основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (статья 46 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»; п. 2 ч. 1 ст. 426 ГПК РФ).

3) в исковом заявлении истец должен обосновать компетенцию третейского суда, на рассмотрение которого передается возникший между сторонами спор. Обосновывая такую компетенцию третейского суда, истец, прежде всего, указывает на наименование третейского суда. Следует отметить, что наименование третейского суда должно быть точным и полным, дабы в последствие избежать признания отсутствия у третейского суда компетенции в рассмотрении спора. Также истец должен, обосновывая компетенцию третейского суда, сделать ссылку на третейское соглашение, и в подтверждение наличия такого третейского соглашения приложить его или его копию к исковому заявлению;

4) требования истца, а именно изложение в точной и ясной формулировки того, что, по мнению истца, должен совершить (или воздержаться от совершения) ответчик; какое право (или отсутствия такового) просит признать истец; изменения или прекращения каких правоотношений необходимо ему установить.

5) определяя свое требование к ответчику, истец должен в исковом заявлении указать обстоятельства, которые подтверждают, что его материальное правопритязание к ответчику законно и обоснованно;

6) в подтверждении наличия обстоятельств, на которых основаны требования истца к ответчику, истец обязан представить доказательства. Остается неясной позиция законодателя в данном вопросе, так как указанная императивная норма не содержит никаких санкций в случае ее нарушения. Не является основанием для отказа в возбуждении третейского разбирательства отсутствие предоставленных доказательств истцом в обоснование своих требований. При этом следует отличать понятия «указание на доказательства» и «предоставление доказательств».

7) если требование истца к ответчику является требованием имущественного характера, то в исковом заявлении указывается цена иска;

8) также необходимо указать перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению. Так как законодательством не устанавливается обязательный перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, такой перечень, лучше расширительного толкования, возможно установить в правилах третейского разбирательства[34].

Так, например, правилами третейского разбирательства можно определить, что к исковому заявлению прилагаются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.