на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Третейское разбирательство споров между гражданами

Применительно к третейскому соглашению ряд проблем возникает в связи с его заключенностью, действительностью и исполнимостью. Так, для надлежащего заключения третейского соглашения необходимо соблюсти письменную форму и согласовать ряд существенных вопросов, в том числе круг передаваемых на рассмотрение третейского суда споров и конкретный третейский суд, которому поручается разрешение спора.

Несмотря на принятие в 2002 году Федерального закона «О третейских судах в РФ» и появление в новых ГПК РФ глав, регулирующих взаимодействие третейских судов с судами общей юрисдикции, некоторые проблемы остались неразрешенными. Одной из таких проблем является вопрос о компетенции третейских судов по рассмотрению различных видов гражданско-правовых споров.

Существует достаточно противоречивая судебная практика по вопросу компетенции третейских судов. Даже позиция ВС РФ не отличается согласованностью и последовательностью.

Тем не менее, действующее законодательство не позволяет достаточно четко и однозначно определить круг споров, подведомственных третейским судам. В частности, в юридической науке неоднократно поднимался вопрос о возможности передачи на рассмотрение третейского суда исков о признании права собственности.

Как отмечают большинство исследователей, основная проблема всех третейских судов в том, что закон не наделил их механизмом принудительного исполнения своих решений.

Есть мнение, что, проблема исполнения решений третейских судов скорее всего останется неразрешенной, так как по существу третейский суд – суд скорее общественный, договорной, не зависимый от государства. А значит, государство всегда будет стремиться держать его под своим контролем. Выдача арбитражными судами приказов на принудительное исполнение решений третейских судов – вполне надежный способ для этого

Отдельным особняком стоит вопрос о требованиях предъявляемых к третейскому судье, вернее о возможности проверки его пригодности для позволения ему разрешать споры. Как представляется, проверка наличия-отсутствия дееспособности у претендента в третейские судьи, а также состояния его под опекой или попечительством практически не выполнима и с неизбежностью повлечет за собой непреодолимые проблемы. Обусловлено это тем, что данный вопрос регламентируется целым рядом статей ГК РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 21 ГК РФ, гражданская дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Для проверки наличия у кандидата на должность третейского судьи полной дееспособности необходимо установить его возраст, а в случае не достижения им восемнадцати лет, кроме того, проверить – не вступал ли он уже в зарегистрированный брак, а также – не был ли эмансипирован.

Но и после проверки указанных моментов сделать окончательный вывод об обладании гражданина полной дееспособностью также не возможно. Связано это с тем, что он может быть признан в установленном порядке ограниченно дееспособным (ст. 30 ГК РФ, глава 31 ГПК РФ) или недееспособным (ст. 29 ГК РФ, глава 31 ГПК РФ).

Если вопрос о полной дееспособности кандидата в третейские судьи руководство постоянно действующего третейского суда еще и может проверить (причем, подтвердив документально, так как в этом заинтересован сам претендент), то его ограничение или полное лишение дееспособности проверить вообще не представляется возможным, так как подобные сведения носят «закрытый» характер и для их получения следует направить запрос установленной формы в компетентные органы как минимум субъекта федерации, что является прерогативой только строго определенных правоохранительных структур и лишь в специально оговоренных законом случаях. Данную информацию необходимо документально проверять и фиксировать в материалах дела всякий раз при формировании состава третейского суда в отношении каждого входящего в него третейского судьи. Однако ни у постоянно действующего третейского суда, ни тем более у физических лиц при создании третейского суда, подобного права не имеется, а, следовательно, соблюсти указанные требования вообще не представляется реальным[62].

Теперь о качестве решений третейских судов. К сожалению, отношение к третейским судам со стороны судейского сообщества отнюдь не всегда доброжелательное. Скорее, оно как к младшему недоразвитому брату, сопряженное с убежденностью в низком качестве решений третейских судов. Негосударственная юрисдикция не является новым способом урегулирования споров. Обычным доводом против придания решению третейского суда силы государственного суда выступает частный характер его актов и то, что частные лица с неясной профессиональной компетентностью не могут принимать решения того же статуса, что и государственные судьи. Существование негосударственных форм юрисдикции в течение советского периода, подтверждает обоснованность сложившегося государственного подхода к статусу этих органов. Они с успехом выполняли свою социальную роль и не являлись источниками серьезных правовых проблем, вызванных низким качеством их решений. В настоящее время нет оснований утверждать, что третейские суды станут источниками злоупотреблений правами или будут ущемлять права путем принятия решений. Указанные рассуждения позволяют сделать довольно парадоксальный вывод: предложения о наделении решений третейских судов силой исполнительного документа вовсе не лишены оснований. Во всяком случае, реализация такого предложения не приведет к значительным нарушениям, но позволит существенно повысить эффективность такой формы защиты прав и до некоторой степени разгрузить судебную систему.

Правовые проблемы законодательства еще можно решить, как с помощью принятия новых законов и поправок, так и применением практики, но как решить вопрос с социальной проблемой остается открытым. Большинство граждан нашей страны просто не знают о существовании третейских судов, о его возможностях и преимуществах[63].

Многие проблемы деятельности третейских судов имеют не юридический характер, а находятся в социально-экономической и психологической плоскости. С решением проблем законодательного урегулирования процедур третейского судопроизводства сами по себе не уходят в прошлое вопросы институционализации и распространения третейских судов как способов разрешения правовых споров, конкурирующих с государственным правосудием. К сожалению, российские традиции таковы, что слово законодателя не оказывается решающим для укоренения того или иного социального или юридического института. Именно поэтому скептическое отношение к третейскому судопроизводству как альтернативе государственным судам характерно для российских юристов. Как практические работники, занимающиеся третейским разбирательством, так и теоретики третейского судопроизводства выражают сомнения в эффективности на сегодняшний день этого способа разрешения правовых споров.

4.2 Предложения по развитию третейского разбирательства в РФ

Проблемы третейских судов по большей части вызваны недостатками законодательного регулирования или же отсутствием регулирования по конкретному вопросу. Отсутствие четкой правовой доктрины третейского разбирательства так же вызывает необходимость изменения подходов в правовом регулировании. Предлагается, выделив основные проблемные моменты, обсудить пути их решения путем выработки одного из подходов регулированию. Нормативное урегулирование принятых способов разрешения указанных проблем путем выработки текста проекта нормативных актов, должно стать следующим этапом развития указанной концепции. Предлагаются самые различные варианты урегулирования этих вопросов, в том числе и те которые явно расходятся со сложившимися законодательными подходами. Однако, они не во всех случаях показали себя эффективными, а потому возможно их кардинальное изменение. Задача на этом этапе, выбрать один из путей развития, исходя из которого и выстраивать соответствующие законодательные конструкции.

Узловыми моментами, препятствующими развитию третейского разбирательства, являются: неопределенность с правовыми последствиями принятия решения третейского суда, низкая эффективность выдачи исполнительного листа, отсутствие правовых последствий за явные злоупотребления третейским разбирательством. В качестве основного вектора предлагается усилить формальные требования к третейским судам, установление ответственности за злоупотребления и их недопущение, но одновременно установление гораздо большей поддержке государства третейскому разбирательству: большая сила решению третейского суда и упрощенный порядок приведения в исполнение.

Одной из первых проблем стоит отметить проблемы связанные с созданием постоянно действующего третейского суда. Легкость создания третейского суда вызвала волну злоупотреблений.

Изменения в регулировании можно свести к следующим вариантам:

1. Придание Постоянно действующим судам статуса некоммерческого юридического лица;

2. Регистрация третейских судов в Минюсте;

3. Не уведомление компетентного суда о создании третейского суда лишает его решение правовой силы;

Очевидно, что помимо процедуры создания третейских судов должна быть прописана и процедура их ликвидации. В том числе основанием к такой ликвидации могут послужить факты нарушения законодательства (должен быть четкий и исчерпывающий их перечень). В этом вопросе нужно определиться, вводить такую возможность, и если нет, то каким образом бороться со злоупотреблением третейским разбирательством. Одной из таких мер может служить процедура дисквалификации третейского судьи. Желательно урегулировать возможность слияния третейских судов.

Одним из вопросов улучшения третейского разбирательства может стать введение саморегулирования третейских судей или же третейских судов (организаций при которых они созданы). Желательно идти по пути саморегулирования именно третейских судов, в противном случае не так сложно набрать подставных судей для реализации тех же самых проектов.

Третейское соглашение.

1. Необходимо разграничение понятий недействительное и незаключенное третейское соглашение.

2. Применительно к форме необходимо закрепить возможность его заключения в электронной форме.

3. Определиться с возможностью и правилами расторжения третейского соглашения и признания его недействительным, а так же разграничением компетенции по этому вопросу. Возможность оспаривания третейского соглашения, если оно заключено не в условиях свободного волеизъявления.

4. Установить исчерпывающие критерии ограничения права на заключение сторонами третейского соглашения. Сегодня такое ограничение есть лишь в договорах присоединения, но судебная практика идет по пути расширительного толкования этого понятия, чтобы исключить ситуации заключения третейского соглашения между экономически неравноправными субъектами или когда один из субъектов лишен реальной возможности волеизъявления по заключению третейского соглашения. В том числе такие ограничения могли бы быть полезны и с точки зрения пресечения навязывания третейского соглашения.

Формирование состава третейского суда

Сегодня в массовом порядке третейские суды используют принцип назначения судей, ограничивая стороны в возможности выбора. Этим обосновано и отсутствие раскрытия информации о третейских судьях. Все это приводит к падению доверия к третейскому судье, которого воспринимают при таком подходе как судью государственного суда. В силу этого во многих третейских судах председатель назначает судью, о котором стороны не имеют никакой информации и не могут ему реально доверять.

1. Предлагается в качестве общего принципа закрепить выборность третейских судей. Назначение судей возможно лишь при отказе стороны от реализации своего права на выбор судьи;

2. Обязательное раскрытие информации о третейском судье для возможности заявления отвода. Отсутствие самоотвода при наличии к тому оснований признать грубейшим нарушением основных принципов третейского разбирательства, вплоть до дисквалификации третейского судьи. Последовательная реализация этих принципов позволит существенно осложнить работу карманных третейских судов.

Доказательства и доказывание

Предоставление третейским судам права истребования доказательств наравне с государственными судами (или закрепление функции государственного суда помощи в истребовании доказательства). В настоящее время третейские суды лишены такой возможности, что ограничивает права сторон на полное исследование доказательств, если они у этой стороны отсутствуют и не могут быть ей получены. Следует распространить на третейское разбирательство действие статей УК РФ о фальсификации доказательств сторонами, а также лжесвидетельствование свидетеля, эксперта.

Решение суда.

Важнейшим вопросом является вопрос о правовой силе решения третейского суда. В том числе о его доказательственной силе, влиянии на государственные органы и третьих лиц. Необходимо:

1. освободить стороны от повторного доказывания установленных третейским судом обстоятельств по спору как это делает законодатель в АПК РФ отношении обстоятельств, признанных сторонами (или же введение преюдициальности);

2. закрепить, что решение третейского суда вступает в законную силу в момент его принятия;

3. решение третейского суда, вынесенное в пределах компетенции, приводит к изменению гражданских правоотношений, признанию их наличия, действительности, является правоподтверждающим или правопреобразующим фактом, который должен учитываться всеми субъектами права. Последнее особенно актуально для решений о расторжении договора, признании недействительным и т. д[64].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.