Фонд
обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования
финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы
обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и
территориальный фонды обязательного медицинского страхования как
самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Пенсионный
фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования
населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из
бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой —
приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и
по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.
2. МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
2.1 Особенности
финансирования социальных расходов из бюджетов разных уровней
В
условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение
приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. [15, с.307]
Образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав
граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики
в области образования сформулированы в Федеральных законах от 13.01.96 г. №
12-ФЗ «Об образовании» и от 22.08.96 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании». В них под образованием понимается
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества,
государства, сопровождающейся констатацией гражданином установленных
государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующим
документом.
Гражданам
Российской Федерации гарантируется получение образования без каких-либо
ограничений и условий независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, местожительства, состояния здоровья и т.п. Государство
гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования,
основного общего, среднего общего, образования и начального профессионального
образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и
послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных
образовательных заведениях в пределах государственных и муниципальных
образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает
впервые. [17, с.361]
В
Российской Федерации в настоящее время действуют государственные и
муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из
федерального, региональных, местных бюджетов. За счет федерального бюджета
финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее
профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и
местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования
финансируется из местных бюджетов. Государство гарантирует ежегодные выделения
бюджетных средств на нужды образования в размере не менее 10% национального
дохода. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования
не может составлять менее 3% доходной части федерального бюджета.
Кроме
бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником
финансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан,
платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными,
муниципальными и частными учебными заведениями. [15, с. 308]
Важнейший
показатель развития человеческой цивилизации – уровень культуры. В нашей стране
создан довольно крупный потенциал учреждений культуры. В целях поддержания и
роста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые
ресурсы. В России в соответствие с законом РФ «Основы законодательства РФ о
культуре» от 9 октября 1992 г. объем средств направляемых на культуру, должен
быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных бюджетов. Главным
источником финансирования учреждений культуры и искусства являются
территориальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России превышает
77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных 32%. [15, с.
315] Из федерального бюджета финансируются учреждения культуры по перечню
Правительства РФ: библиотеки, музей, театр, заведение (Государственный Эрмитаж,
Всероссийская государственная библиотека, Государственная академия, Большой
театр и т.д.) За счет региональных бюджетов финансируется вся сеть остальных
государственных учреждений культуры.[13, с. 210]
Особенность
финансирования объектов культуры состоит в том, что часть из них имеет возможность
получать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческой
деятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного
финансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее в
большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают. [15, с. 315]
Что
же касается СМИ. Бюджетное финансирование СМИ осуществляется в виде грантов и
субсидий, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделение
грантов производится на: оплату социально значимых информационно-публистических
материалов о социальных проблемах; производство печатной продукции,
предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д.
Первым
значимым документов в области здравоохранения является закон «Основы
законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1, в нем
отмечено, что государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. При
этом основные принципы охраны здоровья: доступность медико-социальной помощи и
социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья – свидетельствуют о
том, что изначально не гарантирована полная бесплатность здравоохранения, а
гарантирован лишь определенный минимум. Основными доступными и оплачиваемыми из
бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются:
лечение наиболее распространенных болезней; проведение санитарно-гигиенических
и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших
заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; меры по охране семьи,
материнства, отцовства, детства; другие мероприятия. Вторым значимым документов
в области здравоохранения является закон РФ от 28.06.91 г. №1499-1 «О
медицинском страхование граждан в РФ». Источниками обязательного медицинского
страхования являются: для работающего населения – средства работодателей; для
неработающего населения и работников бюджетной сферы – соответствующий бюджет.
В России существует три системы организации финансирования здравоохранения две
из которых государственные (муниципальные): государственная бюджетная система
здравоохранения; государственная система обязательного медицинского
страхования; негосударственная медицина. [17,
с. 363]
За
счет средств федерального бюджета предоставляется специализированная медицинская
помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;
дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамках
национального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право на
получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих
граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннему
выявлению социально значимых заболеваний опорно-двигательного аппарата;
организация и обеспечение госсанэпидемнадзора.
Из
бюджетов субъектов РФ значительные средства направляются на страхование
неработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачивается
специализированная скорая медицинская помощь, высокотехнологичные виды
медицинской помощи и др.[24]
Расходы
бюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечение медицинских организаций
субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского
назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а
также донорской кровью и ее компонентами. За счет средств бюджетов
муниципальных образований оплачивается скорая медицинская помощь, первичная
медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических,
стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в
период беременности, во время и после родов. Расходы местных бюджетов включают
в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения
лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения,
иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской
кровью и т.д.
Основные
понятия и принципы государственной политики в области физической культуры и
спорта приводятся в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» от
29.04.1999 г. №80 – ФЗ. Вопросы физической культуры и спорта, их финансирование
находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. С участием бюджетных средств
учреждениями и организациями предоставляются услуги государственной значимости,
такие как: обеспечение деятельности спорта высших достижений; подготовка спортсменов
для сборных команд страны; развитие массовой физической культуры и спорта среди
населения. [16, с. 455]
Конституция
страны определяет Российскую Федерацию как социально государство, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье
людей, устанавливается, гарантированный минимальный размер оплаты труда,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,
устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом. Существует три источника финансирования
социальной защиты населения: средства налогоплательщиков, за счет которых
формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; страховые
средства работодателей и работников; общественные и частные пожертвования на
благотворительность. Основными видами расходов по социальному обеспечению
являются пенсии и пособия.
Пенсия
– это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации
заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста,
наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям,
право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленным
законодательством РФ.
Пособие
– это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях,
предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального
обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в
некоторых случаях. [17,
с.331]
Проанализируем
структуру общего объема расходов федерального бюджета на социальные нужды за
2007-2009 год и на начало 2010 года. (таблица 1).
государственный финансирование бюджет социальный
Таблица
1 - Объем и структура расходов бюджета на социальные цели
|
на 01.01.2008 |
на 01.01.2009 |
на 01.01.2010 |
на 01.03.2010 |
Наименовение раздела |
Сумма, млн. руб |
Удельный вес, % |
Сумма, млн. руб |
Удельный вес, % |
Изменение структуры по сравнению с
предыдущим годом |
Сумма, млн. руб |
Удельный вес, % |
Изменение структуры по сравнению с
предыдущим годом |
Сумма, млн. руб |
Удельный вес, % |
Образование |
294 611,48 |
4,92 |
354 996,79 |
4,69 |
-0,23 |
418 007,57 |
4,34 |
-0,35 |
41 430,39 |
2,80 |
Культура, кинематография и СМИ |
70 992,90 |
1,19 |
88 851,50 |
1,17 |
-0,01 |
111 684,59 |
1,16 |
-0,02 |
11 235,26 |
0,76 |
Здравоохранение и спорт |
196 494,30 |
3,28 |
278 245,20 |
3,68 |
0,39 |
352 313,71 |
3,66 |
-0,02 |
21 554,40 |
1,46 |
Социальная политика |
214 039,45 |
3,58 |
293 644,98 |
3,88 |
0,30 |
323 519,61 |
3,36 |
-0,52 |
31 272,66 |
2,12 |
Сумма |
776 138,12 |
12,97 |
1 015 738,46 |
13,42 |
0,45 |
1 205 525,48 |
12,51 |
-0,91 |
105 492,71 |
7,14 |
Сумма бюджета |
5 983 035,51 |
7 566 638,72 |
9 636 823,31 |
1 477 825,27 |
Как видим расходы на
образование, здравоохранение, спорт, культуру реализацию социальной политики вместе
составляли 12,97% на 1 января 2008 года, 13,42% - на 1 января 2009 года, и на 1
января 2010 года составили 12,51%. Как видно, 2007-2008 доля расходов на
социальные нужды увеличивалась, но с происшедшим финансово-экномическим
кризисом в конце 2008 года – 2009 года, доля социальных расходов в бюджете
уменьшилась. Но не смотря на это сумма расходов на социальные цели растет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|