на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации

3.2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета

Все проблемы, которые мы рассмотрели в предыдущем пункте, можно структуризировать, и предложить ряд направлений по совершенствованию финансирования расходов за счет бюджета.

Ниже приведем основные направления.

Увеличение объемы бюджетных средств на финансирования социальной сферы, это можно осуществить следующими способами: перейти от всеобщей социальной защиты к адресному социальному обеспечению только наиболее нуждающихся слоев населения; повысить эффективность социальных расходов за счет сокращения непроизводительных затрат; сократить сеть бюджетных социальных учреждении, финансируемых на основе сметного порядка, но при этом оказывающих платные социальные услуги, проконтролировать за эффективностью и результативностью социальных расходов. Необходимо также осуществить финансирование социальных расходов в соответствии с приоритетностью целей: необходимые расходы должны финансироваться в полном объеме, в соответствие с социальными стандартами; полезные расходы финансируются исходя из наличия бюджетных средств; избыточные расходы финансируются только при наличии бюджетных средств после 100% финансирования полезных расходов. Для гарантированного полного финансирования необходимых социальных расходов целесообразно перевести их на финансирование из социальных внебюджетных фондов (что позволит использовать преимущества фондовой формы финансирования); полезные расходы финансировать из бюджета (используя мобильность средств внутри бюджета для первоочередного финансирования наиболее важных расходов), а избыточные расходы финансировать посредством утверждения целевых бюджетных программ (что позволить увязать осуществляемое финансирование с ожидаемым эффектом и не будет влиять на финансирование полезных расходов).

Следующее основное направления заключается в уравнении доступа всех граждан страны (независимо от территории проживания) к гарантированному уровню социальных услуг, это возможно осуществить следующими способами: законодательно утвердить социальные стандарты, действующие на территории страны, построить межбюджетные отношения в соответствии с реальной ценой выполнения социальных функций, рассчитанной на основе социальных стандартов.

Следующее направление заключается в создании механизма расчета реальной стоимости обеспечения социальных гарантий, для этого необходимо следующее: законодательно утвердить социальные стандарты, действующие на территории всей страны, осуществлять контроль за результативностью социальных расходов.

Еще одним направлением является улучшение качества предоставляемых социальных услуг, для этого необходимо: внедрить рыночные механизмы предоставления социальных услуг, посредством содействия расширению сети негосударственных учреждении, оказывающих социальные услуги, разработать критерии результативности государственных социальных расходов, использовать формы целевого финансирования и социального заказа для финансирования социальных расходов, прекратить финансирования организации при несоблюдении критериев результативности социальных расходов, переместить акцент в контрольной финансовой работе с контроля за процессом исполнения сметы к контролю за результативностью расходов.

Для системы здравоохранения, прежде всего, следует структурировать контингент получателей социальных услуг по уровню доходности и определить, исходя из платежеспособности, общее количество населения, нуждающегося в бесплатной социальной помощи. В данную категорию граждан должны войти пенсионеры (26,3% всего населения), инвалиды (3,2%), безработные (3,9%) и лица с денежными доходами ниже прожиточного минимума (20,1 %) и другие категории льготников. Таким образом, как минимум половина населения нуждается в бесплатных социальных услугах. Исходя из данной структуры, необходимо рассчитать количество койко-мест в государственных лечебных учреждениях, которые должны оказывать только бесплатные медицинские услуги.

В образовательной сфере при реструктуризации бюджетных учреждений необходимо учитывать отраслевые особенности. В частности, общеобразовательные учреждения, по законодательству, не оказывают платных услуг. В профессиональном образовании, напротив, наблюдается ежегодный рост числа платных образовательных услуг, причем, чем выше ступень профессионального образования, тем больше доля платных услуг. В данном секторе определенно существует возможность для сокращения государственного финансирования.

Проведя инвентаризацию бюджетного сектора, необходимо рассмотреть возможность укрупнения или присоединения мелких учреждений, а также организаций, загруженных менее чем на 50%, к более крупным, что сократит административные издержки на оказание социальных услуг. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о социальном заказе на выполнение некоторых видов социальных услуг некоммерческим организациям или даже коммерческим предприятиям. Особенность государственного финансирования заключается в том, что бюджетные средства, выделяемые на финансирование расходов должны быть как можно меньше, т.е. не должны содержать в себе большой наценки (прибыли). Но если коммерческая организация согласна оказывать данные услуги, получая при этом минимальную прибыль или даже без прибыли, нет смысла исключать их из списка поставщиков социальных услуг. При переходе на составление бюджета, ориентированного на результат, государству безразлично, кто оказывает услуги, важно их количество и качество.

Учреждения, формирующие свои доходы более чем на 50 % за счет внебюджетных средств, следует снять со сметного финансирования. Государство может выступать заказчиком социальных услуг с оплатой по факту или выделением целевых субвенций на определенные мероприятия. Те организации, которые остаются на сметном финансировании, должны утратить право оказывать услуги на платной основе. Данная система позволит усилить контроль за оказанием бесплатных для населения социальных услуг. Подобные организации сохраняют статус государственных или муниципальных и обслуживают категории лиц, имеющих право на бесплатные услуги.

Преобразование бюджетных учреждений в негосударственные может происходить путем преобразования их в другие формы некоммерческих организаций. Взаимоотношения по поводу выполнения некоторых услуг по государственным заданиям могут осуществляться либо в форме государственного (муниципального) социального заказа, либо в форме реализации социального проекта (целевого финансирования), что также возможно в рамках существующих финансовых инструментов.

Финансирование бюджетных организаций в перспективе должно быть переведено на проектное финансирование, т.е.предполагается переход от составления бюджета методом от достигнутого к бюджету, ориентированному на результат, что позволит более широко использовать метод целевого финансирования и социального заказа при осуществлении социальных расходов. Этот процесс уже начался и является приоритетным направлением реформирования системы расходования бюджетных средств.[15, c. 49]

3.3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов

С 1 января 2010 года единый социальный со ставкой 26% был заменен тремя страховыми взносами с общей ставкой 26%. С 1 января 2011 года планируется заменить тремя страховыми взносами с общей базой 34%. Единый для всех организаций тариф взноса в Пенсионный фонд составит 26% (сейчас 20%), в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1% (сейчас 3,1%), Фонд социального страхования — 2,9% (сейчас также 2,9%). Решено также, что пенсионный взнос будет взиматься лишь с годового заработка, не превышающего 415 тыс. руб. Это 34,6 тыс. руб. в месяц до налогообложения, или всего 18 тыс. руб. после уплаты взносов и подоходного налога.

Средняя трудовая пенсия по старости сегодня - 7126 рублей, однако, уровень жизни нашего старшего поколения пока невысок. На данный момент наша пенсионная система требует реформирования, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы. Для решения всех этих проблем необходимо достичь ниже следующих целей:

·  перейти от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы;

·  ввести минимальный страховой взнос, уплата которого обеспечит трудовую пенсию на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;

·  перевести базовую часть трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, и установить единый принцип индексации всей суммы пенсии с учетом роста доходов бюджета Пенсионного фонда;

·  установить размера тарифа страхового взноса на уровне 26 процентов;

·  установить, начиная с 2015 года, зависимость размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа, также установить принцип снижения ее размера на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативной продолжительности страхового стажа (30 лет), и повышения на 6 процентов за каждый год, превосходящий указанную нормативную продолжительность;

·  установить принцип назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам. [18, c. 46]

Что же касается фонда социального страхования, то тут наблюдается плохая тенденция дефицит бюджета в 2008 году составил 18213,8 млн. рублей, в 2009 – 9597,3 млн. рублей, в 2010 - 28330,5 млн. рублей, это свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования. Для этого необходимо решить следующие вопросы:

·  принятие мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития;

·  возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности;

·  принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

Одной из главных проблем системы обязательного медицинского страхования является сокращение бюджетного финансирования отрасли. В связи с этим имеются следующие направления по совершенствованию финансирования фонда обязательного медицинского страхования: совершенствование лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования; повышение финансовой устойчивости системы за счет увеличения тарифа страхового взноса; создание и реализация мер по ликвидации дефицита средств на финансирование базовой программы ОМС, за счет обеспечения стабильного поступления страховых взносов и минимально гарантируемых платежей на ОМС неработающих граждан в территориальные фонды; совершенствование деятельности по оказанию финансовой помощи (субвенций) территориальным фондам для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС. Также еще одними из главных направлений являются следующие: совершенствование законодательного регулирования в сфере оказания медицинской помощи населению на федеральном и региональном уровнях, это возможно за счет, активизации деятельности территориальных фондов и страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных, установление ответственности органов исполнительной власти за невыполнение закона о медицинском страховании в части обязательности платежа на ОМС на неработающих граждан и исключение его из статей расходов, подлежащих секвестированию за счет отнесения его к защищенным статьям; совершенствование мер по повышению качества и доступности медицинской помощи населению, за счет обеспечения персонификации застрахованного населения и обеспечения всех территориальных фондов ОМС и филиалов электронной почтой и доступом к сети Интернет, а также стандартизация и унификации информационного программного обеспечения.

В настоящее время попытки решить проблемы систему нехватки средств в здравоохранении и социальном обеспечении привели к идее преобразования системы ОМС в систему обязательного медико-социального страхования (ОМСС). Речь идет по существу об объединении двух фондов - ФФОМС и ФСС. Это позволит сформировать более эффективные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности на основании сведений о характере заболеваний и оказанной медицинской помощи, усовершенствовать порядок предоставления санаторно-курортного лечения, перенеся центр тяжести на оплату реабилитационного лечения после перенесенных заболеваний, а затем профилактического обслуживания при хронических заболеваниях, снизить административные затраты.

Формирование единой системы ОМСС предполагает реорганизацию фондов ОМС и ФСС в единый Федеральный фонд ОМСС и централизованное управление средствами ОМСС, формируемыми за счет закрепленных налоговых источников (единого социального налога, единого налога на вмененный доход), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний, а также целевого трансферта из федерального бюджета на оплату медицинской помощи неработающему населению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.