Представительные органы в
республиках избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. Депутатом, как правило, может быть избран
гражданин республики, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах и
проживающий в республике определенное количество лет. Сроки полномочий
парламентов колеблются в пределах 4-5 лет. Представительные органы
республик являются преимущественно однопалатными. Двухпалатные парламенты
существуют в Башкортостане (Палата Представителей и Законодательная палата),
Карелии (Палата Республики и Палата Представителей), Кабардино-Балкарии (Совет
Республики и Совет Представителей), Саха (Якутия) (Палата Республики и Палата
Представителей). Численный состав парламентов определяется
Конституциями и законами республик, а, следовательно, определяется на основе
норм представительства, соответствующих размеру территории и численности
населения каждой республики. Руководящие органы представительных
органов республик включают председателя и его заместителей, избираемых
парламентом или палатой, и некоторых других лиц (в Саха (Якутия), например,
избирается постоянный Секретарь палаты). В некоторых республиках избирается
президиум парламента, который включает Председателя, его заместителей и
председателей комитетов парламента. Из числа депутатов образуются постоянные
комитеты (комиссии), которые рассматривают законопроекты, осуществляют контроль
за исполнением законов и других решений парламента. Депутаты входят также в
разного рода ревизионные, мандатные и иные специальные комиссии.
2.2
Механизм формирования исполнительных органов власти субъектов Российской
Федерации
Систему исполнительной
власти автономного округа составляют:
1) губернатор автономного округа;
2) формируемый губернатором автономного
округа орган исполнительной власти автономного округа.
Губернатор
автономного округа
1. Губернатор
автономного округа является высшим должностным лицом автономного округа,
формирует и возглавляет орган исполнительной власти автономного округа и несет
ответственность за его деятельность в соответствии с федеральными законами и
законами автономного округа.
2. Губернатор
автономного округа принимает меры по защите конституционных прав и свобод
человека и гражданина на территории автономного округа, определяет основные
направления политики развития автономного округа, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов законодательной и исполнительной
власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном
округе.
3. Губернатор
автономного округа представляет автономный округ в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, в отношениях с Российской
Федерацией и органами исполнительной власти других субъектов Российской
Федерации, с официальными представителями иностранных государств.
4. Статус
губернатора автономного округа устанавливается Уставом (Основным законом)
автономного округа и законом автономного округа.
5. Губернатор
автономного округа обладает неприкосновенностью, его честь, достоинство и
деловая репутация охраняются федеральным законом и законом автономного округа.
6. Полномочия
губернатора автономного округа не могут быть использованы для изменения
конституционного статуса автономного округа.
Полномочия
губернатора автономного округа
Губернатор
автономного округа:
1) осуществляет меры по
обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и
общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивает территориальную
целостность автономного округа; 3) представляет автономный округ во
взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, другими
субъектами Российской Федерации, с иностранными государствами, а также в
отношениях с органами местного самоуправления, общественными объединениями; 4)
ведет переговоры и подписывает договоры от имени автономного округа; 5)
формирует и упраздняет постоянные представительства автономного округа; 6)
обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе автономного
округа; 7) вносит на рассмотрение Президента и Правительства Российской
Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции; 8)
ежегодно представляет Государственной Думе автономного округа проект окружного
бюджета, отчеты о его исполнении; 9) вносит на утверждение Государственной Думы
автономного округа программы социально-экономического развития автономного
округа, представляет информацию об их исполнении; Исполнительные органы
республики
Президентская
республика (ст.25
Степного уложения (Основного закона) Республики Калмыкия; ст.65 Конституция
Республики Саха (Якутия) - Президент является высшим должностным лицом и главой
исполнительной власти в республике). В ряде случаев роль Президента
характеризуется значительно шире. Так, Президент Республики Бурятия
одновременно является Главой Республики, её исполнительной власти и
Председателем республиканского Правительства (ст.69 Конституции Республики
Бурятия); Президент Кабардино-Балкарской Республики является главой
государства и исполнительной власти (ст.73 Конституции Кабардино-Балкарской
Республики). Иногда исполнительную власть осуществляет Глава Республики и
возглавляемое им Правительство (ст. 80 Конституции Республики Коми); фактически
он выполняет президентские функции, возглавляя систему органов государственного
управления республики
Главой государства признаётся и Президент республики
Татарстан, но он также возглавляет систему органов государственного управления
республики и направляет деятельность местных администраций (ст. 106, 111
Конституции Республики Татарстан). Президент Республики Марий Эл является
главой государства и высшим должностным лицом в системе исполнительной власти.
Республика, в которой
главой исполнительной власти признаётся Правительство.
Наиболее характерна в
этом смысле Республика Хакасия. Её Конституция не предусматривает пост
Президента республики; исполнительную власть в ней осуществляют Председатель
Правительства Республики, возглавляемое им Правительство (ст.88 Конституции
Республики Хакасия). Впрочем, высшим органом исполнительной власти в Республики
Мордовия (Президента здесь сейчас нет) также является её Правительство (ст.93
Конституции Республики Мордовия). Аналогичная картина наблюдается в Республике
Ингушетия, где Президент Республики – только глава государства, а Правительство
осуществляет исполнительную власть (ст.48 Конституции Республики Ингушетия).
Наконец, главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики
Карелия является избираемый всем населением Председатель Правительства (ст.64
Конституции Республики Карелия).
Республика, в которой
исполнительная власть принадлежит особому органу государственной власти. В этом отношении показательна
Республика Дагестан, в соответствии со ст.87 Конституции которой возглавляет
исполнительная власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной
власти республики Государственный Совет Республики Дагестан.
Исполнительные органы края и области Основы организации и деятельности краевой и областной администрации, ее компетенция детально регламентированы Законом РФ от 5 марта 1992 года «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». Краевая, областная администрация, являясь исполнительным органом государственной власти (органом государственного управления) края, области, подотчетен краевому, областному Совету народных депутатов и совместно с ним обеспечивает: - осуществление общих дел края, области и задач социально-экономического развития; - исполнение на местах законов Российской Федерации, актов, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; - связь между органами государственной власти и управления Российской Федерации и органами местного самоуправления; - привлечение населения, общественных объединений к управлению краем, областью. Край, область имеют свой Устав, в котором на основе Конституции и законов РФ закрепляется схема управления краем, областью, конкретизируется структура, функции и полномочия Совета и администрации, права и обязанности их руководителей, формы участия граждан в деятельности краевого, областного Совета, краевой, областной администрации. В структуру краевой, областной администрации входят: 1) Глава краевой, областной администрации; 2) органы краевой, областной администрации. Глава краевой, областной администрации руководит деятельностью краевой, областной администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий. Глава краевой, областной администрации по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления и издает распоряжения. Руководители органов краевой, областной администрации издают приказы в пределах своей компетенции. Акты краевой, областной администрации вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте. Акты краевой, областной администрации не могут устанавливать для граждан обязанности, не предусмотренные Конституцией РФ и законами РФ. Акты краевой, областной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории края, области предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Органы краевой, областной администрации создаются в соответствии с закрепленной в Уставе края, области схемой и на основании постановлений главы краевой, областной администрации. Согласно Закону о краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации (ст. 38 п. 1) в составе краевой, областной администрации создаются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения, непосредственно подчиненные главе администрации. Руководители краевых, областных органов управления финансами и социальной защитой населения назначаются и освобождаются от должности главой краевой, областной администрации с последующим утверждением краевым, областным Советом. Руководители краевого, областного органа внутренних дел, комитета по управлению имуществом края, области, назначаются и освобождаются от должности соответственно министром внутренних дел РФ, председателем государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом по согласованию с главой краевой, областной администрации и последующим утверждением краевым, областным Советом. Другие должностные лица органов краевой, областной администрации назначаются и освобождаются от должности главой администрации самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Полномочия, ответственность, порядок деятельности краевой, областной администрации подробно определены главами 7-9 Закона о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации 1992 года. Исполнительные органы городов федерального значения
Высший орган
исполнительной власти города Москвы, отраслевые и функциональные органы
исполнительной власти города Москвы, территориальные органы исполнительной
власти города Москвы- префектуры. Отраслевые органы городской исполнительной
власти по распоряжению Мэра могут объединяться в комплексы городского
управления.
В правительство Москвы
входят: Мэр Москвы, Вице- мэр Москвы, первые заместители Мэра в Правительстве
Москвы, руководитель аппарата правительства Москвы в ранге первого заместителя
Мэра Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры
правительства Москвы, префекты административных округов города Москвы в ранге
министров правительства Москвы.
Правительство Москвы
является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной
власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим
согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Систему исполнительных
органов государственной власти согласно Уставу Санкт - Петербурга образуют:
- Правительство Санкт -
Петербурга - высший исполнительный орган государственной власти Санкт -
Петербурга, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт - Петербурга -
Губернатором Санкт — Петербурга. - Иные исполнительные органы государственной
власти Санкт - Петербурга.
Деятельностью
Администрации Санкт - Петербурга руководит Губернатор Санкт - Петербурга,
наделяемый полномочиями на срок 5 лет.
Исполнительные органы
автономной области:
- Правительство области
является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной
власти области. - Правительство области обеспечивает исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов
области. - Правительство области обладает правами юридического лица, имеет гербовую
печать. - Правительство области состоит из губернатора области,
вице-губернатора области, заместителей председателя правительства, а также
руководителей органов исполнительной власти области в соответствии с законом
области. - Структура и порядок формирования правительства области
устанавливаются в соответствии с настоящим Уставом и законом области.
-
Разрабатывает для представления губернатором области в Законодательное Собрание
области проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического
развития области; - Обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет
об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ
социально-экономического развития области для представления их губернатором
области в Законодательное Собрание области; - Управляет и распоряжается
собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной
собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; -
Осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению и защите прав и
свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка,
борьбе с преступностью; - Формирует в соответствии с настоящим Уставом и
законом области органы исполнительной власти области; - Разрабатывает для
представления губернатором области в Законодательное Собрание области описание
административной границы области; - Ведет учет изменений
административно-территориального устройства области; - Разрабатывает для
представления губернатором области в Законодательное Собрание области документы
и материалы по изменению административно-территориального устройства области; -
Предварительно прорабатывает по представлению Законодательного Собрания области
вопросы административно- территориального устройства области и подготавливает
по ним заключения губернатора области; - Принимает в пределах своей компетенции
нормативные правовые акты (постановления, распоряжения); - В пределах и формах,
установленных настоящим Уставом и законами области, осуществляет наряду с
другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением
законов области, иных нормативных правовых актов области, исполнением
областного бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения
собственностью области; - Вправе предложить органу местного самоуправления,
выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в
соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые
акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской
Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу, законам и иным нормативным
правовым актам области, а также вправе обратиться по данным вопросам в суд; -
Утверждает целевые программы в соответствии с законодательством области; -
Учреждает средства массовой информации; - Правительство области слагает свои
полномочия перед вступившим в должность губернатором области. - По поручению
вступившего в должность губернатора области правительство области продолжает
действовать до сформирования его нового состава. - В случае отставки
правительства области в связи с выражением недоверия губернатору области оно
продолжает действовать до сформирования нового состава правительства области.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|