Другой
организационно-правовой формой социальной защиты является социальное
страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с
рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе
лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного
страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за
счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых,
как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования
иногда также участвует государство.
В странах с
рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая
форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и
предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других
источников существования.
Другими
организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть фонды —
обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения
некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки
(которые были колониями) и являются общенациональными организациями,
предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими
гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность
каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой
учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в
случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае
безработицы.
Характерной
особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в
обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в
силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые
принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты
ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные
формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение
временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и
других.
Таким
образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система
социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней
помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям,
доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого
уровня жизни семьи.
Эффективная
социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на
социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального
недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и
радикальные формы протеста.
1.2 Принципы и функции
социальной защиты населения
экономика
социальная защита кризис
Система социальной защиты
основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как
упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное
образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных
элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность.
Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты,
содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При
формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой
иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты,
осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и
субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы –
представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки
нуждающемуся человеку.
С системностью в
организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, то есть
обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правового
и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального
уровня социальной защиты.
Комплексность
обеспечивается:
1) единством
целей, принципов и направлений деятельности;
2) сочетанием
исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
3) всесторонним
изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы,
территориальной общности, трудового коллектива);
4) координацией
и согласованностью действий субъектов социальной защиты;
5) контролем
за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.
Огромное
значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который
означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия,
вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность
– это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной
форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных
потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут
справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на
случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы.
Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:
-
помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;
-
развития надомного труда;
-
поддержки негосударственных систем социального страхования;
-
формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других
средств;
-
развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ,
например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности
страховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборе
медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);
-
сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению
воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает
дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это
означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и
удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей,
укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и другое;
-
поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума,
что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в
формировании рынка труда, использованием общественных работ и другое.
В
этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите
населения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались с точки зрения
возможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позиций
противодействия развитию негативных социальных явлений.
Важнейший
принцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществление комплекса мер
по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей,
попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей
и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями.
Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств
существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную
жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия
нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь;
назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок
перечень социальных услуг и другое.
Адресность
социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая
индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством
обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего
потенциала. Благодаря принципу адресно удается достичь главное – помочь людям,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную
инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие
проблемы.
В
условиях ухудшения экономического положения возникла потребность в критериях
оценки нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих
адресность.
Наиболее
оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:
-
размер совокупного семейного или среднедушевого дохода – он должен быть ниже
суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов
семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине
регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы,
минимальной пенсии и других). Следует, однако, заметить, что использование
среднедушевого дохода в качестве единственного критерия, без учета
потенциальных возможностей клиентов иметь дополнительный доход (например, за
счет вторичной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и так далее),
может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы и
социальной активности нуждающихся;
-
отсутствие средств к существованию;
-
одиночество и неспособность к самообслуживанию;
-
материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий,
катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и других).
Адресность
социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказания
помощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупность
условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его
жизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.
Принцип
адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она
должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях
инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное
развитие правовой базы организационных структур; обновление методов
осуществления и другие. Адаптивность системы социальной защиты населения
означает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитной
активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к
самопомощи, проявлению собственных средств социальной защиты. Это особенно
важно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иных
группах населения, региональных общностях.
Принципом
социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальной
защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную
политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и
эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои
важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальные
процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, -
государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает
социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает
оптимальные отношения между доходами активной части населения и
нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий,
стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает
условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры,
решения жилищных проблем. Государство влияет на функционирование системы
социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты
других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в
России к ним относятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального
страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).
Эффективным
элементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населения
являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений
становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные
функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные
условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика
социального партнерства государства с профсоюзными организациями,
предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальной
помощи и поддержке нуждающимся членам.
Субъектом
социальной защиты населения являются общественные объединения, обеспечивающие
общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании
и функционировании современной модели социальной защиты.
Еще
один субъект социальной защиты – работодатели [9,21]. Они обеспечивают
обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников
(минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по
установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице,
социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие).
Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты
используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми
ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места,
развивать социальные блага – бесплатные путевки, выдачу долгосрочных
беспроцентных кредитов и так далее.
Названные
принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической
жизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и
развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной
защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные,
но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:
-
экономическая;
-
хозяйственно-бытовая;
-
психолого-педагогическая;
-
социально-медицинская;
-
юридическая;
-
культурно-досуговая;
-
организации труда и другие.
В
процессе развития системы социальной защите населения функции меняются,
наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов,
комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения
профессионализма специалистов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|