на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Оценка механизмов социальной защиты населения в периоды экономической нестабильности

В этом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.


Глава 2. Социальная защита населения в кризисный период

2.1 Социальная защита населения в кризисный период

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Мировой ВВП упал в 2009 году почти на полпроцента. Практически во всех странах значительно снизились доходы населения.

У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Правительством России разработана и реализуется комплексная программа по стимулированию деловой активности и социальной поддержке граждан в условиях мирового финансового кризиса. Однако, в целом преобразования в социальной сфере сдерживаются вследствие недостаточной ресурсной обеспеченности и слиянием Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития, а направленность и масштабы национальных проектов, федеральных целевых программ, международных проектов социального профиля пока не в полной мере соответствуют перечню и остроте проблем, связанных с социальной защитой уязвимых групп населения, снижением уровня бедности в стране.

В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировало использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

Для повышения устойчивости к кризисным явлениям в экономике важно укрепление национальных систем социальной защиты. Системы социальной защиты могут быть объединены с программами наращивания человеческого потенциала. При оценке и разработке систем социальной защиты страны и их партнеры в области развития должны использовать следующие методы: картирование — определение и мониторинг групп населения и соответствующего уровня их уязвимости; точно регулируемая адресная помощь в рамках программ помощи социально уязвимым группам населения; одинаковый подход к бенефициарам — программы должны быть справедливыми в плане предоставления помощи одинакового уровня домохозяйствам, находящимся на одинаковом уровне бедности (горизонтальное равноправие), и могут оказывать более щедрую помощь самым бедным бенефициарам (вертикальное равноправие) [3]. При этом, системы социальной защиты должны быть неразрывно связаны со средствами управления рисками, с тем, чтобы совместно смягчать воздействие возникающих кризисов и катастроф. Система должны индексироваться и предусматривать механизм корректировки уровня пособий с учетом тенденций цен на продовольствие и инфляции. Они должны включать наиболее эффективные средства предоставления помощи, позволяющие довести ее до уязвимых групп населения, и улучшать связи с другими базовыми социальными службами. В этой связи необходимо расширение возможностей по разработке и реализации политики и программ социальной защиты в целях создания основы для введения и/или увеличения масштаба существующих программ адресной помощи. Необходим переход к более эффективным программам по мере налаживания и совершенствования механизмов отбора бенефициаров и инструментария для эффективного осуществления программ в соответствии с уровнем национальных возможностей. Необходимо обеспечить подотчетность и прозрачность в области использования ресурсов за счет профилактики и снижения соответствующих реальных и потенциальных угроз и устранения возможных причин несправедливых отношений между различными субъектами в целях повышения гражданской ответственности и уверенности в справедливости и эффективности систем социальной защиты.

В условиях кризисной ситуации, роста безработицы и инфляции крайне актуально усилить меры социальной поддержки семей с детьми, которые в первую очередь попадают в «зону риска» бедности - малообеспеченные и многодетные семьи, семьи с одним родителем, беременные женщины и т.п. Необходимо принять пакет антикризисных мер социальной защиты семей с детьми на федеральном уровне, в том числе: предоставить право в случае ликвидации предприятия или прекращения срока трудового договора матери (отцу), имеющим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, получать одновременно и пособие по безработице в случае признания её (его) безработной (безработным), а также беременной женщине получать одновременно пособие по беременности и родам, а также пособие по безработице (одинокой беременной женщине - в повышенном размере) в случае признания её безработной; установить мужчине, признанному безработным специальную надбавку до максимального размера пособия по безработице на период его действия, если его жена находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; установить безработным родителям, имеющим детей в возрасте до 16 лет, надбавку к пособию по безработице в размере 10% от назначенного пособия на период его действия; удвоить стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц для налогоплательщика, на обеспечении которого находится ребенок (дети) в случае, если другой родитель признан безработным или находится в отпуске по уходу за ребенком, или супруга находится в отпуске по беременности и родам. Для покрытия затрат на реализацию антикризисных мер поддержки семей с детьми необходимо: увеличить тариф отчислений в ФСС на 0,5% в пользу детей работников (сейчас 3 %), нестраховые выплаты производить за счет бюджета; восстановить страхование по безработице вместо современного бюджетирования, как более свойственного рынку метода регулирования труда и доходов; использовать для предлагаемых выплат по безработице запланированные средства федерального бюджета на реализацию региональных программ занятости в 2009 году; создать в субъектах Российской Федерации фонды поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, по аналогии с федеральным фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; ввести двухступенчатую (13 % и 15 %) шкалу налога на доходы физических лиц; увеличить акцизы на табачные изделия и алкоголь в пользу мер поддержки семей с детьми; использовать экономию средств по выплате материнского капитала из предусмотренных ныне федеральным бюджетом (70 млрд. в 2010г. и 100 млрд. в 2011г.); ввести налоговые преференции для организаций, реализующих социальные программы (учет coциальных затрат в себестоимости и пр.).

Кризис, распространившийся на все территории, по-разному отразился на уровне жизни всех слоев населения. Если в период экономического роста, когда часть трудоспособного населения, занятая в сфере наемного труда, имела возможность реализовать свой трудовой потенциал, а успешный частный бизнес через механизм перераспределения доходов в форме налогов и непосредственно в виде благотворительности поддерживал беднейшие слои населения, государство оказывало адресную помощь наиболее нуждающимся социальным группам. Во время же экономического спада социальная функция государства выходит на первый план, а государственный патернализм вынужденно распространяется на все общество. Именно такой подход позволяет сохранить человеческие и трудовые ресурсы, социальную и территориальную целостность страны, избежать групповой и национальной конфронтации, повысить управляемость и контроль за развитием ситуации и в конечном счете создать предпосылки для выхода из кризиса.


2.2 Антикризисные меры правительства РФ в сфере социальной защиты населения

Антикризисные меры правительства РФ были сформулированы в начале 2009 г., когда основные тенденции спада экономики уже были зафиксированы в статистических данных.

Комплекс намеченных действий в социальной сфере имел своей целью:

·  обеспечить нижнюю границу потребления для нетрудоспособных, а также временно потерявших работу;

·  стабилизировать материальное положение участников системы минимальных социальных гарантий;

·  не допустить увеличения численности населения, живущего за чертой прожиточного минимума;

·  способствовать замедлению темпов роста безработицы;

·  смягчить снижение доходов трудоспособного населения.

Приведенный перечень направлений показывает, что основной задачей было предотвращение роста бедности, особенно среди пожилого населения. К двум индексациям страховой части пенсии в феврале и апреле 2008 г., добавилось в августе, когда уже кризис наступил, одновременное ощутимое повышение базовой части пенсии на 15%, и страховой части - на 8% (табл.1) [4].

Несмотря на сокращение доходов бюджета, в 2010 г. были предприняты дополнительные меры по повышению жизненного уровня пенсионеров. Пенсионный капитал, заработанный человеком до начала пенсионной реформы т. е. до 1 января 2002 г., переоценивается с увеличением на 10%, и за каждый год работы в советский период (до 1991 г.) прибавка составит 1%. Пересчет пенсий коснется 36,5 млн. чел.


Таблица 1

Этапы повышения базовой и страховой части пенсий

Базовая часть Страховая часть
дата размер повышения, % дата размер повышения, %
2008 год
01.02 12,0
01.04 7,5
01.08 15,0 01.08 8,0
2009 год
01.03 8,7 01.04 17,5
01.12 31,4 01.08 7,5

Вторая задача по реализации антикризисных действий в социальной сфере нацелена на устранение ситуации, в которой часть пенсионеров живет за чертой бедности - для этого вводятся специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам. В результате, пенсия со всеми социальными выплатами и доплатами будет не меньше величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. На повышение пенсий и социальные доплаты ассигновано 4,4 трлн. руб. бюджетных средств Пенсионного фонда РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.