В
этом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности по
социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней
поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении
возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в
рамках различных систем помощи населению.
Глава 2. Социальная
защита населения в кризисный период
2.1 Социальная защита
населения в кризисный период
После десяти лет
непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия
столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический
кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы,
снижению доходов населения.
Мировой ВВП упал в 2009
году почти на полпроцента. Практически во всех странах значительно снизились
доходы населения.
У воздействия глобального
экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с
накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда
рыночных институтов, включая финансовую систему.
Правительством России
разработана и реализуется комплексная программа по стимулированию деловой
активности и социальной поддержке граждан в условиях мирового финансового
кризиса. Однако, в целом преобразования в социальной сфере сдерживаются
вследствие недостаточной ресурсной обеспеченности и слиянием Министерства
здравоохранения и Министерства труда и социального развития, а направленность и
масштабы национальных проектов, федеральных целевых программ, международных
проектов социального профиля пока не в полной мере соответствуют перечню и
остроте проблем, связанных с социальной защитой уязвимых групп населения,
снижением уровня бедности в стране.
В 2009 году и в
последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно
активизировало использование всех имеющиеся инструментов экономической и
социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в
экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая
при этом и решение стратегических задач.
Для повышения
устойчивости к кризисным явлениям в экономике важно укрепление национальных
систем социальной защиты. Системы социальной защиты могут быть объединены с
программами наращивания человеческого потенциала. При оценке и разработке
систем социальной защиты страны и их партнеры в области развития должны
использовать следующие методы: картирование — определение и мониторинг групп населения
и соответствующего уровня их уязвимости; точно регулируемая адресная помощь в
рамках программ помощи социально уязвимым группам населения; одинаковый подход
к бенефициарам — программы должны быть справедливыми в плане предоставления
помощи одинакового уровня домохозяйствам, находящимся на одинаковом уровне
бедности (горизонтальное равноправие), и могут оказывать более щедрую помощь
самым бедным бенефициарам (вертикальное равноправие) [3]. При этом, системы
социальной защиты должны быть неразрывно связаны со средствами управления
рисками, с тем, чтобы совместно смягчать воздействие возникающих кризисов и
катастроф. Система должны индексироваться и предусматривать механизм
корректировки уровня пособий с учетом тенденций цен на продовольствие и инфляции.
Они должны включать наиболее эффективные средства предоставления помощи,
позволяющие довести ее до уязвимых групп населения, и улучшать связи с другими
базовыми социальными службами. В этой связи необходимо расширение возможностей
по разработке и реализации политики и программ социальной защиты в целях
создания основы для введения и/или увеличения масштаба существующих программ
адресной помощи. Необходим переход к более эффективным программам по мере налаживания
и совершенствования механизмов отбора бенефициаров и инструментария для
эффективного осуществления программ в соответствии с уровнем национальных
возможностей. Необходимо обеспечить подотчетность и прозрачность в области
использования ресурсов за счет профилактики и снижения соответствующих реальных
и потенциальных угроз и устранения возможных причин несправедливых отношений
между различными субъектами в целях повышения гражданской ответственности и
уверенности в справедливости и эффективности систем социальной защиты.
В условиях кризисной
ситуации, роста безработицы и инфляции крайне актуально усилить меры социальной
поддержки семей с детьми, которые в первую очередь попадают в «зону риска»
бедности - малообеспеченные и многодетные семьи, семьи с одним родителем,
беременные женщины и т.п. Необходимо принять пакет антикризисных мер социальной
защиты семей с детьми на федеральном уровне, в том числе: предоставить право в
случае ликвидации предприятия или прекращения срока трудового договора матери
(отцу), имеющим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, получать
одновременно и пособие по безработице в случае признания её (его) безработной
(безработным), а также беременной женщине получать одновременно пособие по
беременности и родам, а также пособие по безработице (одинокой беременной женщине
- в повышенном размере) в случае признания её безработной; установить мужчине,
признанному безработным специальную надбавку до максимального размера пособия
по безработице на период его действия, если его жена находится в отпуске по
беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; установить безработным
родителям, имеющим детей в возрасте до 16 лет, надбавку к пособию по
безработице в размере 10% от назначенного пособия на период его действия;
удвоить стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц для
налогоплательщика, на обеспечении которого находится ребенок (дети) в случае,
если другой родитель признан безработным или находится в отпуске по уходу за
ребенком, или супруга находится в отпуске по беременности и родам. Для покрытия
затрат на реализацию антикризисных мер поддержки семей с детьми необходимо:
увеличить тариф отчислений в ФСС на 0,5% в пользу детей работников (сейчас 3
%), нестраховые выплаты производить за счет бюджета; восстановить страхование
по безработице вместо современного бюджетирования, как более свойственного
рынку метода регулирования труда и доходов; использовать для предлагаемых
выплат по безработице запланированные средства федерального бюджета на
реализацию региональных программ занятости в 2009 году; создать в субъектах
Российской Федерации фонды поддержки семей с детьми, находящихся в трудной
жизненной ситуации, по аналогии с федеральным фондом поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации; ввести двухступенчатую (13 % и 15 %)
шкалу налога на доходы физических лиц; увеличить акцизы на табачные изделия и
алкоголь в пользу мер поддержки семей с детьми; использовать экономию средств
по выплате материнского капитала из предусмотренных ныне федеральным бюджетом
(70 млрд. в 2010г. и 100 млрд. в 2011г.); ввести налоговые преференции для
организаций, реализующих социальные программы (учет coциальных затрат в себестоимости и пр.).
Кризис,
распространившийся на все территории, по-разному отразился на уровне жизни всех
слоев населения. Если в период экономического роста, когда часть
трудоспособного населения, занятая в сфере наемного труда, имела возможность
реализовать свой трудовой потенциал, а успешный частный бизнес через механизм
перераспределения доходов в форме налогов и непосредственно в виде благотворительности
поддерживал беднейшие слои населения, государство оказывало адресную помощь
наиболее нуждающимся социальным группам. Во время же экономического спада
социальная функция государства выходит на первый план, а государственный
патернализм вынужденно распространяется на все общество. Именно такой подход
позволяет сохранить человеческие и трудовые ресурсы, социальную и
территориальную целостность страны, избежать групповой и национальной
конфронтации, повысить управляемость и контроль за развитием ситуации и в
конечном счете создать предпосылки для выхода из кризиса.
2.2 Антикризисные меры правительства
РФ в сфере социальной защиты населения
Антикризисные меры
правительства РФ были сформулированы в начале 2009 г., когда основные тенденции спада экономики уже были зафиксированы в статистических данных.
Комплекс намеченных
действий в социальной сфере имел своей целью:
·
обеспечить нижнюю
границу потребления для нетрудоспособных, а также временно потерявших работу;
·
стабилизировать
материальное положение участников системы минимальных социальных гарантий;
·
не допустить
увеличения численности населения, живущего за чертой прожиточного минимума;
·
способствовать
замедлению темпов роста безработицы;
·
смягчить снижение
доходов трудоспособного населения.
Приведенный перечень
направлений показывает, что основной задачей было предотвращение роста
бедности, особенно среди пожилого населения. К двум индексациям страховой части
пенсии в феврале и апреле 2008 г., добавилось в августе, когда уже кризис
наступил, одновременное ощутимое повышение базовой части пенсии на 15%, и
страховой части - на 8% (табл.1) [4].
Несмотря на сокращение
доходов бюджета, в 2010 г. были предприняты дополнительные меры по повышению
жизненного уровня пенсионеров. Пенсионный капитал, заработанный человеком до
начала пенсионной реформы т. е. до 1 января 2002 г., переоценивается с увеличением на 10%, и за каждый год работы в советский период (до 1991 г.) прибавка составит 1%. Пересчет пенсий коснется 36,5 млн. чел.
Таблица 1
Этапы повышения базовой и
страховой части пенсий
Базовая часть |
Страховая часть |
дата |
размер повышения, % |
дата |
размер повышения, % |
2008 год |
|
|
01.02 |
12,0 |
|
|
01.04 |
7,5 |
01.08 |
15,0 |
01.08 |
8,0 |
2009 год |
01.03 |
8,7 |
01.04 |
17,5 |
01.12 |
31,4 |
01.08 |
7,5 |
Вторая задача по
реализации антикризисных действий в социальной сфере нацелена на устранение
ситуации, в которой часть пенсионеров живет за чертой бедности - для этого
вводятся специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам. В результате,
пенсия со всеми социальными выплатами и доплатами будет не меньше величины
прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. На повышение пенсий
и социальные доплаты ассигновано 4,4 трлн. руб. бюджетных средств Пенсионного
фонда РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|