на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Основные черты и сущность плановой экономики

Янош Корнаи в своём труде “Дефицит” придерживается аналогичных мнений.

Планирование, ориентированное на искусственное взнуздывание экономики, а не на всемерное повышение её эффективности, жесткая директивная система цен, не соответствующих сплошь да рядом реальным издержкам производства и потребительским свойствам продукции, основанная на уравниловке и выводиловке система заработной платы – все это создаёт питательную среду для произрастания бесхозяйственности, расточительства, разбазаривания природных, материальных, финансовых ресурсов, рабочей силы, приводит к превышению спроса над предложением, вызывает инфляцию.

Товарообмен, базирующийся на соизмерении общественно необходимых издержек производства при свободе выбора у продавцов и покупателей, уступает место иерархической системе распределения в соответствии с социальным весом отдельных участков экономической жизни. Выбор наиболее эффективного экономического поведения изготовителей и потребителей подменяется “соревнованием” за место в универсальной социальной очереди на получение фондов. Фондирование, т.е. “карточная” система распределения, различные категории снабжения, льготы и ограничения воспроизводят нехватки даже тогда, когда их можно было бы избежать.

В этих условиях права граждан и трудовых коллективов на удовлетворение своего платежеспособного спроса узурпируются вышестоящими звеньями административной системы. Распределяющая материальные блага бюрократия становится продуктом и стражем “экономики дефицита” и соответствующих ей социальных отношений. Лимитирование и фондирование материальных ресурсов заставляет накапливать при удобном случае запасы, что, в свою очередь, усугубляет дефицит в народном хозяйстве.

Негибкость и несовершенство государственной централизованной системы материально-технического снабжения, деформирующей кругооборот продукции в народном хозяйстве, Корнаи относит к одному из самых отрицательных последствий командно-приказной системы управления. Он подводит свои рассуждения к выводу, что такая экономика в принципе не может не быть расточительной, неэффективной и неконкурентоспособной в международных экономических обменах. [2, С. 13-14]

Я. Корнаи подробно останавливается на трех отрицательных тенденциях социалистической экономики – ориентации на экстенсивный валовый рост, нехватке в результате этого ресурсов и сопутствующем им накоплении запасов. Образуется порочный круг: постоянный и ненасыщаемый спрос заставляет наращивать количество выпускаемой продукции, а трудности материально- технического снабжения, отсутствие его планомерности вынуждают предприятия запасать сырьё, материалы, комплектующие изделия “впрок”, что усиливает существующий дефицит и т.д.

В свою очередь, погоня за валом и ненасытный спрос потребителя неминуемо обусловливают снижение качества продукции, что является побочным продуктом и одновременно предпосылкой сохранения дефицита. Уверенный в возможности сбыта любой продукции, незаинтересованный в её совершенствовании, изготовитель выбрасывает на рынок низкокачественные изделия вчерашнего дня. В экономике дефицита у изготовителя нет достаточного стимула обновлять производство, а это неминуемо ведёт к отставанию в научно-техническом прогрессе. Рынок производителя, на котором последний занимает монопольное положение и диктует свою волю, становится фактором застоя. [2, С. 14-15]

О социалистической экономике рассуждал выдающийся австро-американский экономист Ф.А. Хайек.

Суть рассуждений состоит в следующем. Конфликт между сторонниками (с одной стороны) спонтанного расширенного человеческого порядка, создаваемого рыночной конкуренцией, и теми (с дугой стороны), кто выступает за сознательную организацию человеческих взаимоотношений центральной властью, опирающейся на коллективное распоряжение имеющимися ресурсами, вытекает из фактической ошибки последних в понимании того, как возникают и используются знания об этих ресурсах. Научный анализ показывает, что, следуя спонтанно складывающимся нравственным традициям, лежащим в основе конкурентного рыночного порядка (а эти традиции не удовлетворяют канонам и нормам рационализма, принятым у большинства социалистов), мы производим, накапливаем больше знаний и богатства, чем возможно добыть и использовать в централизованно управляемой экономике, приверженцы коей претендуют на строгое следование “разуму”. [8, С. 16-17]

Требования социализма не выводятся как моральный итог из традиций, сформировавших расширенный порядок, который в свою очередь сделал возможным существование цивилизации. Скорее, они являются попыткой разделаться с этими традициями, заменив их рационально сконструированной системой морали, притягательность которой кроется в том, что обещаемые результаты отвечают инстинктивным влечениям человека. Согласно социалистическим воззрениям, коль скоро люди оказались способными породить некую систему правил, координирующих их действия, для них должна оказаться посильной и задача изобретения системы даже получше и поприятней. Однако если человечество обязано самим своим существованием какой-то конкретной, регулируемой правилами форме поведения, подтвердившей свою действенность, то оно попросту не может предпочесть другую форму поведения исключительно из-за кажущейся привлекательности её непосредственно видимых результатов. Спор о рыночном порядке и социализме есть спор о выживании – ни больше, ни меньше. Следование социалистической морали привело бы к уничтожению большей части современного человечества и обнищания основной массы оставшегося. [8, С. 17-18]

Социализм – одно из наиболее влиятельных движений нашего времени – основывается на явно ложных посылках. Пускай он вдохновляется благородными намерениями, пусть во главе его стоят некоторые из лучших умов нашего времени - из-за него оказывается под угрозой уровень жизни, да и сама жизнь современного человечества. [8, С. 21]

Свобода требует, чтобы индивид имел возможность преследовать свои собственные цели: кто свободен, тот в мирное время уже не связан конкретными совместными целями своей общины. Подобная свобода принимать индивидуальные решения становится возможной благодаря определению четких границ прав индивида (например, прав собственности) и разграничения сфер, в пределах которых каждый может распоряжаться доступными ему средствами в своих собственных целях, иными словами, каждому человеку устанавливается узаконенная сфера свободы. Это в высшей степени важно, ведь обладание чем-то своим, собственным, пусть и совсем малым, – это фундамент формирования самостоятельной личности и особой среды, в рамках которой могут беспрепятственно преследоваться конкретные индивидуальные цели.

Как обеспечить наибольшую возможность свободы для всех? Этого можно достичь, одинаково ограничив свободу всех с помощью единых абстрактных правил, предотвращающих произвол, дискриминацию или насилие со стороны одних людей по отношению к другим, препятствующих вторжению кого бы то они было в сферу личной свободы каждого человека. Короче, совместные конкретные цели заменяются едиными абстрактными правилами. Правительство необходимо лишь для того, чтобы принуждать к исполнению этих абстрактных правил и тем самым ограждать индивида от насилия или вмешательства в сферу его личной свободы со стороны других. [8, С. 110-111]

Цель социализма состоит ни больше, ни меньше как в том, чтобы полностью перестроить наши традиционные нормы морали, права и языка, и на этом основании искоренить прежний порядок и якобы жестокое, ничем не оправданное положение, мешающее воцарению разума, самореализации, истинной свободы и справедливости. [8, С. 118]

Рыночная координация индивидуальной деятельности, подобно другим моральным традициям и институтам, сложилась в результате естественных, спонтанных и самоупорядочивающихся процессов приспособления к большему количеству конкретных фактов, чем могло бы воспринять, и тем более постичь любое отдельное сознание. Отсюда ясно, что требования, чтобы эти процессы были справедливы или обладали другими моральными качествами, питает наивный антропоморфизм. [8, С. 127-128]


Глава 2. Советская модель плановой экономики

2.1 Планирование в СССР

Развивая учение основоположников марксизма, В.И. Ленин показал, как на стадии империализма т.н. организованный монополистический капитал, стремясь преодолеть стихийность общественного производства и "свободную конкуренцию", вводит государственно-монополистическое регулирование, которое иногда охватывает не только крупные отрасли экономики отдельных стран, но и отрасли мирового капиталистического хозяйства. Однако при капитализме в силу стихийности развития и анархии, порождаемых частной собственностью на средства производства, планомерность не может стать законом развития всего общественного производства, как бы широко ни захватывало обобществление труда отдельные отрасли и сферы экономики.

Лишь завоевание политической власти пролетариатом и установление социалистической собственности на средства производства впервые в истории создали в СССР практическую возможность и необходимость планомерной организации всего общественного производства, обеспечения в экономике необходимых пропорций. В этом состоит важнейшая предпосылка планомерного развития производительных сил. Преимущества социалистической собственности могут реализоваться только путём планомерной организации производства в масштабе всего общества исходя из его целей и реальных возможностей. Согласно формулировке, принятой в первой Программе РСДРП (1903), социализм означает "... планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества.." [5, С. 149].

Планомерное развитие общественного производства осуществляется на основе единого хозяйственного плана. Подчёркивая созидательное значение такого плана, В.И. Ленин отмечал, что "... только то строительство может заслужить название социалистического, которое будет производиться по крупному общему плану, стремясь равномерно использовать экономические и хозяйственные ценности" [6, С. 21-22].

Планирование народного хозяйства на базе единого плана позволяет гармонично развивать все отрасли производства и сферы обслуживания, науку и культуру, использовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в соответствии с важнейшими социально-экономическими задачами того или иного периода. Устанавливать необходимые для этого межотраслевые и внутриотраслевые пропорции, рационально размещать производительные силы, обеспечивать высокую экономическую эффективность общественного производства. Благодаря научно обоснованному планированию создаётся объективная возможность своевременно выявлять объём и структуру общественных потребностей, правильно оценивать имеющиеся и предвидимые ресурсы для всё более полного удовлетворения этих потребностей.

Марксистско-ленинские партии социалистических стран вели решительную борьбу против праворевизионистских концепций, отрицающих роль планирования народного хозяйства при социализме, ратующих за "рыночную экономику", за стихийное развитие хозяйства. Социалистическое планирование несовместимо также с волюнтаризмом и бюрократическим централизмом.

Плановое руководство народным хозяйством предполагает активное использование таких экономических рычагов для воздействия на рост общественного производства, как хозрасчёт, цена, прибыль, кредит, формы материального поощрения, которые призваны создать экономические условия для успешной деятельности производственных коллективов, обеспечивать обоснованную оценку результатов их работы, побуждать предприятия принимать напряжённые планы, более рационально использовать материальные и трудовые ресурсы, повышать производительность труда, улучшать качество продукции.

Организованность и дисциплина различных хозяйственных звеньев, работников, необходимые для реализации намечаемых планов,– условия неуклонного прогресса социалистического общества. Это не только не создаёт "нового отчуждения" личности, как утверждают враги социализма, но и служит необходимой предпосылкой всестороннего развития всех членов общества. Планы развития предприятий разрабатываются производственными коллективами, планы развития отраслей, всего народного хозяйства обсуждаются всенародно, что является важным средством участия трудящихся в управлении экономикой, в повышении производственной и общественно-политической активности граждан. [4]

Основополагающий принцип построения и функционирования системы планирования в СССР – выдвинутый В.И. Лениным принцип демократического централизма, который предполагает органическое сочетание централизованного планового руководства с максимальным развитием творческой активности трудящихся в управлении производством, с разнообразными проявлениями инициативы местных органов в хозяйственном и культурном строительстве, с экономической заинтересованностью самих производителей в реализации плана.

Формы и методы организации государственного планирования меняются по мере развития производительных сил, совершенствования социалистических производственных отношений, изменения конкретных истинных задач и условий хозяйственного строительства.

Практика социалистического планирования выработала три формы народно-хозяйственных планов (по длительности планового периода):

· долгосрочный, охватывающий 10–15 лет,

· среднесрочный, как правило, 5-летний,

· текущий – годовой.

Долгосрочные планы выражают генеральные направления экономического, технического и социального развития общества, намечают очерёдность решения важнейших народно-хозяйственных проблем. Они обеспечивают преемственность, последовательность и согласованность различных этапов хозяйственной политики. В среднесрочном пятилетнем плане предусматривается решение крупных комплексных задач экономического и социального характера, вытекающих из долгосрочной плановой перспективы развития экономики и культуры. В текущем годовом плане уточняются задания пятилетнего плана, учитывается ход его выполнения, новые потребности общества, достижения науки и техники. Сочетание этих форм является важнейшим принципом планирования народного хозяйства в СССР. Непосредственно планирование народного хозяйства осуществляют: центральные органы (Госплан СССР, министерства и ведомства СССР), Госпланы союзных и автономных республик, местные плановые органы – плановые комиссии исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся – и плановый аппарат на предприятиях. [4]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.