на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Основные черты и сущность плановой экономики

В планировании народного хозяйства органически сочетаются отраслевой и территориальный аспекты государственного плана. Это позволяет наиболее эффективно использовать преимущества социалистического разделения труда, природные и трудовые ресурсы. Каждая республика имеет возможность в плановом порядке специализироваться на развитии тех производств и отраслей, которые, используя наиболее благоприятные природные и экономические условия, обеспечивают рост эффективности производства. Вместе с тем специализация республик всё больше дополняется комплексным развитием их экономики.

План развития народного хозяйства разрабатывается исходя из ленинского принципа, согласно которому "все планы отдельных отраслей производства должны быть строго координированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так нуждаемся" [7, С. 154].

Первичное звено всей системы народно-хозяйственного планирования – план производственного предприятия (объединения). Его разработка "снизу", т.е. на предприятии, ведётся на базе той информации и указаний, которые поступают от вышестоящих органов (главков, министерств, ведомств) и с учётом предложений самого предприятия. Планы центральных хозяйственных органов (министерств, ведомств) исходят из общегосударственных задач и представляют собой комплексные планы развития данной отрасли. В комплексных планах союзных республик предусматривается развитие народного хозяйства всех отраслей республики, в том числе промышленности союзно-республиканского и республиканского подчинения, включаются также планы производства продукции на предприятиях общесоюзных министерств, составляемые с учётом предложений республик.

В народно-хозяйственном плане содержится целостная система показателей, которая отражает политические и экономические задачи плана, основного направления развития хозяйства и его составных частей, взаимозависимость процессов производства, распределения и потребления продукции. Показатели используются для установления необходимых темпов роста экономики и культуры, повышения эффективности общественного производства, сбалансированного, пропорционального развития народного хозяйства. Система показателей народно-хозяйственного плана – единая и обязательная для всех органов и звеньев хозяйства. Эти показатели разрабатываются в отраслевом и территориальных разрезах.

Планы развития народного хозяйства носят адресный, директивный характер. Они утверждаются на сессии Верховного Совета СССР и после этого становятся законом, обязательным к исполнению не только предприятиями, но и вышестоящими органами. Утвержденные для предприятия плановые задания могут быть изменены лишь в исключительных случаях Советом Министров СССР. В случае пересмотра плановых заданий одновременно должны корректироваться все взаимосвязанные показатели плана, а также расчёты предприятия с бюджетом.

Народно-хозяйственный план – мощный рычаг ускорения технического прогресса производства, органического соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Подготовка плана ведётся на основе заранее разработанной комплексной программы развития техники и технологии.

Одним из важнейших методов обоснования и разработки народно-хозяйственных планов является балансовый метод в планировании, опирающийся на марксистско-ленинскую теорию воспроизводства, используемый в практике составления пятилетних и годовых планов развития экономики страны в целом, союзных республик, экономических районов и отраслей.

С помощью системы балансов в народно-хозяйственном плане определяется наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, намечаются темпы их увеличения, устанавливаются необходимые экономические пропорции: общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые. Общеэкономические пропорции отражают наиболее общие соотношения в производстве и использовании общественного продукта и национального дохода; межотраслевые – конкретизируют общеэкономические, показывают отраслевую структуру экономики; внутриотраслевые ещё более детально раскрывают содержание экономических связей и технико-экономический аспект воспроизводства. В социалистическом обществе соблюдение пропорций выступает как элемент планомерного, сбалансированного развития. При этом важна не только общая количественная увязка основных факторов производства, но и максимальное соответствие структуры производства общественному спросу. [4]

Научное обоснование планов развития народного хозяйства должно способствовать нахождению оптимальных вариантов решения экономических проблем. Это даёт возможность обеспечить повышение эффективности общественного производства, основным критерием которой является достижение в интересах общества наибольших результатов при данных ресурсах.

Социалистическое планирование, в первую очередь долгосрочное, опирается на научные прогнозы общественных потребностей и экономических ресурсов, а также на прогнозы развития фундаментальных и прикладных наук, технического воплощения их достижений и вытекающих из этого конкретных экономических оценок.

Основу прогнозирования составляют прогнозы природных ресурсов, научно-технического прогресса, демографических и социальных сдвигов. Они предопределяют основные элементы собственно экономического прогноза: воспроизводство рабочей силы и производственных фондов, уровень жизни населения, темпы экономического роста, структурные изменения и межотраслевые связи в народном хозяйстве, размещение производительных сил и т.п.

Наука обогатила теоретический арсенал планирования, разработаны эффективные методы экономико-математического моделирования, системного анализа и др.

Основы планирования народного хозяйства начали закладываться с первых дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В декабре 1917 был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который стал первым планирующим и координирующим органом Советского государства. Одновременно формировались Советы народного хозяйства на местах. В феврале 1920 создана Государственная комиссия по электрификации России – ГОЭЛРО. В середине 20-х годов началась разработка первого пятилетнего плана народного хозяйства (НХ), рассчитанного на 1928-33 гг. Было предложено несколько вариантов этого плана. [3]

План ОСВОК (особое совещание по восстановлению основного капитала) был предложен этим совещанием и разрабатывался под руководством экономистов троцкистской ориентации, а они были сторонниками индустриализации за счет крестьянства (троцкисты – сверхиндустриализаторы). Но план ОСВОК находился в противоречии с высокими темпами индустриализации. В основе плана ОСВОК была концепция затухания темпов экономического роста. Но план, в конечном счете, был отвергнут.

Аргументы против него:

1. В плане намечались системные уменьшения вложений в промышленность. В 1928 г. вложения составили бы 1543 млн. руб., а в 1929-30 гг. они должны были уменьшиться до 1060 млн. руб. (на самом деле в 1927-29 гг. вложили 1 млрд., а в 1929-30 гг. – 5 млрд.).

2. Этот план ориентировался на сохранение старых пропорций в НХ (за 5 лет в текстиль – 16% вложений, а в электропромышленность – 1%). Ставилась задача интеграции в мировую экономику.

3. Незначительные капиталовложения в коллективистский сектор НХ (2%) – колхозы, совхозы.

В это время в Госплане был другой план – Генеральный план развития НХ на 1925-40 гг. (ГПРН). Он исходил из концепции затухания темпов экономического роста по мере достижения экономической зрелости. Его разработчиками были буржуазные экономисты.

В первую пятилетку предполагалось увеличить капиталовложения в черную металлургию на 120%, во вторую – на 60%, в третью – на 37%.

Предусматривалось ускоренное развитие частного сектора. За 15 лет частный капитал в СССР должен был возрасти на 250%, по плану через 15 лет все производители в сельском хозяйстве должны были быть кулаками. [3]

Были и другие варианты планов, в частности двухлетний план бухаринцев, центральным звеном которого было развитие сельского хозяйства, за что их обвинили в “ситцевой индустрии”.

План первой пятилетки разрабатывался в три этапа:

1. Декабрь 1925- декабрь 1927 гг. (на XV съезде ВКП(б) приняли директивы по первой пятилетке).

2. Работа на основе директив – 1928 г.

3. Обсуждение проекта плана на XVI всесоюзной партийной конференции. Май 1929 г. – принятие его V всесоюзным съездом советов. 1925-27 гг. – Госплан составил несколько набросков этого плана. Главным образом экстраполировалось предыдущее развитие. Одним из кардинальных вопросов был вопрос о том, что есть план. Возникла дискуссия по проблеме методологии планирования.

Две концепции:

1. В экономическом развитии приоритет отдавался рынку, а не плану, который должен быть планом прогнозов (Базаров, Кондратьев, Громан). Советская экономика должна была развиваться в условиях индикативного планирования.

2. План должен обладать приоритетом над рынком, должен быть законом, директивой (академик Струмилин).

Одержал победу второй подход. Он лучше вписывался в административно-командную систему, отвечал задачам концентрации ограниченных ресурсов на нужды индустриализации.

Разработано два варианта первого пятилетнего плана:

1. Отправной.

2. Оптимальный.

Отличия:

а) Во втором варианте удавалось преодолеть тенденцию затухания темпов экономического роста.

б) Задания по второму плану были на 20% выше, чем по отправному варианту.

Первоначально оба варианта, как подчеркивал Кржижановский, рассматривались как равноправные, но очень скоро сторонники первого варианта стали считаться чуть ли не врагами народа.

Первый пятилетний план был разработан в 2-х вариантах, систематически корректировался в сторону форсирования индустриализации, повышения темпов экономического роста. Первый пятилетний план был выполнен за 4 года и три месяца, хотя в последние годы говорят, что пятилетние планы вообще не выполнялись.

В общем, первый пятилетний план (оптимальный вариант) был выполнен, а тот пятилетний план, который сформировался под влиянием многочисленных волюнтаристских корректировок, не был выполнен ни в 32, ни в 33 году, ни в 53. Все это говорит о высоком качестве советского планирования в этот период.

По объему капиталовложений в народное хозяйство этот план был действительно выполнен за 4 года и три месяца.

II пятилетка была более сбалансирована. Сама идеология и организация планирования в 33-37 гг. претерпела определенные изменения. В 1933 г. была осуществлена реорганизация Госплана. В состав Госплана вошли ведущие ученые, хозяйственные работники, претерпела изменения организационная структура, основными подразделениями стали отделы синтетического и отраслевого планирования.

В 1937 г. при Совнаркоме был создан Экономсовет. Его роль в планировании: он рассматривал годовые и квартальные планы и представлял их на утверждение в Совнарком.

К этому периоду относится большая работа по совершенствованию бюджетного и кредитного планирования.

В это время появляется встречное планирование, о котором говорили также в годы перестройки. Суть его заключалась в том, что до предприятия доводился какой-то план, трудовой коллектив предприятия выдвигал встречный план с более высокими плановыми заданиями. Это делалось для того, чтобы получить под этот более высокий встречный план ресурсы.

В АКС (административно-командной системе) центральной проблемой является проблема, связанная с дефицитом ресурсов. Но партийное руководство страны одобрительно относилось к встречному планированию, полагая, что это свидетельствует о заинтересованности трудовых коллективов в увеличении экономического потенциала страны. На самом деле, обычно эти встречные планы принимались, доводились до вышестоящих организаций, но в массовом порядке какого-либо дополнительного выделения ресурсов не было. Возник парадокс, т.к. когда формировались конкретные планы на конкретных предприятиях все ресурсы были уже распределены. Центральная проблема в случае встречного планирования была проблема включения его в общий процесс народнохозяйственного планирования. [3]

План второй пятилетки был более сбалансированным, чем план первой пятилетки, и плановые органы, партийные органы, учитывая отрицательный опыт вмешательства в планирование в годы первой пятилетки, уже не корректировали плановые задания, и план второй пятилетки был в целом выполнен.

В годы второй пятилетки уровень жизни населения несколько вырос, причем не только в городах, но и в деревне. Но каких – либо статистических данных по этому поводу нет. Темпы развития сельского хозяйства были скромными. Средняя годовая валовая продукция сельского хозяйства в годы второй пятилетки была на 5% больше чем в годы первой и увеличивать объем потребления населения было просто нереально.

В годы второй пятилетки начался рост производительности труда, повысился профессионально-технический уровень рабочей силы, было организовано массовое обучение рабочих. Рост промышленности был очевиден (см. табл. 4, по данным [11]). Затем произошел рост хлебных запасов и снижение объемов хлебозаготовок (табл. 5, по данным [11]). К 1928 году стало очевидным замедление темпов роста экономики, при одновременном раскручивании инфляционных процессов (табл. 6, по данным [12] и [13]).

Но возникла проблема инфляции. Иногда говорят, что в сталинский период инфляции не было, но это не совсем так. Практически в то время в СССР произошла настоящая революция цен, которую не ожидали руководители страны. По сравнению с 1928 г. к 1937 г. цены возросли в 5-6 раз. Росла также и заработная плата, но это было связано не с ростом производительности труда, а с ростом инфляции. В 1928-37 гг. произведенный национальный доход возрос примерно в 3,5 раза, а денежная масса возросла в 6,6 раза. В стране существовало сильное инфляционное давление. [4, 3]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.