на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Порядок содержания лиц, находящихся под стражей

Курсовая работа: Порядок содержания лиц, находящихся под стражей

Введение

Исполнение уголовных наказаний – фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.

Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения, подводящий своеобразный итог всему функционированию уголовной юстиции. От ее эффективности во многом зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система и сегодня призвана выполнять множество социально необходимых, оправданных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

В современных условиях Российской государственности, когда роль иных средств воздействия на преступность может утрачиваться, снижаться или изменяться, значение основанного на законе уголовно-исполнительного фактора неизбежно возрастает.

В процессе отбывания наказаний в виде лишения свободы, исправительных работ, возникают особые общественные отношения, которые регулируются специально принимаемыми для этого нормами права. Большинство этих отношений образуют содержание самого процесса исполнения наказаний. Содержанием уголовно-исправительных правоотношений является совокупность прав и обязанностей их субъектов. Одним из субъектов является государство в лице учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другой стороны – это осужденный к уголовному наказанию. Содержание правоотношений охватывает всю жизнь осужденного, что особенно проявляется в исправительных колониях, тюрьмах.

Нормами уголовно-исполнительного права регулируется, и порядок исполнения наказания и выполнения правил внутреннего распорядка, и применение основных средств исправления и норм, определяющих коммунально-бытовые и другие сферы жизнедеятельности осужденных. Объектом уголовно-исполнительных правоотношений является реальное поведение субъектов, подпадающих под регулирующее воздействие норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные отношения – урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие в связи с реализацией правоограничений и осуществления мер уголовно-исполнительного воздействия между государством в лице соответствующих учреждений и органов и осужденными.

Предметом исследования является современное законодательство в сфере уголовно-исполнительного права Российской Федерации.

Основная цель работы состоит в рассмотрении режима в местах содержания под стражей как значимой сферы деятельности государства, основных средств его обеспечения, а также мер поощрения и взыскания, применяемых к лицам, находящиеся в местах содержания под стражей.


1. Режим в местах содержания под стражей и основные средства его обеспечения

1.1 Понятие режима в местах содержания под стражей и его сущность

Установленный законом особый порядок деятельности органов государства и осужденных является обязательным атрибутом реализации любого уголовного наказания. Всесторонне урегулированный и хорошо организованный порядок исполнения и отбывания (режим) наказания в современных условиях решает важные социально значимые задачи по достижению целей уголовного наказания, соблюдению прав, свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, обеспечению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

В соответствии нормами уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим является обязательным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания, причем не только в виде лишения свободы и ареста. Так, правомерно говорить, например, о режиме как о порядке исполнения наказания в виде исправительных работ, обязательных работ, ограничения по военной службе и т.п. Однако в полной мере содержание всех элементов режима проявляется именно применительно к местам лишения свободы. Режим в местах отбывания наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества, – категория социальная и правовая. В режиме отражается как отношение общества и государства к лицам, преступившим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам, так и способы реализации целей наказания, провозглашенных в ст. 43 УК РФ. Поэтому положения о режиме логически взаимосвязаны с нормами о правовом статусе осужденных и с положениями, регламентирующими условия отбывания наказания осужденными в исправительных учреждениях различного вида. Действующее уголовно-исполнительное законодательство регламентирует режим в исправительных учреждениях на уровнях «общее – особенное – единичное». Так, общие положения о режиме лишения свободы содержатся в нормах международного права, в гл. 1–3 УИК РФ. «Целью и обоснованием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является, в конечном счете, защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование». Тем самым продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправление осужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира. Отечественное законодательство в полной мере восприняло указанные международно-правовые подходы. Понятие режима пронизывает принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ), конкретизирует его задачи (ч. 2 ст. 1 УИК РФ), признается основным средством исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), определяет весь характер правоотношений, возникающих в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Особые вопросы режима в исправительных учреждениях регламентируются в гл. 12 Особенной части УИК РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. В нормах этой главы раскрываются основные требования режима и средства его обеспечения применительно ко всем видам исправительных учреждений. Режим выражает сущность наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих каждому виду исправительного учреждения лишений или ограничений прав и свобод осужденного. Поэтому частные, специальные вопросы режима в исправительных учреждениях конкретного вида раскрываются как в других главах УИК РФ (например, в гл. 13, 16), так и в подзаконных нормативных актах уголовно-исполнительного характера (Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний и др.). При этом подзаконные акты не только конкретизируют предписания закона, раскрывая механизмы их реализации, по и содержат режимные требования, определяющие повседневный уклад жизни осужденных. Так, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливают процедуры предоставления осужденным свиданий (гл. 14), приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей (гл. 16), приобретения осужденными продуктов питания, вещей и предметов (гл. 17) и др. Вместе с тем они содержат нормы, регламентирующие порядок: вывода осужденных на работу и съема с работы (гл. 6), приема осужденными пищи (гл. 7), проверки наличия осужденных (гл. 9), передвижения осужденных в пределах колонии (гл. 10) и т.д.

Режим как правовое явление своими элементами пронизывает все сферы жизнедеятельности исправительных учреждений. В теории уголовно-исполнительного права выделяют основные формы выражения режима и соответствующие им функции. Режим как выражение наказания представляет собой не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства. Как уже отмечалось, под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных видов исправительных учреждений. Кроме того, объем правоограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 УИК РФ). Требования режима здесь касаются ограничения социальных благ осужденных путем предоставления четко указанного в законе количества свиданий, посылок, передач, бандеролей и др. Объем правоограничений меняется и в связи с переводом осужденных по положительным или отрицательным мотивам в другой вид исправительного учреждения, например, в колонию-поселение или тюрьму (ч. 2 и 4 ст. 78 УИК РФ). Режим как одно из основных средств исправления осужденных определен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ и призван обеспечить формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулировать правопослушное поведение. К требованиям режима следует отнести, например, обязательность общественно полезного труда осужденных (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), соблюдение осужденными правил вежливого обращения между собой и с персоналом учреждения, содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест и др. За нарушение этих предписаний предусмотрены меры дисциплинарного воздействия. Напротив, добросовестное отношение осужденных к своим обязанностям, соблюдение ими установленных правил поведения может служить основанием для поощрения осужденного. Режим как условие применения иных средств исправления осужденных получил законодательное закрепление в ч. 2 ст. 82 УИК РФ. Без надлежащего порядка исполнения и отбывания наказания применение других средств исправительного воздействия, определенных законодателем, становится проблематичным. Напротив, состояние режима, отвечающего требованиям уголовно-исполнительного законодательства, создает благоприятные условия для воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия. Так, участие осужденных в воспитательных мероприятиях, предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, обязательно (ч. 3 ст. 109 УИК РФ). Обязанностью лиц, лишенных свободы, является получение основного общего образования, если они не достигли возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 УИК РФ). Формы выражения режима в исправительных учреждениях определяют содержание его функций, т.е. основных направлений реализации режима, и способы реализации его потенциальных возможностей. В науке уголовно-исполнительного права выделяют карательную, воспитательную, обеспечивающую и предупредительную функции режима.

Карательная функция режима реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительного учреждения, права пользования имуществом, расходования денег, права распоряжения временем по своему усмотрению, права общения с внешним миром и т.п.). Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, а выступает в качестве побудительного средства, помогающего виновному осознать, что строгость наказания, которая переносится и физически, и морально тяжело, есть следствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вреда преступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себя кару вновь отказаться от совершения преступлений в будущем.

Воспитательная функция режима осуществляется в большей мере посредством принуждения, поскольку оно воспитывает человека, приучает его к дисциплине, соблюдению правил поведения, приобщает осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, а также путем стимулирования их правомерного поведения. Воспитание в осужденном сознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы других граждан, общества и государства осуществляется в первую очередь средствами режима, установленного в исправительном учреждении. Единое карательно-воспитательное воздействие на осужденного для достижения целей наказания предполагает разумное сочетание методов принуждения и убеждения, использование различных форм воспитательной работы.

Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу применения к осужденным мер исправительного действия. Нормы режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику осуществления с ними воспитательной работы, получения осужденными общего образования и профессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельности осужденных и организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписаний обеспечивает режим лишения свободы, тем самым объединяя все средства исправления осужденного, делает их реально осуществимыми.

Предупредительная функция (функция социального контроля) выражена в превентивном значении должным образом организованного порядка исполнения и отбывания наказания, обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений и других правонарушений как осужденными, так и иными лицами. Режим, олицетворяя порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, является важным фактором укрепления дисциплины и предотвращения правонарушений как среди лиц, отбывающих наказание, так и иных граждан, посещающих исправительные учреждения. Режимные требования обеспечивают изоляцию осужденного и определяют порядок осуществления за осужденными надзора и контроля с использованием технических средств (ст. 83 УИК РФ), предусматривают проведение оперативно-розыскных (ст. 84 УИК РФ), обысковых (ч. 5 ст. 82 УИК РФ) и иных профилактических мероприятий в исправительных учреждениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.