Курсовая работа: Порядок содержания лиц, находящихся под стражей
Введение
Исполнение
уголовных наказаний – фундаментальная современная социально-правовая проблема,
имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.
Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап
правоприменения, подводящий своеобразный итог всему функционированию уголовной
юстиции. От ее эффективности во многом зависит действенность многих органов
государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная
система и сегодня призвана выполнять множество социально необходимых,
оправданных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его
применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных
условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.
В современных
условиях Российской государственности, когда роль иных средств воздействия на
преступность может утрачиваться, снижаться или изменяться, значение основанного
на законе уголовно-исполнительного фактора неизбежно возрастает.
В процессе отбывания наказаний в виде лишения свободы,
исправительных работ, возникают особые общественные отношения, которые
регулируются специально принимаемыми для этого нормами права. Большинство этих
отношений образуют содержание самого процесса исполнения наказаний. Содержанием
уголовно-исправительных правоотношений является совокупность прав и
обязанностей их субъектов. Одним из субъектов является государство в лице
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другой стороны – это
осужденный к уголовному наказанию. Содержание правоотношений охватывает всю
жизнь осужденного, что особенно проявляется в исправительных колониях, тюрьмах.
Нормами
уголовно-исполнительного права регулируется, и порядок исполнения наказания и
выполнения правил внутреннего распорядка, и применение основных средств
исправления и норм, определяющих коммунально-бытовые и другие сферы
жизнедеятельности осужденных. Объектом уголовно-исполнительных правоотношений
является реальное поведение субъектов, подпадающих под регулирующее воздействие
норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные отношения – урегулированные
нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие в
связи с реализацией правоограничений и осуществления мер
уголовно-исполнительного воздействия между государством в лице соответствующих
учреждений и органов и осужденными.
Предметом
исследования является современное законодательство в сфере
уголовно-исполнительного права Российской Федерации.
Основная цель
работы состоит в рассмотрении режима в местах содержания под стражей как
значимой сферы деятельности государства, основных средств его обеспечения, а
также мер поощрения и взыскания, применяемых к лицам, находящиеся в местах
содержания под стражей.
1. Режим в местах содержания под стражей и основные средства его
обеспечения
1.1 Понятие режима в местах содержания под стражей и его сущность
Установленный законом особый порядок деятельности органов
государства и осужденных является обязательным атрибутом реализации любого
уголовного наказания. Всесторонне урегулированный и хорошо организованный порядок
исполнения и отбывания (режим) наказания в современных условиях решает важные
социально значимые задачи по достижению целей уголовного наказания, соблюдению
прав, свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительных
правоотношений, обеспечению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания.
В соответствии нормами уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации режим является обязательным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные
наказания, причем не только в виде лишения свободы и ареста. Так, правомерно
говорить, например, о режиме как о порядке исполнения наказания в виде исправительных
работ, обязательных работ, ограничения по военной службе и т.п. Однако в полной
мере содержание всех элементов режима проявляется именно применительно к местам
лишения свободы. Режим в местах отбывания наказаний, связанных с изоляцией осужденного
от общества, – категория социальная и правовая. В режиме отражается как
отношение общества и государства к лицам, преступившим закон, мораль и
нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам, так
и способы реализации целей наказания, провозглашенных в ст. 43 УК РФ.
Поэтому положения о режиме логически взаимосвязаны с нормами о правовом статусе
осужденных и с положениями, регламентирующими условия отбывания наказания
осужденными в исправительных учреждениях различного вида. Действующее
уголовно-исполнительное законодательство регламентирует режим в исправительных
учреждениях на уровнях «общее – особенное – единичное». Так, общие положения о
режиме лишения свободы содержатся в нормах международного права, в гл. 1–3
УИК РФ. «Целью и обоснованием приговора к тюремному заключению или вообще к
лишению свободы является, в конечном счете, защита общества и предотвращение
угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае,
если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности по
возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только
готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование».
Тем самым продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период
призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправление
осужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех
цивилизованных государствах мира. Отечественное законодательство в полной мере
восприняло указанные международно-правовые подходы. Понятие режима пронизывает
принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ),
конкретизирует его задачи (ч. 2 ст. 1 УИК РФ), признается основным
средством исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), определяет весь характер
правоотношений, возникающих в процессе исполнения уголовного наказания в виде
лишения свободы.
Особые вопросы режима в исправительных учреждениях регламентируются
в гл. 12 Особенной части УИК РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 82
УИК РФ режим определяется как установленный законом и соответствующими закону
нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. В
нормах этой главы раскрываются основные требования режима и средства его обеспечения
применительно ко всем видам исправительных учреждений. Режим выражает сущность
наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих
каждому виду исправительного учреждения лишений или ограничений прав и свобод
осужденного. Поэтому частные, специальные вопросы режима в исправительных
учреждениях конкретного вида раскрываются как в других главах УИК РФ (например,
в гл. 13, 16), так и в подзаконных нормативных актах
уголовно-исполнительного характера (Правилах внутреннего распорядка
исправительных учреждений, Правилах внутреннего распорядка воспитательных
колоний и др.). При этом подзаконные акты не только конкретизируют предписания
закона, раскрывая механизмы их реализации, по и содержат режимные требования,
определяющие повседневный уклад жизни осужденных. Так, Правила внутреннего распорядка
исправительных учреждений устанавливают процедуры предоставления осужденным
свиданий (гл. 14), приема и получения осужденными посылок, передач,
бандеролей (гл. 16), приобретения осужденными продуктов питания, вещей и предметов
(гл. 17) и др. Вместе с тем они содержат нормы, регламентирующие порядок:
вывода осужденных на работу и съема с работы (гл. 6), приема осужденными
пищи (гл. 7), проверки наличия осужденных (гл. 9), передвижения осужденных
в пределах колонии (гл. 10) и т.д.
Режим как правовое явление своими элементами пронизывает все сферы
жизнедеятельности исправительных учреждений. В теории уголовно-исполнительного права
выделяют основные формы выражения режима и соответствующие им функции. Режим
как выражение наказания представляет собой не только кару, но и
специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы,
основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства. Как уже
отмечалось, под карой традиционно понимают некий объем правоограничений,
выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных видов
исправительных учреждений. Кроме того, объем правоограничений может существенно
изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от
поведения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих,
обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 УИК РФ). Требования
режима здесь касаются ограничения социальных благ осужденных путем
предоставления четко указанного в законе количества свиданий, посылок, передач,
бандеролей и др. Объем правоограничений меняется и в связи с переводом
осужденных по положительным или отрицательным мотивам в другой вид
исправительного учреждения, например, в колонию-поселение или тюрьму (ч. 2
и 4 ст. 78 УИК РФ). Режим как одно из основных средств исправления осужденных
определен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ и призван обеспечить формирование
у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и
традициям человеческого общежития, а также стимулировать правопослушное
поведение. К требованиям режима следует отнести, например, обязательность
общественно полезного труда осужденных (ч. 1 ст. 103 УИК РФ),
соблюдение осужденными правил вежливого обращения между собой и с персоналом
учреждения, содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест и др.
За нарушение этих предписаний предусмотрены меры дисциплинарного воздействия.
Напротив, добросовестное отношение осужденных к своим обязанностям, соблюдение ими
установленных правил поведения может служить основанием для поощрения
осужденного. Режим как условие применения иных средств исправления осужденных
получил законодательное закрепление в ч. 2 ст. 82 УИК РФ. Без
надлежащего порядка исполнения и отбывания наказания применение других средств исправительного
воздействия, определенных законодателем, становится проблематичным. Напротив,
состояние режима, отвечающего требованиям уголовно-исполнительного законодательства,
создает благоприятные условия для воспитательной работы, общественно полезного
труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и
общественного воздействия. Так, участие осужденных в воспитательных мероприятиях,
предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, обязательно (ч. 3
ст. 109 УИК РФ). Обязанностью лиц, лишенных свободы, является получение
основного общего образования, если они не достигли возраста 30 лет (ч. 1
ст. 112 УИК РФ). Формы выражения режима в исправительных учреждениях определяют
содержание его функций, т.е. основных направлений реализации режима, и способы
реализации его потенциальных возможностей. В науке уголовно-исполнительного права
выделяют карательную, воспитательную, обеспечивающую и предупредительную
функции режима.
Карательная функция режима реализуется путем установления различных
правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания в виде лишения
свободы (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительного
учреждения, права пользования имуществом, расходования денег, права
распоряжения временем по своему усмотрению, права общения с внешним миром и
т.п.). Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, а
выступает в качестве побудительного средства, помогающего виновному осознать,
что строгость наказания, которая переносится и физически, и морально тяжело,
есть следствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вреда
преступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себя
кару вновь отказаться от совершения преступлений в будущем.
Воспитательная функция режима осуществляется в большей мере посредством
принуждения, поскольку оно воспитывает человека, приучает его к дисциплине,
соблюдению правил поведения, приобщает осужденных к цивилизованным взаимоотношениям,
а также путем стимулирования их правомерного поведения. Воспитание в осужденном
сознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы других
граждан, общества и государства осуществляется в первую очередь средствами
режима, установленного в исправительном учреждении. Единое карательно-воспитательное
воздействие на осужденного для достижения целей наказания предполагает разумное
сочетание методов принуждения и убеждения, использование различных форм
воспитательной работы.
Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу применения
к осужденным мер исправительного действия. Нормы режима определяют порядок привлечения
осужденных к труду и его организацию, специфику осуществления с ними
воспитательной работы, получения осужденными общего образования и
профессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельности осужденных
и организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписаний
обеспечивает режим лишения свободы, тем самым объединяя все средства
исправления осужденного, делает их реально осуществимыми.
Предупредительная функция (функция социального контроля) выражена в превентивном
значении должным образом организованного порядка исполнения и отбывания наказания,
обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений и других
правонарушений как осужденными, так и иными лицами. Режим, олицетворяя порядок
исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, является важным
фактором укрепления дисциплины и предотвращения правонарушений как среди лиц,
отбывающих наказание, так и иных граждан, посещающих исправительные учреждения.
Режимные требования обеспечивают изоляцию осужденного и определяют порядок осуществления
за осужденными надзора и контроля с использованием технических средств (ст. 83
УИК РФ), предусматривают проведение оперативно-розыскных (ст. 84 УИК РФ),
обысковых (ч. 5 ст. 82 УИК РФ) и иных профилактических мероприятий в
исправительных учреждениях.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|