Следует также
отметить, что наиболее «устойчивыми» и жизнеспособными оказались идеи
сторонников собственности трудовых коллективов. Так, в феврале–апреле 1992 г.
на страницах периодической печати некоторые российские экономисты и публицисты
декларировали необходимость безвозмездной передачи основной части собственности
трудовым коллективам как хозяйственным единицам, преимущественно путем создания
закрытых акционерных обществ. Парадоксально, но среди ярых сторонников
собственности трудовых коллективов оказывались и теоретики коммунистического
толка, и многие отечественные ультранеолибералы, тогда как среди противников – российские
демократы и бюрократия.
Первая попытка изменить состояние дел к лучшему
заключалась в поиске новой точки опоры, смысл которой состоял в том, чтобы
значительно увеличить капиталовложения в машиностроение, поднять на этой основе
технологический уровень всего производства и тем самым интенсифицировать
производство, резко повысить его эффективность. Объем капитальных вложений в
машиностроение в очередной пятилетке был запланирован почти вдвое большим, чем
в предыдущей. Ожидалось, что эффект в виде роста производительности труда,
снижения материалоемкости, повышения отдачи основных средств, роста качества продукции
наступит скоро. Однако дело довольно быстро стало развиваться по шаблонной для
советского и постсоветского периода схеме. Проще говоря, ничего путного не
получилось. Уже в 1986 году стало ясно, что таким простым путем советскую
экономику из болота не вытащить. Никакого ускорения научно-технического
прогресса не возникло, да и не могло возникнуть. Иллюзии относительно
возможности быстро и просто исправить состояние советской экономики
рассеиваются, а само состояние продолжает ухудшаться.
В 1987 году руководители КПСС вновь возвращаются
к проведению обширной экономической реформы, которая по замыслу должна была
стать продолжением и углублением неосуществленного реформаторского проекта 1979
года. Принимается ряд решений, постановлений, направленных на качественное
изменение облика народнохозяйственного планирования на макро- и микроуровнях,
преобразование институтов хозяйствования, побуждение материальной
заинтересованности работников, расширение прав предприятий в осуществлении
хозяйственной деятельности.
Краеугольным камнем нового этапа реформ стал
принятый в июне 1987 года после жарких дискуссий «Закон о государственном
предприятии», в котором было закреплено право предприятий самостоятельно
разрабатывать и утверждать свои планы, заключать договоры, осуществлять
самоуправление.
Одновременно с Законом было принято постановление
о переводе объединений, предприятий и организаций, отраслей народного хозяйства
на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, призванное укрепить
экономическую самостоятельность и повысить заинтересованность и ответственность
предприятий за повышение конечных результатов деятельности предприятий.
Намеченная в 1987 году экономическая реформа
должна была стать еще одним масштабным шагом на пути приобщения к
товарно-денежным отношениям, капиталистическим формам хозяйствования. Однако
шаги все еще были робкими, курс реформ продолжал называться социалистическим. В
объемных документах об экономической перестройке, составивших тома, так и не
нашлось места для приватизации, свободной торговли, рыночного ценообразования,
конкуренции.
Решения о демократизации управления были в
значительной степени декларативными, популистскими, неподкрепленными реальными
организационными формами. К тому же ухудшение экономической ситуации, сползание
к кризису отвлекали внимание руководителей высшего звена от глобальных реформ,
приходилось постоянно латать очередные экономические «дыры» в бюджете, в
удовлетворении потребностей производства и населения. Вследствие всего этого
запланированная в 1987 году реформа фактически не состоялась, но подготовка ее
дала ощутимый толчок движению к рыночным формам и методам хозяйствования.
Между тем отдельные ростки рыночной экономики
стали заметны в советской экономической жизни. Вслед за бригадным подрядом в
строительстве, представлявшим простейшую форму предпринимательской организации
на уровне небольшого коллектива, заявили право на жизнь индивидуальная
предпринимательская деятельность и многочисленные производственно-торговые
кооперативы. Частный капитал в малых кооперативных формах стал не только
взаимодействовать с государственными предприятиями, но и срастаться с ними.
Ещё одним направлением движения к «государственному
капитализму» стала аренда государственных предприятий их трудовыми
коллективами, на основе которой возникла своеобразная форма смешанной
государственно-коллективной формы на средства производства. Поощрение такой
аренды было очередным поиском волшебного средства возбуждения советской
экономики.
На пути к подлинно рыночным реформам стояли еще
многочисленные препятствия, труднопреодолимые барьеры.
Дальнейшее проведение экономических реформ стало
невозможным без адекватных преобразований, а по существу – революционных
перемен в политической системе.
В то же время становилось все более ясным и
очевидным, что попытки механического соединения частнопредпринимательских,
рыночных форм с советской социалистической системой хозяйствования не приводят
к успеху. Необходимы более радикальные перемены и в экономических, и в
политических структурах.
Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации к
1988 г. приняло такие масштабы, что правительство вынуждено было признать
наличие бюджетного дефицита, который приблизился к 100 миллиардам рублей и
превысил 10% валового национального продукта. Дефицит товаров в торговой сети
становился тотальным. Предпринимались лихорадочные попытки поправить финансовую
ситуацию периодическими повышениями государственных цен на золото,
драгоценности, хрусталь, ковры, коньяк, водку, деликатесы. Был введен дополнительный
5% налог с продаж. Произошло даже сокращение бюджетных расходов на социально-культурные
мероприятия. В 1989 году экономический рост в стране практически прекратился.
Но к этому времени курс реформенных преобразований набрал уже определенную
силу. В 1989 г. создается Государственная комиссия по экономической
реформе, которую возглавил академик Л.И. Абалкин, ставший к тому времени
заместителем премьер-министра.
В недрах комиссии зародилась новая концепция
экономической реформы, опубликованная осенью 1989 г. и обсуждавшаяся на конференции
с участием руководителей государства в ноябре 1989 г. Концепция реформы
включала следующие черты новой хозяйственной системы:
· многообразие форм
собственности, их равноправие и соревнование;
· зарабатываемость доходов,
их распределение в соответствии с вкладом в конечный результат;
· реформа оплаты труда;
· превращение рынка в
сочетании с государственным регулированием в главный инструмент координации
деятельности участников общественного производства;
· перестройка
финансово-кредитной системы и ценообразования;
· государственное
регулирование экономики на основе гибкого социального и экономического
планирования; перестройка планирования;
· обеспечение социальной
защищенности граждан со стороны государства.
Рассматривались три варианта проведения реформы:
эволюционный (умеренное, медленное, не глубокое реформирование), радикальный
(коренные резкие перемены, «шоковая терапия»), радикально-умеренный (сочетание
первых двух вариантов). В концепции предпочтение отдавалось
радикально-умеренному варианту. Авторы концепции полагали, что первый этап
реформы, в течение которого должна быть стабилизирована экономическая ситуация
и создан хозяйственный механизм переходного периода продлится с 1989 по 1991
год. На втором этапе, с 1991 по 1992 год, предполагался запуск в действие
нового хозяйственного механизма. Завершение реформы, реализация намеченных
мероприятий должны были занять период с 1993 по 1995 год.
Предполагалось уменьшить число государственных
предприятий до 30%, остальные должны были стать акционерными, арендными,
кооперативными. Чисто рыночный обмен должен был охватить к концу реформы 65–70%
производимой продукции.
Как видно из этого краткого описания, проекты
экономических реформ в России с 1989 года начинают приобретать выраженные
рыночные очертания.
Есть ряд оснований считать 1990 год рубежным в
проведении рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что появилась
упомянутая выше первая официальная доктрина рыночных преобразований, которая
породила серию последующих проектов перехода к рыночной экономике. Во-вторых, в
1990 году необходимость рыночных преобразований была признана правительством
страны. В-третьих, экономическое положение страны стало настолько тяжелым, что,
кроме поворота к рынку, в это время, пожалуй, не оставалось реальных путей
выхода из сложившейся ситуации.
В июле 1991 года в
России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных
предприятий на 1992–1994 гг. Все предприятия, подлежащие приватизации,
были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с
балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.); они подлежат продаже
на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при
балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.); они приватизируются
путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия,
они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с
требованиями принятой программы.
Акционирование
предприятия сопровождается предоставлением льгот: 1) всем членам трудового
коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (неголосующие) акции,
составляющие 25% уставного капитала; продаются простые (голосующие) акции, составляющие
10% уставного капитала со скидкой 30% от номинальной стоимости и предоставляется
рассрочка до трех лет (первоначальный взнос не менее 15%); 2) всем членам трудового
коллектива, кроме того, предоставляется право приобрести простые акции,
составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на приобретение;
продажная цена устанавливается Государственным комитетом имущества; 3)
инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя ответственность за
выполнение плана приватизации и заключившей с согласия коллектива договор на
срок до одного года, дается после истечения срока договора право на
приобретение 20% простых акций по номинальной стоимости; на период договора ей
предоставляется право голосования по 20% голосующих акций.
Таким образом,
акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в
России. Следует заметить, что их успешному акционированию способствуют
развивающиеся финансовые рынки, в первую очередь фондовые биржи.
С появлением ваучеров
как особого типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных
инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов – ЧИФ), не
типичных для мировой практики. Зарубежные инвестиционные фонды – это, как
правило, открытые акционерные общества, которые мобилизуют средства населения
путем эмиссии собственных акций, инвестируют свои средства в ценные бумаги
других организаций и ведут торговлю ценными бумагами. Чековый же инвестиционный
фонд может быть только закрытого типа, т.е. он не имеет права выкупать свои
акции у акционеров. Это связано с характером ваучеров как ценных бумаг. Дело в
том, что задача накопления чеков для использования в процессе приватизации
осложняется их распыленностью (владельцами чеков являются все жители страны) и
сроком действия (один год). Поэтому закрытый тип отечественных чековых
инвестиционных фондов позволяет успешнее централизовать чеки, а самому фонду
придает более устойчивый характер.
Важно раскрыть функции чековых
инвестиционных фондов, состоящие: а) в мобилизации ваучеров за счет эмиссии
собственных акций; б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизированных
предприятий; в) в торговых операциях (спекуляции) с ваучерами. Следовательно, в
задачу чековых инвестиционных фондов входят аккумулирование чеков населения и
обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных
фондов составляет 500 тыс. руб.
На начало 1994 г.
в России действовало около 700 чековых инвестиционных фондов, причем всего
больше их в Москве и Московской области (106), Санкт-Петербурге (44),
Свердловской области (25). На эти три центра приходилось 46% всех чековых
инвестиционных фондов.
Переходя к
характеристике второй особенности отечественной приватизации, следует отметить,
что последняя существенно отличается от других стран, где она реализуется в адекватной
экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения находились,
как известно, в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию
приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом сама
по себе она создает рыночную ситуацию лишь на макроуровне за счет либерализации
цен, конкуренции. В то же время она не обеспечивает рыночных условий на
макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования рыночных
отношений предполагает реформирование экономики как на микро-, так и на
макроуровне.
Адаптация
приватизируемого предприятия к формирующимся в России рыночным условиям
представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную,
финансовую и социальную адаптацию. Каждый их этих компонентов выполняет свою
функцию, все они обуславливают друг друга. Но основой адаптации является
производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю
хозяйственную деятельность предприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|