на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Приватизация в России

В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. На изучение и регулирование нарождающегося рынка, управление сбытом продукции нацелена назревающая маркетинговая деятельность предприятия. Привлечение материала по менеджменту и маркетингу позволит глубже раскрыть приспособление приватизируемого предприятия к рыночным условиям на микроуровне.

Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию не возможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых, административных рычагов.

Говоря о направлениях макроэкономической адаптации, нужно отметить: важной и сложной проблемой является финансовая адаптация приватизируемого предприятия, поскольку без решения финансовых вопросов неразрешимыми становятся и вопросы технико-производственные. Взаимодействие производственных предприятий со специализированными финансовыми институтами (банками, фондовыми биржами) позволяет приватизированному предприятию получить надежный источник формирования денежных ресурсов и тем самым – условия для всесторонней адаптации к формирующейся рыночной среде. Существенную помощь в раскрытии этого вопроса окажет материал по финансовым рынкам.

В условиях высокой дебиторской задолженности большинства российских предприятий затруднено их финансирование за счет прибыли предприятия. А из-за жесткости условий кредитования банковские кредиты не решают в должной мере проблему финансирования. В результате более предпочтительным источником формирования денежных ресурсов предприятия в современных условиях становится продажа акций. Следовательно, эффективное использование рынка ценных бумаг является важнейшим условием общей адаптации приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным отношениям.

Таким образом, всесторонний анализ проблемы приватизации охватывает ряд важных учебных проблем: государственная собственность и разгосударствление, менеджмент и маркетинг предприятия, финансовые рынки, государственное регулирование.

2.7 Этапы российской приватизации

Процесс приватизации в России рассматривался правительством как важнейшая часть экономической реформы преобразования командной экономики в рыночную и состоял из двух этапов: ваучерной и денежной приватизации.

Первый этап: ваучерная (массовая) приватизация

В СССР, особенно после смягчения тоталитарного режима в середине 50-х годов, возникла неопределенность прав собственности, широко распространилось растаскивание общественной собственности, особенно во время перестройки. Все это привело к возникновению спонтанной приватизации, которая началась гораздо раньше принятой правительством в 92 году программы приватизации. Так, предприятиям давалось все больше прав, однако никакого дисциплинирующего механизма в форме банкротства (жесткого бюджетного ограничения) не существовало. Реальные рычаги управления предприятиями были утеряны, при этом вокруг предприятий начали плодится кооперативы, в которые уходили наличные деньги. Процесс спонтанной приватизации принимал все более криминальный и неуправляемый характер.

Правительство принимает единственно верное решение начать государственную приватизацию. Разумеется, надо иметь в виду, что приватизация в России качественно отличается от приватизации в проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической собственности ставил более глубокие и масштабные задачи: стать инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования нового класса частных собственников. Именно из этой идеи исходил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», где приватизация рассматривается не только как переход от одной формы собственности к другой, а как создание нового носителя отношений собственности. Постановка именно такой задачи диктовалась отсутствием частного собственника. При наличии времени и финансов возможно было бы подождать, когда такой класс сформируется сам по себе, но такая возможность отсутствовала. Поэтому её должна была заменить широкомасштабная приватизация, искусственно устроенным сверху созданием слоя частных собственников, без которого переход к рыночной экономике в принципе невозможен.

Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.

В основу выбора способа приватизации был положен размер предприятия. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации (оценка фондов на 01.01.1994 г.)

Размеры предприятия и условия приватизации

Категория предприятия Условия
МЕЛКИЕ
Менее 200 работников или стоимость основных фондов менее 1 млн. руб. Приватизация без корпоратизации
СРЕДНИЕ
От 200 до 1000 работников или стоимость основных фондов от 1 до 50 млн. руб. Добровольная корпоратизация
КРУПНЫЕ
Более тысячи работников или стоимость основных фондов более 50 млн. руб. Обязательная корпоратизация

Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации, подлежали продаже через аукцион или на конкурсной основе выставлялись на торги. Такой шаг был нацелен на то, чтобы узнать их рыночную стоимость и создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось также, что малые предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.

На средних и крупных предприятиях приватизация проходила, как правило, в два этапа. Сначала проходило акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководства предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях определяемых коллективом.

Но проведение аукционов часто сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками (их инвестиционными компаниями), а после завершения аукционов возникли конфликты также между банками-залогодержателями и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская представителей банков в корпоративные органы управления, препятствуя открытию всей финансовой информации и тормозя тем самым начало реструктуризации предприятий (таким, например, было противостояние «Норильского никеля» и ОНЭКСИМбанка).

В первый этап приватизации было вовлечено все население России. Возможно поэтому она получила название «народной». Инструментом её проведения послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам России. Одновременно приватизация преследовала цель создать максимум заинтересованных трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий.

В связи с этим программа приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой по наборам льгот, предоставляемых работникам предприятий.

По первому варианту работники предприятий получали следующие льготы:

-  право на привилегированные акции в объеме 25% уставного капитала. Эти привилегированные акции не давали права голоса (их владельцы не могут голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное право на дивиденды по сравнению с другими акционерами. Они также получали право на получение своей доли в случае банкротства;

-  право на покупку 10% простых акций дающих право голоса на очень льготных условиях;

-  право использования ваучеров при приобретении акций – привилегированных и простых;

-  возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму не более 5% уставного капитала.

По второму варианту действовали следующие условия:

-  до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизационными чеками;

-  общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих вместе с ним в единый промышленный комплекс, не может превышать 51% от величины уставного фонда.

При третьем варианте группе работников (не обязательно всему трудовому коллективу) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников должна была провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в него свои личные средства размере не менее 200 минимальных зарплат, установленных на территории России. В случае выполнения условия члены коллектива получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости.

Особых приемов потребовала приватизация крупных предприятий и объединений-гигантов. Здесь первым шагом стало преобразование их в акционерное общество открытого типа. Но акционирование это ещё не приватизация в общепринятом смысле, а изменение организационно-правовой формы предприятия. До продажи предприятие остается в собственности государства.

В каждом конкретном случае органам приватизации и коллективам приходилось решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентно способные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие акциями и получившие названия холдингов.

Холдинговые компании создаются, прежде всего, для проведения согласованной политики во всей группе подконтрольных предприятий. Важно, чтобы при этом холдинг не препятствовал их конкуренции с другими и не мог «грабить» непосредственных производителей извлекая из них сверхприбыль. Поэтому создание холдингов было запрещено в тех сферах, где конкуренция является единственным средством утверждения цен на приемлемом для потребителя уровне: в торговле, общественном питание, бытовом обслуживание, сельском хозяйстве, большинстве отраслей транспорта. Не допускается и создание суперхолдингов, объединяющих целые отрасли производства. Предусмотрены и другие меры антимонопольного характера.

Однако чековые аукционы заслуживают определенную критику. Дело в том, что установленные законом ограничения на количество приобретаемых акций мало что дают. Имеется возможность действовать через подставных лиц, о чем весьма наглядно свидетельствует опыт приватизации «Уралмаша».

Ваучерный этап приватизации способствовал тому, что государственная собственность распродавалась за бесценок. Так, если переконвертировать акции предприятий через ваучеры, использованные в механизме продажи, то получится, что самое дорогое предприятие РАО ЕЭС «Россия» стоит 640 595 тыс. долл. Крупнейший металлургический комбинат «Норильский никель», производящий значительную долю всего мирового объема цветных металлов, оценен в 465 581 тыс. долл. РАО «Газпром» – в 228 256 тыс. долл. Северное морское пароходство и Мурманский траловый флот – по 3 млн. долл., а 51% акций Тульского оружейного завода, крупнейшего в мире, оценены в современных ценах в 350 000 долл.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.