на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Процессуальные особенности рассмотрения судом дел о защите прав потребителей

В соответствии со ст. 314 ГК, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить размер неустойки [1].

В ст. 152 ГК под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания.

В п. 8 постановления Пленума Верхового Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 года № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» разъясняется следующее:

·  физические страдания — это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина;

·  нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п. [14].

В исковом заявлении истец должен указать, какие именно страдания он испытывал из-за недобросовестных действий ответчика, и в чем конкретно они выражались.

Как следует из ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потребителя.

1.3 Основания возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей

Выше мы касались вопроса основания возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей. Однако необходимо рассмотреть этот вопрос более подробно.

Прежде чем говорить об основаниях производства по гражданским делам о защите прав потребителей, поговорим о правах потребителей.

Для начала отметим, что действующая редакция Закона «О защите прав потребителей» максимально расширяет перечень ответственных перед потребителем субъектов.

Более того, автор считает необходимым обратить внимание, что беззащитными, как и в старой редакции Закона, остаются субъекты, которые находятся по другую сторону прилавка от потребителя, — продавцы, исполнители и иные субъекты, о которых мы уже говорили выше.

В настоящее время все более актуальным становится вопрос так называемого потребительского экстремизма. Количество случаев потребительского экстремизма возрастает [4, с. 23].

Зачастую его поддерживают или провоцируют общества защиты прав потребителей (с такими случаями в последнее время очень часто обращаются клиенты, работающие в сфере розничной торговли или бытовых услуг, особенно на периферии).

Вместе с тем действующая редакция Закона не предусматривает ни механизмов защиты от потребительского экстремизма, ни ответственности потребителей за такое злоупотребление своими правами. Хотя если учесть, что законодатель в новой редакции Закона дает потребителям еще больше прав и возможностей для их защиты, то вполне логичным было бы ожидать, что в качестве своеобразного противовеса он наделит тех, кто работает с потребителями, определенными правами и возможностями защиты от потребительских экстремистов.

Как минимум, можно было бы дать в Законе определение понятия «потребительский экстремизм» и предусмотреть меры ответственности потребителей за его проявление.

В соответствии со ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на:

·  просвещение в области защиты прав потребителей;

·  информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях).

Здесь отметим, что в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара [5, с. 20];

·  свободный выбор товаров (работ, услуг);

·  надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);

·  возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;

·  государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;

·  общественную защиту своих прав;

·  создание общественных объединений потребителей [9].

В соответствии со ст. 20 Закона и ст. 473 ГК потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

·  замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

·  соразмерного уменьшения покупной цены товара;

·  незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

·  возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Статья 31 Закона предусматривает, что при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услугу), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

·  безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

·  соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);

·  безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

·  возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами [9].

Коснемся защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Отметим, что Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» содержит общие нормы, применимые ко всем общественным отношениям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) гражданину-потребителю, в том числе к отношениям, связанным с оказанием жилищно-коммунальных услуг. В то же время, анализ предписаний указанного законодательного акта свидетельствует, что он в гораздо большей степени направлен на защиту прав потребителей по договорам розничной купли-продажи и бытового подряда. Нормы Закона о защите прав потребителей сравнительно не часто применяются при оказании жилищно-коммунальных услуг, о чем свидетельствует, в том числе, недостаточно развитая судебная практика по данной категории дел.

Жилищно-коммунальное хозяйство требует постоянного его совершенствования, повышения качества оказания жилищно-коммунальных услуг, что привело к принятию отдельного Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16 июля 2008 г. № 405-З, который вступил в силу 29 января 2009 года. Данный закон впервые закрепил законодательное определение понятия «жилищно-коммунальная услуга».

Так, в соответствии со ст. 1 Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» жилищно-коммунальная услуга – деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности, комфортных и безопасных условий для проживания граждан [10].

Как известно, защита прав потребителей имеет двухуровневую систему и включает государственную защиту, в том числе судом, и общественную защиту, т.е. защиту общественными объединениями потребителей.

Всякое нарушение вышеуказанных прав потребителей может служить, при соблюдении досудебной процедуры урегулирования спора, основанием предъявления потребителем иска и возбуждения производства по делу.

Более того, в соответствии со ст. 43 и ст. 47 Закона «О защите прав потребителей» соответственно местные исполнительные и распорядительные органы, а также общественные объединения нанимателей могут обратиться в суд с иском о защите прав потребителей, что также является основанием возбуждения производства по делу.

Поскольку исковое заявление является процессуальным документом, оно должно в соответствии со ст. 109 ГПК содержать:

·  наименование суда, в который он подается;

·  наименование и место жительства (место нахождения) подателя документа, а также его представителя, если процессуальный документ подается представителем;

·  наименование и место жительства (место нахождения) имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц;

·  наименование документа (исковое заявление, жалоба, возражение против иска и т.д.);

·  сущность заявленного требования или ходатайства, а также их обоснование;

·  перечень приложений;

·  подпись подателя документа или его представителя и дату подачи [2].

Согласно требованиям ст. 242 ГПК исковое заявление о возбуждении дела подается в суд в письменной форме. Исковое заявление представляется в суд с копиями по числу ответчиков. Судья может в зависимости от сложности и характера дела потребовать от лица, обратившегося в суд, представления также копий прилагаемых к заявлению документов [2].

Помимо общих требований, предъявляемых ст. 109 к процессуальным документам, в исковом заявлении должны быть также указаны:

1) точное обозначение требований истца, а если требования являются имущественными, то и цена иска;

2) факты, которыми истец обосновывает свои требования;

3) доказательства, подтверждающие каждый из упомянутых фактов;

4) другие данные, вытекающие из настоящего Кодекса и иных законодательных актов, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления (соблюдение досудебного порядка разрешения дела и т.п.) (ст. 243 ГПК).

Исковое заявление о возбуждении дела рассматривает судья в течение трех дней после поступления его в суд. Если отсутствуют основания для отказа в возбуждении дела (статьи 245 и 246 ГПК), судья в указанный срок выносит определение о возбуждении дела и о подготовке его к судебному разбирательству.

Таким образом, в главе 1, которая называется «Порядок и основания возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей», мы выяснили следующее:

1.  Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей;

2. Существующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», а охватывает целую группу нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства;

3.  Законом «О защите прав потребителей» не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования потребительского спора. Прежде чем обращаться в суд с иском, связанным с нарушением прав потребителей, необходимо соблюсти установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора;

4.  Всякое нарушение прав потребителей может служить, при соблюдении досудебной процедуры урегулирования спора, основанием предъявления потребителем иска и возбуждения производства по делу. Местные исполнительные и распорядительные органы, а также общественные объединения нанимателей также могут обратиться в суд с иском о защите прав потребителей, что также является основанием возбуждения производства по делу;

5. Закон «О защиты прав потребителей» максимально расширяет перечень субъектов, ответственных перед потребителями. Вместе с тем, Закон «О защите прав потребителей» не предусматривает ни механизмов защиты от потребительского экстремизма и потребительского обмана, ни ответственности потребителей за такое злоупотребление своими правами.

Законодательство о защите прав потребителей рассчитано на защиту прав потребителей, а не производителей (изготовителей, исполнителей, продавцов). У нас есть законы, защищающие потребителя от недобросовестного производителя в широком смысле этого слова, но нет законов, защищающих производителя от недобросовестного потребителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.