Правовое регулирование
порядка проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных
услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах) (за исключением
судебных экспертиз) содержится в Постановлении Совета Министров Республики
Беларусь «О некоторых вопросах защиты прав потребителей» от 14 января 2009 г. № 26.
В соответствии с п. 25
Положения о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных
работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах),
утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых
вопросах защиты прав потребителей» от 14 января 2009 г. № 26 потребитель, продавец, изготовитель, поставщик, представитель вправе оспорить заключение
экспертизы в судебном порядке. Cпоры,
возникшие в связи с требованием потребителя о замене товара с недостатками
другим товаром той же модели (марки, типа, артикула и т.п.), следует учитывать,
что если такой товар снят с производства либо его поставка прекращена не по
вине ответчика, а от получения аналогичного товара другой модели (марки, типа,
артикула и т.п.) потребитель отказался, то в соответствии с ст.386 ГК
обязательство продавца (изготовителя) в части замены товара прекращается в
связи с невозможностью исполнения. В этом случае потребитель вправе предъявить
по своему выбору иное требование из перечисленных в ст.20 Закона и ст.473 ГК.
Обязанность по представлению доказательств, подтверждающих невозможность замены
товара по причинам, за которые не может нести ответственность продавец
(изготовитель), а также принятие необходимых мер по замене товара возлагаются
на ответчика.
Если эти обстоятельства
будут установлены в стадии исполнения решения, обязывающего ответчика
предоставить потребителю взамен некачественного товар той же модели (марки,
типа, артикула и т.п.), то суд в соответствии с ст.329 ГПК решает вопрос об
изменении способа исполнения решения.
По искам о расторжении
договоров розничной купли-продажи товаров ненадлежащего качества, проданных в
кредит, необходимо отметить, что в силу положений п. 5 ст. 27 Закона «О защите
прав потребителей» в случае расторжения договора потребителю, которому товар
был продан в кредит, возвращается уплаченная за товар сумма в размере кредита,
погашенного ко дню возврата товара, а также возмещаются плата за предоставление
кредита и разница между ценой товара, установленной договором, и ценой
соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования,
а если требование добровольно не удовлетворено, — на момент вынесения судом
решения [9].
Потребитель вправе
требовать обмена не только товаров ненадлежащего качества, но и
непродовольственных товаров надлежащего качества, кроме указанных в Перечне
непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену,
утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778, среди которых можно назвать:
· метражные товары (ткани из волокон
всех видов, трикотажное и гардинное полотно, мех искусственный, ковровые
изделия, нетканые материалы, ленты, кружево, тесьма, провода, шнуры, кабели,
линолеум, багет, пленка, клеенка и другие);
· паркет, ламинат, плитка керамическая,
обои (при обмене или возврате такого товара в количестве, отличном от
приобретенного потребителем);
· белье нательное, белье для
новорожденных и детей ясельного возраста из всех видов тканей, бельевые
трикотажные изделия, кроме спортивных, предметы женского туалета;
· чулочно-носочные изделия;
· изделия из драгоценных металлов, с
драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и
синтетических камней, ограненные драгоценные камни, изделия из жемчуга и янтаря;
· бижутерия;
· товары, имеющие гарантийный срок, в
техническом паспорте (заменяющем его документе) которых имеется отметка о дате
продажи;
· автомобили, мотовелотовары, прицепы и
номерные агрегаты к ним;
· мобильные средства малой механизации
сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавучие средства бытового
назначения;
· мебельные гарнитуры и наборы;
· парфюмерно-косметические товары;
· инструменты для маникюра и педикюра;
· игрушки;
· товары бытовой химии, в том числе
лакокрасочные материалы;
· фотопленка, фотобумага, фотореактивы;
· ручки автоматические перьевые и
шариковые, автоматические карандаши, стержни, маркеры, фломастеры и иные
аналогичные товары;
· аудио- и видеокассеты, дискеты и
компакт-диски, другие технические носители информации;
· печатные издания;
· предметы личной гигиены, товары для
профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (зубные щетки, расчески,
бигуди для волос, губки, парики, шиньоны, лезвия для бритья и другие
аналогичные товары, предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и
других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства
гигиены полости рта, линзы для очков, контактные линзы, предметы по уходу за
детьми);
· лекарственные средства;
· изделия из полимерных материалов,
контактирующие с пищевыми продуктами, в том числе для разового использования
(посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы
для хранения и транспортировки пищевых продуктов);
· товары зоомагазинов;
· цветы живые, елки, декоративные
растения, саженцы деревьев;
· товары секс-шопов специального
назначения;
· табачные изделия и махорка;
· гражданское оружие, составные части и
компоненты гражданского огнестрельного оружия, патроны к нему, порох [11].
При рассмотрении споров,
связанных с ремонтом в течение гарантийного срока товаров длительного
пользования, необходимо руководствоваться положениями Главы 3 Закона, поскольку
право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товаров ненадлежащего
качества. Договор на выполнение работ или оказание услуг по гарантийному
ремонту в этих случаях с потребителем не заключается. Вместе с тем от этих
споров следует отличать возникшие по истечении установленного изготовителем
гарантийного срока на товары длительного пользования споры, вытекающие из
договора подряда (в том числе на абонентное обслуживание), заключенного
потребителем с мастерскими по ремонту и обслуживанию, например, телевизоров,
бытовой техники, производящими в процессе ремонта замену комплектующих изделий
и составных частей основного изделия, на которые установлены отдельные
гарантийные сроки.
При разрешении возникших
после такой замены споров, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока
установленных мастерской комплектующих изделий и составных частей основного
изделия, необходимо учитывать, что потребителем не заключался договор
купли-продажи отдельных комплектующих изделий и составных частей основного
изделия, и руководствоваться Главой 4 Закона, регулирующей вопросы защиты прав
потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
Отметим, что на
исполнителя, выполняющего обязанности по осуществлению гарантийного ремонта
товара (вещи), возлагается и обязанность по хранению товара, переданного для
ремонта. К таким отношениям применяются нормы ГК о договоре хранения, если иное
не предусмотрено Законом. В частности, хранение товара в период гарантийного
ремонта производится исполнителем безвозмездно, поскольку Закон исходит из
принципа освобождения потребителя от любых расходов, связанных с
восстановлением его прав.
Неустойка в размере,
предусмотренном п.6 ст.30 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение
установленных сроков выполнения работы (оказания услуги), промежуточных сроков
выполнения работы (оказания услуги), а также новых сроков выполнения работы
(оказания услуги), взыскивается за каждый день (час, если срок определен в
часах) просрочки вплоть до начала или окончания выполнения работы (оказания
услуги) или предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п.1 ст.30
Закона. Если исполнителем нарушены сроки не только начала, но и окончания
работы (оказания услуги), неустойка взыскивается за каждое нарушение [9].
При определении размера
подлежащих взысканию в пользу потребителя убытков неустойка зачету не подлежит.
Вместе с тем суд вправе применить положения ст. 314 ГК и уменьшить неустойку,
если она явно несоразмерна последствиям нарушения ответчиком обязательств.
Соглашение потребителя с
работником организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), о выполнении
работы (оказании услуги) без соответствующего оформления не порождает прав и
обязанностей между потребителем и этой организацией. Поэтому организация не
несет ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение работы
(оказание услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такому
соглашению имущества. Ответственность в этом случае может быть возложена судом
на лицо, принявшее на себя обязанность по выполнению работы (оказанию услуги).
2.2 Судебная практика по гражданским делам
о защите прав потребителей
Статистика показывает,
что одной из основных причин обращения граждан в суд являются споры в сфере
прав потребителей, среди которых наиболее проблемными являются следующие
области потребительских отношений:
·
жилищно-коммунальные
услуги;
·
договоры
купли-продажи дорогостоящих и технически сложных товаров;
·
договоры
купли-продажи обуви, меховых и кожаных изделий;
·
услуги телефонной
связи;
·
и др.
Отметим, что до 2001 года
судебная статистика не выделяла категорию дел о защите прав потребителей.
Приведем статистику
рассмотрения общими судами гражданских дел о защите прав потребителей за
2005-2008 гг.:
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
Количество дел: |
798
|
886
|
1080
|
1383
|
Из них с удовлетворением иска: |
464
|
552
|
728
|
908
|
(статистические данные
получены из официального сайта Верховного суда Республики Беларусь: www.supcourt.by)
Как видим из приведенной таблицы
количество дел, а равно и количество дел с удовлетворением иска, ежегодно
растет.
Ниже приведем и
проанализируем некоторые случаи из судебной практике по данной категории дел.
Из материалов дела по
иску А. о возмещении ущерба в связи с нарушением прав потребителя
усматривается, что в феврале 2002 г. в квартире, принадлежащей истице на праве
собственности, обнаружено аварийное провисание потолка. Ремонт потолка
коммунальными службами сделан некачественно. А. за собственные средства
произвела необходимые ремонтно-восстановительные работы, затраты на которые, а
также денежную компенсацию морального вреда просила взыскать с ответчика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|