на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Процессуальные особенности рассмотрения судом дел о защите прав потребителей

Правовое регулирование порядка проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах) (за исключением судебных экспертиз) содержится в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах защиты прав потребителей» от 14 января 2009 г. № 26.

В соответствии с п. 25 Положения о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах защиты прав потребителей» от 14 января 2009 г. № 26 потребитель, продавец, изготовитель, поставщик, представитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Cпоры, возникшие в связи с требованием потребителя о замене товара с недостатками другим товаром той же модели (марки, типа, артикула и т.п.), следует учитывать, что если такой товар снят с производства либо его поставка прекращена не по вине ответчика, а от получения аналогичного товара другой модели (марки, типа, артикула и т.п.) потребитель отказался, то в соответствии с ст.386 ГК обязательство продавца (изготовителя) в части замены товара прекращается в связи с невозможностью исполнения. В этом случае потребитель вправе предъявить по своему выбору иное требование из перечисленных в ст.20 Закона и ст.473 ГК. Обязанность по представлению доказательств, подтверждающих невозможность замены товара по причинам, за которые не может нести ответственность продавец (изготовитель), а также принятие необходимых мер по замене товара возлагаются на ответчика.

Если эти обстоятельства будут установлены в стадии исполнения решения, обязывающего ответчика предоставить потребителю взамен некачественного товар той же модели (марки, типа, артикула и т.п.), то суд в соответствии с ст.329 ГПК решает вопрос об изменении способа исполнения решения.

По искам о расторжении договоров розничной купли-продажи товаров ненадлежащего качества, проданных в кредит, необходимо отметить, что в силу положений п. 5 ст. 27 Закона «О защите прав потребителей» в случае расторжения договора потребителю, которому товар был продан в кредит, возвращается уплаченная за товар сумма в размере кредита, погашенного ко дню возврата товара, а также возмещаются плата за предоставление кредита и разница между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, — на момент вынесения судом решения [9].

Потребитель вправе требовать обмена не только товаров ненадлежащего качества, но и непродовольственных товаров надлежащего качества, кроме указанных в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778, среди которых можно назвать:

·  метражные товары (ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружево, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка и другие);

·  паркет, ламинат, плитка керамическая, обои (при обмене или возврате такого товара в количестве, отличном от приобретенного потребителем);

·  белье нательное, белье для новорожденных и детей ясельного возраста из всех видов тканей, бельевые трикотажные изделия, кроме спортивных, предметы женского туалета;

·  чулочно-носочные изделия;

·  изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни, изделия из жемчуга и янтаря;

·  бижутерия;

·  товары, имеющие гарантийный срок, в техническом паспорте (заменяющем его документе) которых имеется отметка о дате продажи;

·  автомобили, мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним;

·  мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавучие средства бытового назначения;

·  мебельные гарнитуры и наборы;

·  парфюмерно-косметические товары;

·  инструменты для маникюра и педикюра;

·  игрушки;

·  товары бытовой химии, в том числе лакокрасочные материалы;

·  фотопленка, фотобумага, фотореактивы;

·  ручки автоматические перьевые и шариковые, автоматические карандаши, стержни, маркеры, фломастеры и иные аналогичные товары;

·  аудио- и видеокассеты, дискеты и компакт-диски, другие технические носители информации;

·  печатные издания;

·  предметы личной гигиены, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (зубные щетки, расчески, бигуди для волос, губки, парики, шиньоны, лезвия для бритья и другие аналогичные товары, предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы для очков, контактные линзы, предметы по уходу за детьми);

·  лекарственные средства;

·  изделия из полимерных материалов, контактирующие с пищевыми продуктами, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортировки пищевых продуктов);

·  товары зоомагазинов;

·  цветы живые, елки, декоративные растения, саженцы деревьев;

·  товары секс-шопов специального назначения;

·  табачные изделия и махорка;

·  гражданское оружие, составные части и компоненты гражданского огнестрельного оружия, патроны к нему, порох [11].

При рассмотрении споров, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока товаров длительного пользования, необходимо руководствоваться положениями Главы 3 Закона, поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товаров ненадлежащего качества. Договор на выполнение работ или оказание услуг по гарантийному ремонту в этих случаях с потребителем не заключается. Вместе с тем от этих споров следует отличать возникшие по истечении установленного изготовителем гарантийного срока на товары длительного пользования споры, вытекающие из договора подряда (в том числе на абонентное обслуживание), заключенного потребителем с мастерскими по ремонту и обслуживанию, например, телевизоров, бытовой техники, производящими в процессе ремонта замену комплектующих изделий и составных частей основного изделия, на которые установлены отдельные гарантийные сроки.

При разрешении возникших после такой замены споров, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока установленных мастерской комплектующих изделий и составных частей основного изделия, необходимо учитывать, что потребителем не заключался договор купли-продажи отдельных комплектующих изделий и составных частей основного изделия, и руководствоваться Главой 4 Закона, регулирующей вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

Отметим, что на исполнителя, выполняющего обязанности по осуществлению гарантийного ремонта товара (вещи), возлагается и обязанность по хранению товара, переданного для ремонта. К таким отношениям применяются нормы ГК о договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом. В частности, хранение товара в период гарантийного ремонта производится исполнителем безвозмездно, поскольку Закон исходит из принципа освобождения потребителя от любых расходов, связанных с восстановлением его прав.

Неустойка в размере, предусмотренном п.6 ст.30 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение установленных сроков выполнения работы (оказания услуги), промежуточных сроков выполнения работы (оказания услуги), а также новых сроков выполнения работы (оказания услуги), взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала или окончания выполнения работы (оказания услуги) или предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п.1 ст.30 Закона. Если исполнителем нарушены сроки не только начала, но и окончания работы (оказания услуги), неустойка взыскивается за каждое нарушение [9].

При определении размера подлежащих взысканию в пользу потребителя убытков неустойка зачету не подлежит. Вместе с тем суд вправе применить положения ст. 314 ГК и уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения ответчиком обязательств.

Соглашение потребителя с работником организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), о выполнении работы (оказании услуги) без соответствующего оформления не порождает прав и обязанностей между потребителем и этой организацией. Поэтому организация не несет ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение работы (оказание услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению имущества. Ответственность в этом случае может быть возложена судом на лицо, принявшее на себя обязанность по выполнению работы (оказанию услуги).


2.2 Судебная практика по гражданским делам о защите прав потребителей

Статистика показывает, что одной из основных причин обращения граждан в суд являются споры в сфере прав потребителей, среди которых наиболее проблемными являются следующие области потребительских отношений:

·  жилищно-коммунальные услуги;

·  договоры купли-продажи дорогостоящих и технически сложных товаров;

·  договоры купли-продажи обуви, меховых и кожаных изделий;

·  услуги телефонной связи;

·  и др.

Отметим, что до 2001 года судебная статистика не выделяла категорию дел о защите прав потребителей.

Приведем статистику рассмотрения общими судами гражданских дел о защите прав потребителей за 2005-2008 гг.:

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Количество дел:

798

886

1080

1383

Из них с удовлетворением иска:

464

552

728

908

(статистические данные получены из официального сайта Верховного суда Республики Беларусь: www.supcourt.by)

Как видим из приведенной таблицы количество дел, а равно и количество дел с удовлетворением иска, ежегодно растет.

Ниже приведем и проанализируем некоторые случаи из судебной практике по данной категории дел.

Из материалов дела по иску А. о возмещении ущерба в связи с нарушением прав потребителя усматривается, что в феврале 2002 г. в квартире, принадлежащей истице на праве собственности, обнаружено аварийное провисание потолка. Ремонт потолка коммунальными службами сделан некачественно. А. за собственные средства произвела необходимые ремонтно-восстановительные работы, затраты на которые, а также денежную компенсацию морального вреда просила взыскать с ответчика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.