на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Теоретические подходы к изучению глобализации

В рамках экономического направления ряд ученых считает глобализацию новой фазой развития международных хозяйственных связей, которые ведут к переходу от мировой экономики к глобальной экономике. Мировая экономика рассматривается как объединение взаимосвязанных суверенных национальных экономик вследствие их интеграции, интернационализации, а глобальную экономику рассматривают, как высшую форму экономической деятельности в планетарном масштабе, причем роль государства в рамках глобальной экономики сводится к минимуму и считается анахронизмом индустриального общества [4;7]. «Впервые за многовековую историю человечества,- отмечает А. А. Пороховский.,- мировое сообщество предстало не как конгломерат национальных экономик, а как единое целое, имеющее одинаковый и общий механизм функционирования и развития» [51;121]. Подобную точку зрения разделяют такие исследователи как Ж. Адда [23], Ф. Дефарж [26], Ж. Аттали [33] и др.

Но, говоря о глобализации как о едином мировом рыночном пространстве, нужно признать тот факт, что рыночный механизм обеспечивает функционирование «нового мирового экономического порядка», не решая экономические и социальные проблемы, как мира, так и отдельно взятых стран. Это дает основания для того, чтобы некоторые ученые исследовали глобализацию с позиций защиты интересов стран «третьего мира». В рамках этого подхода С. Амином была разработана теорию «периферийного капитализма», где глобализация или мондиализация рассматривается как идеологический дискурс, призванный легимитизировать стратегию империалистического капитала, что, в свою очередь, является продолжением политики колониализма и фактически означает доминирующее положение развитых стран в современном мире [46;113].

Рассмотрение глобализации с экономических позиций не ограничивается утверждением о связи глобализации и интернационализации. Это достаточно широкое направление и на сегодняшнем этапе вмещает в себя несколько составляющих: глобализацию финансов, глобализацию производства, глобализацию торговли. Например, глобализацию торговой сферы исследует французский социолог Ф. М. Дефарж, который считает, что глобализационные процессы связаны в первую очередь с необходимостью в более широких: рынках, продукции, услугах. П. Хёрст и Г. Томпсон говорят о том, что центральным в понимании глобализации является исчезновение национальных культур, национальных экономик и национальных границ, что ведет к появлению единых экономических структур, понимая под этим возникновение единых рынков[26;18]. А. Эльянов, говоря о глобализации торговой сферы, определяет её как диверсификацию, расширение и уплотнение всей системы транснациональных хозяйственных связей, что придает им глобальный характер [54;4].

Подобная разнообразие подходов к глобализационным процессам в экономической сфере свидетельствует о том, что свободная рыночная экономика достигла самой высокой стадии, на которую могла подняться [53;3]. Как раз этой идеей пользуются антиглобалисты, утверждая, что такое развитие, основанное на конкуренции и максимизации прибыли капиталистической системы, способствует увеличению влияния ТНК над государствами [2;8]. Как пишет знаменитый американский журналист Т. Фридман: «Глобализация – это беспрерывная, безжалостная интеграция рынков…до фантастичного уровня, который делает возможным более быстрое, глубокое и дешевое, чем когда-либо, движение индивидуумов, корпораций и национальных государств к мировому сообществу и обратное его движение» [4;10]. По его же словам глобальная международная система в целом формирует как внутреннюю политику, так и международные отношения, охватывая рынки, национальные государства, технологии в тех масштабах, которых не было никогда ранее [25;105]. Согласно подобной парадигме, мир одновременно и наращивает свои параметры и преодолевает разобщенность мирового сообщества. Подобная модель «линейной глобалистики» чаще всего используется в популярных средствах массовой информации и таким образом глубоко внедряется в массовое сознание [39;24].

В противовес вышеизложенной концепции используется неолиберальная модель глобализации. В соответствии с ней глобализация не является линейным процессом, а напротив, это достаточно противоречивый, неравномерный процесс, постоянно меняющий свои формы. Неравномерную глобализацию следует представлять как диалектический процесс, охватывающий как интеграцию, так и распад, как общее, так и частности, как культурную дифференциацию, так и гомогенизацию [18;3].

В рамках экономического направления есть ещё одна фундаментальная теория – теория финансовой глобализации. Жак Аттали в книге «Линия горизонта», изданной в 1990 году пишет, что наступает третья эра – «эра денег» [33;38]. Сегодня с уверенностью можно говорить о возрастающем влиянии финансового капитала в формирующемся миропорядке – не зря МВФ дает следующее объяснение процессу глобализации - это «в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов» [44;62]. Но это не просто экономическое определение глобализации, это и ёё количественное определение в качестве «растущей взаимозависимости…благодаря увеличению объема обращения» [30;51]. Финансовая глобализация означает, прежде всего, согласование правил регулирования и снижения барьеров, что должно привести к свободному перемещению капиталов и позволить всем фирмам конкурировать на всех рынках. Теория финансовой глобализации имеет важное, если не центральное место в дискуссиях о глобализации, но вместе с тем отмечается международная денежная и финансовая нестабильность, что позволяет ассоциировать её с «хаотической ситуацией» и «чрезмерной свободой рынка» [23;18]. Другие ученые считают, что, наоборот, частные рынки капиталов функционируют нормально. Здесь возникает другая проблема: те мировые центры, которые занимаются проблемами перераспределения активов мировой финансовой системы, не справляются со столь мощным потоком информации о движении денежных средств. И суть финансовой глобализации отнюдь не в размерах мирового инвестиционного потока, а связана она с формированием нового механизма принятия решений, с принципиально более сложным потоком информации, подлежащей переработке, с новыми участниками и с совершенно новым раскладом обязанностей и ответственности [15;75].

Исследование глобализации не ограничивается лишь одним экономическим направлением. Но прежде чем говорить о геополитике, необходимо отметить взаимосвязь экономических и геополитических направлений, которую отобразил Н. Косолапов в своей концепции. Он определяет глобализацию как исходящее из общности и различий группы явлений, смежных глобализации – «интернационализация – регионализация - единый и целостный мир-глобализация» и предлагает рассмотрение глобализации как качественно самостоятельной, сложной системы явлений и отношений, целостных в её системности, но внутренне весьма противоречивую [20;69].

Геополитическое направление в изучении глобализации получило свое распространение в последнее десятилетие, когда стало уделяться особое внимание связи глобализации с фрагментацией (локализацией, регионализацией). Ученые считают последнюю продуктом мировой интеграции, которую необходимо рассматривать как взаимосвязанный процесс с глобализацией. Регионализация является необходимым этапом на пути к реальной глобализации мирового хозяйства, отражая противоречия между групповыми и долгосрочными глобальными интересами [51;121]. Тенденция к локализации связана с ослаблением интегрирующей роли национально-государственной общности, которую все чаще заменяет локальное сообщество [113;12-13].

Джеймс Розенау определяет процессы локализации и глобализации как диалектически взаимосвязанные в термине «фрагментация», который означает любые изменения, облегчающие распространение властных полномочий за пределы существующих территориальных границ и, в то же время изменения, в которых объем властных полномочий сужен [26;24]. В какой-то мере с этой теорией согласуется теория «глоболокализма» Э. Млинера и Ч. Алджера. Они подчеркивают важнейшие изменения, происходящие в локальных (местных) сообществах, тесно связанные с географической локализацией и относительной, но все же оседлостью. По их мнению, это приводит к установлению важнейшей связи «локальное-глобальное», названной «local-global nexus» [26;26].Также связь глобализации и локализации предлагают выражать через следующее понятие – «глокализация», означающее по Р. Робертсону современную эволюцию культуры в ходе процесса модернизации локальных культур, которая и лежит в основе глобализационных процессов [13;13].

На данном этапе дискуссий о глобализации приобретает большое значение социально-политическое направление, потому что глобализационные процессы затрагивают не только экономическую сферу жизнедеятельности общества, но и все общество в целом.

В рамках этого направления нам нельзя не обратиться к классическим работам Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Ещё в Манифесте Коммунистической партии было сказано: «Буржуазия путём эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим…на смену местной и национальной замкнутости…приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга» [38;99]. Разумеется, полностью претендовать на сложившуюся концепцию глобализации эти работы не могут, зато они дают толчок для размышлений неомарксистам.

Неомарксисты предполагают, что тенденции к универсализации уже возобладали во всех сферах общественно-политической жизни современного мира и пытаются представить интегрированную картину его противоречий [17;5]. Часть движения антиглобалистов активно использует эти теории, говоря о слиянии мигрантов и местных граждан, ставших жертвами «атипичных» форм занятости и трудовых отношений, в «новый пролетариат», который станет «авангардом мирового революционного движения» – т.е. восстанет против безличного, «рассеянного», но от этого не менее жестокого, господства транснационального капитала [27;65].

В контексте данное направление появляются принципиально новые теории. Например, Уолтера Труетта Андерсона в книге «All Connected Now. Life in the First Global Civilization» представлена принципиальна новая трактовка глобализации, которая представляет из себя ускоренно меняющуюся систему систем, состоящую не только из экономических составляющих, но и из политических, культурных и биологических» [38;98]. Происходит глобальная «управленческая реформа»: появляется глобальная «система систем», управляющая всеми мировыми системами. В эту систему входят: национальные государства, международные организации, регулирующие определенные сферы деятельности, международные организации типа ЕС, НАТО и др., международные неправительственные организации, ТНК, СМК, «сети и рынки», «неформальный сектор» [38;99]. Принципиально новым в этой концепции является тезис о «биологической глобализации», под которой понимаются процессы гетерогенизации биологических объектов, что позволяет говорить о существовании «биоинформационного общества», которое тесно связано с понятием «биоинформация», включающем в себя генную информацию, активизирующую наше сознание. Итогом всех глобализационных процессов в различных сферах человеческой жизнедеятельности выступает возникновение принципиально новой цивилизации, которая означает новые и всеохватывающие взаимозависимости и взаимосвязи, в числе которых связи и зависимости людей, машин и биосферы [38;102].

Следует отметить, что феномен глобализации этот исследователь оценивает как сугубо положительный, несущий в себе лишь временные негативные составляющие, в то время как другие ученые не столь оптимистичны. Например, У. Бек говорит о том, что вместе с глобализацией «рушится структура основных принципов, на которых до сих пор организовывались и жили общества и государства, представляя собой территориальные, отграниченные друг от друга единства…образуются новые силовые и конкурентные соотношения, конфликты и пересечения между национально-государственными единствами и акторами, с одной стороны, и транснациональными акторами, идентичностями, социальными пространствами, ситуациями и процессами-с другой» [13;11]. Вследствие нового вида соотношений возникает «общество риска», где все взаимосвязаны и взаимозависимы и малейшие нарушение равновесия грозит необратимыми последствиями. В глобальном «обществе риска» положение отдельного человека становиться всё более нестабильным, что усиливает индивидуализм. Но этот индивидуализм сочетается с подчинением «структурному подчинению» и всеобщей «стандартизации» [13;4]. Это подход традиционно носит название теории «постмодерна»-перехода от одного типа общества к другому, в данном случае от модерна к постмодерну. Необходимо отметить, что под индивидуализацией понимается прогрессирующее ослабление связей личности с определенной социальной средой. Глобализация не понимается как причина индивидуализации: глобализационные процессы служат скорее катализатором этого явления.

В рамках данного направления действуют теории, связанные с возникновением нового глобального сообщества. Такую теорию, например, выдвигают авторы сборника «Modernity and Future». Глобализация рассматривается катализатор компрессии пространственно-временных связей и их «разнесения» [39;28]. Представитель данного направления профессор социологии Кембриджа Энтони Гидденс говорит, что глобализация – это не столько экономический феномен…в действительности это трансформация времени и пространства, «действие на расстоянии», причем связанное с массовыми транспортными перевозками и развитием средств глобальной связи. Это – трансформация контекста социального опыта [28;104]. Гидденс считает, что глобализация связана с постмодерном и постиндустриализмом, что означает распад нынешних общезначимых социальных ценностей.

Одной из последних концепций глобализации является концепция «открытого будущего». Её сторонники говорят о демократической глобализации по горизонтали, на основе бесчисленно разнообразных самодеятельных инициатив, связывающих народы узами кооперации и интеграции перед лицом общих проблем и вызовов [35;330]. Иначе её определяют как глобализацию «снизу», выраженную в беспрецедентных контактах, взаимодействии между индивидами, группами, организациями, в кристаллизации нового общественного сознания на основе ценностей мира, равноправия, социальной справедливости, демократии, прав человека [6;53-54]. С этой концепцией согласуется выдвинутое антиглобалистами утверждение об альтернативной глобализации, т.е. иной, чем та, которую проводят центры наднациональной финансово-экономической власти [27;55].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.