Курсовая работа: Венская Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров
Введение
Необходимость пристального
внимания к Венской конвенции объясняется тем, что она значительно отличается от
отечественного права с точки зрения техники, используемых понятий и категорий,
их значение и роли для регулирования договорных отношений. Кроме того,
теоретическое значение исследуемой темы определяется местом, которое занимает
договор купли-продажи в системе гражданского права. Рассмотрение вопросов
купли-продажи товаров позволяет зачастую выделить такие общие для всего
договорного права явления, особенности и тенденции, которые отражают
коммерческий характер отношений сторон и которые следует учитывать в
нормотворческой деятельности.
Процедура заключения
договора прошла долгий путь эволюции от строго формализованного процесса до
заключения договора с помощью компьютерных сетей. В настоящее время практически
все правовые системы регламентируют основные этапы преддоговорного процесса –
направление оферты, ее анализ и акцепт адресатам, а также заключение договора в
процессе переговоров. Однако интенсивность такого регламентирования и круг
регулируемых отношений различается в каждой правовой семье и даже в
государствах, входящих в одну правовую семью (например, Великобритания и США).
Наименее урегулированным остался процесс переговоров сторон в ходе заключения
договора, хотя попытки регламентировать некоторые элементы переговорного
процесса наблюдается практически во всех правовых системах (например, установление
преддоговорной ответственности, юридического статуса преддоговорных отношений).
В силу этого особый интерес представляет анализ Венской конвенции ООН о
договорах международной купли-продажи товаров, в частности тех их положений,
которые касаются процедуры заключения договоров. Поскольку в разработке Венской
конвенции отразились все теории и подходы к регулированию преддоговорного
процесса, которые были выработаны каждой правовой системой. В итоге, Конвенция
представляет собой один из наиболее удачных примеров унификации построенных на
компромиссе, выработанном представителями различных правовых систем.
Обращение к изучению
правовых последствий нарушения договора международной купли-продажи товаров
обуславливается, главным образом, тем регулирующим воздействием, которое
исследуемые в рамках данной работы правовые категории оказывают на
внешнеторговую деятельность, и тем значением, которое они имеют для обеспечения
стабильности и упорядоченности международного коммерческого оборота.
Цели исследования:
Исследования процедуры
заключения договора в соответствии с Венской конвенцией;
Анализ процедуры
заключения договора в ходе переговоров как особого способа заключения договора;
Разработка, обоснование и
формулировка общетеоретических основ правовых последствий нарушения договора
международной купли-продажи;
Анализ практики
применения Венской конвенции в МКАС;
Исходя из целей были
поставлены следующие задачи:
Провести анализ норм
Венской конвенции применительно к заключению договора и последствиям нарушения;
Провести анализ судебной
практики на основе Конвенции.
Методологической основой
исследования является материалистическая диалектика. Кроме того, в работе
использованы следующие методы: исторический, формально-логический,
системно-структурного и сравнительного анализа, от общего к частному, от
частного к общему.
Основные положения,
выносимые на защиту:
Принцип безотзывности оферты
в большей степени, чем принцип отзывности оферты, соответствует требованиям
современного гражданского оборота, поскольку подтверждает адресату оферты
серьезность намерений оферента и отражает справедливое распределение рисков в
ходе преддоговорного процесса. В связи с этим в работе делается вывод о том,
что принцип безотзывности оферты (если иное не указано в самой оферте)
вытесняет принцип отзывности оферты даже в тех правовых системах, которые
исторически основывались на возможности свободного отзыва оферты.
Современный гражданский
оборот требует ускорения процедур заключения договора, в том числе путем
использования различных форм акцепта предложения заключить договор. В связи с
этим акцепт действием в настоящее время признается в качестве надлежащего
акцепта практически всеми правовыми системами. В случае, когда акцепт действием
ограничивается определенными ситуациями, в которых использование такой формы
акцепта допустимо, на практике стороны(особенно во внешнеэкономических сделках)
расценивают действия адресата оферты в качестве надлежащего акцепта. Поскольку
акцепт действием вступает в силу с момента совершения действий по исполнению
договора, нет юридической необходимости в извещении оферента о состоявшемся
акцепте, даже если в отсутствие такого извещения оферент не сможет в течение
срока для акцепта узнать о состоявшемся акцепте.
Закрепленное в Венской
конвенции право требовать исполнения от должника обязанностей при нарушении
договора представляет собой не элемент обязательства либо логическое следствие
такового, а одно из средств правовой защиты, сущность которого как раз и
проявляется в возможности для пострадавшей стороны обратиться к судебным
органам и получить решение, принуждающее именно должника к осуществлению любой
из его договорных обязанностей в натуре
Положение о том, что в
Венской конвенции в качестве критерия для определения такого ущерба от
нарушения договора международной купли-продажи товаров, на компенсацию которого
пострадавшая сторона и будет управомочиваться, закреплен только критерий
предвидения неисправной стороной характера ущерба от возможного нарушения.
Глава 1. Заключение
договора в соответствии с Венской Конвенцией ООН о договорах международной
купли-продажи товаров
1. Сфера действия, принципы
и толкование Конвенции
Принятие 11 апреля 1980
года в Вене, во дворце Ховбург, Конвенции ООН о договорах международной
купли-продажи товаров явилось кульминацией многолетних усилий по унификации
правового регулирования этого важнейшего договора, опосредующего мировой
торговый оборот.
Широкий интерес к
разработке единообразных правил, образно говоря, своего рода международного
законодательства для договоров купли-продажи формализовался в 1930 г. решением о начале нормативной работы в этом направлении, принятом Международным институтом по
унификации частного права – МИУЧП в Риме, функционировавшим в тот период под
эгидой Лиги Наций. Продолженный после Второй мировой войны, в рамках
специальной комиссии, этот процесс завершился принятием в 1964 г. в Гааге на конференции, при участии сравнительно небольшого числа государств, двух Конвенций,
к каждой из которых был приложен единообразный закон: один – о международной
купле-продаже, другой – о составлении таких договоров.
«Гаагские конвенции не
получили, однако, широкой поддержки, и когда в 1968 г. была учреждена на основе Генеральной Ассамблеи № 2205 Комиссия ООН по праву международной
торговли (ЮНСИТРАЛ), стало очевидным с самого начала ее деятельности, что
вопрос об унификации в сфере купли-продажи остается открытым»1.
Указывалось, в частности,
что документы, принятые в 1964 г., составлены, главным образом, согласно
правовым концепциям континентальных стран Западной Европы и при всей ценности
проделанной работы вряд ли универсально приемлемыми. ЮНИСТРАЛ как орган ООН,
непосредственно подчиненный Генеральной Ассамблеи ООН и имеющей своей целью
прогрессивное согласование и унификацию права международной торговли, должен
был иметь в своем численном составе (ныне – 36государств) адекватное
представительство различных географических регионов, основных экономических и
правовых систем мира, развитых и развивающихся стран (Резолюция Генеральной
Ассамблеи № 2205).
При этом
государствам-членам, избранным на определенный (6 лет) срок, предлагалось
назначить своими представителями в Комиссии лиц особенно компетентных в области
права международной торговли.
Исходя из того, что конфликты
и расхождения, возникающие в результате применения законов различных государств
по вопросам, относящимся к международной торговле, являются одним из
препятствий на путях ее развития, в частности вызывают трудности для
предпринимателей, заключающих международные коммерческие сделки, унификационная
деятельность ЮНИСТРАЛ, в том числе подготовки новых конвенций, типовых и
единообразных законов, призвана была стать одним из факторов в деле создания
условий, благоприятных для широкого развития мировой торговли.
Работа над новой
конвенцией ЮНИСТРАЛ, а затем и на конференции полномочных представителей от 62
стран и 8 международных организаций была сопряжена со значительными сложностями
в части отыскания и согласования таких решений по очень многим статьям, которые
оказывались бы приемлемыми для участников с позиции как правовых подходов,
связанных с национальными различиями в регулировании, так и понимания
практических потребностей. Немало положений явились результатом компромисса,
неизбежного в рамках многосторонних переговоров.
Венская конвенция состоит
из четырех частей: первая их них касается сферы ее применения и общих положений
(ст.1-13), вторая – заключения договоров (ст. 14-24), третья – прав и
обязанностей продавца и покупателя (ст. 25-88), четвертая – заключительных
положений (ст. 89-101).
«Конвенция, как и всякий
унифицированный акт по тому или иному частноправовому предмету, не может стать
исчерпывающим сводом правил»1.
Некоторые вопросы разработчики сознательно исключили из сферы регулирования. В
частности было решено не вносить в Конвенцию положение касательно
недействительности договора (хотя соответствующий проект был подготовлен МИУЧП)
и последствий договора в отношении права собственности на проданный товар
(ст.4); не регулирует она отношений, связанных с гарантией качества товара и
неустойкой, условия о чем часто включаются сторонами в договор; не имеется
общих коллизионных привязок. Предлагалось, что указанные вопросы могут стать
предметом отдельных специальных актов, в том числе своего рода «спутников»
Конвенции (подобно ранее подготовленной ЮНИСТРАЛ Конвенции об исковой давности
в международной купле-продаже, Нью-Йорк, 1974 г., к сожалению, пока не ратифицированной Россией).
Венская конвенция
применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие
предприятия которых находятся в разных государствах:
а) когда эти государства
являются Договаривающимися государствами; или
b) когда, согласно нормам
международного частного права, применимо право Договаривающегося государства.
Конвенция применяется не
только к договорам купли-продажи между сторонами, коммерческие предприятия
которых находятся в государствах – участниках этой Конвенции, но и в те
случаях, когда согласно нормам международного частного права будет применимо
право договаривающегося государства.
Статья 15 Конституции РФ
устанавливает «Общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».
Аналогичное положение предусмотрено и в ст. 7 ГК РФ. В соответствии с этой
нормой Конституции РФ положения Конвенции являются составной частью российского
права, и ими будут руководствоваться суды, если к отношениям сторон будет
применимо российское право. Аналогичным образом будет складываться ситуация и в
других системах права.
Таким образом, применение
Конвенции будет зависеть не от того, находятся ли коммерческие предприятия
сторон договора в странах-участницах Конвенции, а от того, право какой страны
применимо к их отношениям.
«В практике МКАС
Конвенция довольно часто применяется в силу п.1 «В» ст.1. Как явствует из
опубликованной практики за 1998 г., из 34 дел, в которых применялась Конвенция,
решения по 11 из них базировались на п.1 «В» ст. 1»1.
В силу принципа автономии
воли сторон, признаваемого в международном частном праве, стороны договора
могут по своему усмотрению избрать право страны, которой будут определяться их
права и обязанности. Чаще всего ими избирается право страны одного из
участников договора. И если эта страна является участницей Конвенции, то ее
положения будут применяться к договору купли-продажи, несмотря на то, что
коммерческое предприятие другого контрагента находится в государстве, не
участвующем в конвенции.
Это нашло свое отражение,
в частности, в решении МКАС от 11.04.1997 г. по делу № 220/1996 по иску
английской фирмы к российской организации. Констатировав, что представители
сторон в арбитражном заседании пришли к соглашению о выборе в качестве
применимых к данному спору норм российского права, МКАС отметил, что составной
частью российского права является Конвенция и в силу ее п.1 «В» ст.1 она
применима к данному спору, несмотря на то, что коммерческое предприятие истца
находится в государстве, которое в Конвенции не участвует. Противоположный
результат был в том случае, если стороны этого спора в качестве применимого
избрали бы право Великобритании.
Применение Конвенции
возможно и в тех случаях, когда коммерческое предприятие обоих участников
договора не находятся в договаривающихся государствах, но договорились о
применении права третьей страны-участницы Конвенции.
Говоря о применении
Конвенции на основании п. 1 «В» ст.1, нужно иметь ввиду, что некоторые
государства-участники, опираясь на ст.95 Конвенции, сделали заявление о том,
что они не будут связаны положениями п.1 «В» ст. 1. Такие заявления были
сделаны, в частности, Китаем и США. Следовательно, если контрагенты условятся о
применении к их отношениям права Китая или США, то применении Конвенции будет
исключено.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|