1.
Правовая основа
деятельности ОФСБ.
Законодательные н.п.а.:
1.
Конституция: Ст. 10, Ст. 71, Ст.
78
2.
ФКЗ
-
«О Правительстве»
3.
ФЗ, ЗРФ
-
ЗРФ «О безопасности» № 2446-1 от
05.03.95
-
ФЗ «Об ОФСБ в РФ» № 40-ФЗ от
03.04.95
-
ФЗ «Об оперативно – розыскной
деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.95
-
ЗРФ «О гос. тайне» от 21.06.93
-
ФЗ «О терроризме»
-
ФЗ «О внешней разведке» от
10.01.96
-
ФЗ «О гос. охране»
-
ЗРФ «О гос. границе»
-
Уголовный кодекс РФ
-
Уголовно – процессуальный кодекс
РФ
Подзаконные акты:
1.Указы
Президента:
-
О системе федеральных органов
исполнительной власти
-
О структуре федеральных органов
исполнительной власти
-
Об утверждении концепции
национальной безопасности
-
Об утверждении положения о ОФСБ и
ее структуры
2.Постановления
Правительства:
-
№ 333 «О лицензировании отдельных
видов деятельности»
-
№ 1050 «О порядке допуска к
сведениям, составляющим гос. тайну»
3.Ведомственные
н.п.а.
-
приказы №055 «О порядке работы с
секретными документами»
-
указания
2.
Система ОФСБ.
Система
ОФСБ – единая, централизованная система которую входят:
-
ФСБ РФ
-
Управления (отделы) ФСБ РФ в
вооруженных силах, войсках, иных формированиях, а также в их органах управления
(органы безопасности в войсках)
3.
Принципы деятельности
-
Общие (определенные всеми н.п.а. о
безопасности:
· законность
· уважение и соблюдение прав и свобод человека и
гражданина
· гуманизма
-
Отраслевые (по ФЗ «Об ОФСБ в РФ)
· Единство системы ОФСБ и централизация управления ими
· Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и
средств деятельности
4.
Цели деятельности
- Обеспечение безопасности РФ
5.
Задачи и функции
-
КРД
-
Борьба с преступностью
-
Разведывательная деятельность
Исследовав
правовое положение ФСБ можно сделать вывод, что это орган исполнительной
власти, наделенный отдельными функциями спецслужбы и правоохранительного
органа.
Тема: Компетенция органов как важнейший
элемент их правового статуса
I.
Понятие компетенции
II.
Факторы, влияющие на компетенцию
III.
Обязанности
IV.
Права
I.
Понятие компетенции
Цель – значение или задача, цель конкретизируется в
задачах, задачи выполняются на практике посредством функций, для осуществления
функций создается система (структура), структура определяет компетенцию.
Компетенция
– совокупность обязанностей и прав,
вытекающих из задач.
Обязанности
– это мера должного поведения
Право
– это мера возможного поведения
Компетенция
– это важнейший элемент правового положения гос. органа.
Правовое
положение гос. органа – совокупность
взаимных прав и обязанностей, юридически значимых характеристик, определяющих
место и роль это органа в системе механизма государства.
Исходной
базой для определения правового положения гос. органа является
правосубъектность. Содержание правосубъектности входит в состав существующих
правоотношений.
Правовое
положение ó Правовой статус ó Правосубъектность
В
статусе выделяются следующие элементы:
1.
Цель (назначение)
Конечное
намерение достичь чего – либо; идеальный результат деятельности; глобальная
задача.
2.
Задача
То,
что требует исполнения решения
3.
Функции
Работа,
производимая органами; направление деятельности
4.
Компетенция
Это
сугубо юридическая категория, важнейший элемент гос. органа, полномочия, права
гос. органа.
5.
Принципы организации и
деятельности
Это
правовая категория, это правило, которое не терпит исключений
6.
Виды контроля и надзора
7.
Формы и методы координации и
взаимодействия
8.
Система и структура
II.
Факторы, влияющие на
компетенцию.
Факторы,
влияющие на компетенцию – это
совокупность причин и условий, определяющих направления движения к какой – либо
цели.
Виды:
1.
Внутренние и внешние:
-
политические
-
экономические
-
социальные
2.
Субъективные и объективные
Предмет
ведения гос. органа – сфера
деятельности органа (цели, задачи, функции)
III.
Обязанности и права ФСБ РФ
Обязанности:
В сфере КРД и РД:
1.
выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность
специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,
направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
2.
добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности
Российской Федерации, повышения ее экономического, научно - технического и
оборонного потенциала;
3.
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах
Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних
войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войсках Федерального
агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской
Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской
обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах
управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой
полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных
органах Российской Федерации;
4.
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного
комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных
городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также
безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
5.
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации;
6.
проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации
мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской
Федерации за ее пределами;
7.
осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными
войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны Государственной
границы Российской Федерации;
8.
обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность
представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
9.
участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными
органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской
Федерации общественно - политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
В
сфере административной деятельности:
1. информировать Президента Российской Федерации,
Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные
органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов
Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
2. участвовать в разработке и реализации мер по защите
сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за
обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в
государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях
и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке
осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим
государственную тайну;
3. осуществлять регистрацию и централизованный учет
радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на
территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных
средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации,
а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в
противоправных целях;
4. участвовать в соответствии с законодательством
Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство
Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской
Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и
лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
5. поддерживать мобилизационную готовность органов
федеральной службы безопасности;
6. осуществлять подготовку кадров для органов
федеральной службы безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации.
В
уголовно – правовой сфере:
1. выявлять, предупреждать и пресекать преступления,
дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством
Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;
осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в
их совершении;
2. выявлять, предупреждать и пресекать акты
терроризма;
3. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с
другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным
оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных
вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных
объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного
строя Российской Федерации;
Права
В
сфере КРД и РД:
1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения
сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
2. осуществлять проникновение в специальные службы и
организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную
деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской
Федерации, а также в преступные группы;
3. осуществлять внешние сношения со специальными
службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с
ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и
иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности
и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности
Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих
полномочий международные договоры Российской Федерации;
4. направлять официальных представителей органов
федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со
специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в
целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;
5. осуществлять меры по обеспечению собственной
безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и
организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с
использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы
безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;
В
сфере административной деятельности:
1. осуществлять шифровальные работы в органах
федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима
секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных
подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской
Федерации, находящихся за ее пределами);
2. использовать в служебных целях средства связи,
принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в
неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и
организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской
Федерации;
3. использовать в случаях, не терпящих отлагательства,
транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям
независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за
исключением транспортных средств, которые законодательством Российской
Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения
преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или
подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной
медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту
происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной
службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо
причиненный ущерб; (в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ) (см.
текст в предыдущей редакции)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|