Реферат: Личные права и свободы человека России
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
5
|
|
|
|
|
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
|
6
|
1.1.
Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина
|
6
|
1.2. Современное содержание прав и свобод человека и
гражданина
|
14
|
1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и
гражданина
|
19
|
|
|
2.
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
|
25
|
2.1. Право на жизнь и достоинство личности
|
26
|
2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность
|
32
|
2.3. Право на частную жизнь
|
34
|
2.4. Неприкосновенность жилища
|
38
|
2.5. Национальная принадлежность
|
39
|
2.6. Свобода передвижений и места жительства
|
42
|
2.7. Свобода совести и вероисповедания
|
51
|
2.8. Свобода мысли и слова
|
55
|
|
|
3.
ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
|
59
|
3.1. Общие гарантии прав и свобод
человека и гражданина
|
60
|
3.2. Конституционные гарантии
правосудия
|
65
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
73
|
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
|
80
|
ВВЕДЕНИЕ
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений
государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели
в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности,
демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во
многом они определялись также властью, законами, правящими классами.
Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы
и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно
развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны,
признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет
всех. Подобный баланс как раз зависит от того, каким образом построено
взаимодействие права и личности. Поэтому изучение данной темы не перестает
волновать ученых, юристов, государственных деятелей и актуально и в наши дни.
Кроме того, сегодня высокоразвитые страны и народы,
мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве
универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора
устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому
магистральному пути.
Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание,
соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного
государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права
личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий,
а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это
нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение
личностных прав и свобод человека особо значимо.
Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила права человека как приоритетные
и наиболее значимые ценности, признала необходимость придерживаться в данной
области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных
актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о
гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав
и основных свобод (1950) и др.
Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит
принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая
органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства,
касающегося личности.
Таким образом, проблема личностных прав и свобод человека и гражданина
является в современном мире сложной и многоплановой, имеет множество аспектов,
а, следовательно, требует научной оценки.
Актуальность изучения
данной темы определяется тем, что в современном демократическом государстве
личные права и свободы человека и граждана представляют собой важнейший
политико-юридический и социальный институт, выступающий мерилом достижений
общества, его «визитной карточкой». Конституция России признает права и
свободы человека высшей ценностью, которой все остальные о6щественные ценности
не могут противоречить.
Объектом исследования являются личные права и
свободы человека и гражданина.
Предмет – общественные отношения, регулирующие
права и свободы человека и гражданина.
Целью исследования выступает исследование
института личных прав и свобод человека и гражданина. Данную цель
предполагается достичь путем последовательного решения следующих задач.
Во-первых, дать общую характеристику прав и
свод человека и гражданина в целом.
Во-вторых, изучить и проанализировать институт личных прав и свобод
человека и гражданина.
В-третьих, рассмотреть
гарантии и защиту личных прав и свобод.
Методологической
и теоретической основой написания дипломной работы являются учебные пособия и труды
отечественных и зарубежных ученых и специалистов, нормативно-правовые акты,
периодические издания.
При написании работы
использовались следующие методы исследования проблемы:сравнительный,
анализа, синтеза, системный, диалектический и логический.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
Права
человека сформировались как следствие многочисленных исторических причин,
которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической
потребностыо человеческого существа в свободном использовании имеющихся у него
возможностей (выбирать профессию, место жительства и т.д.). Поэтому прежде чем
приступить к рассмотрению общей характеристики прав и свобод человека и
гражданина, представляется необходимым изучить исторический аспект данной
проблемы.
1.1. Исторический аспект проблемы прав и свобод
человека и гражданина
Осознание
исключительности человека прослеживается уже в средневековых толкованиях
текстов священного писания: в отличие от животных, человек - моральное
существо, заключившее «завет с Богом». В эпоху просвещения особенностью
индивида стал признаваться разум. Американский философ диана Т. Майерс в
одной из своих работ утверждала, что отличительной особенностыь людей является
способность к моральным действиям: лишь они имеют представление о моральных
поступках, делают базирующиеся на моральных ценностях выводы и заключения и,
самое главное, способны нести груз моральной ответственности. Дианой Т. Майерс
6ыла высказана также идея о том, что права людей на жизнь, свободу, должное с
ними обращение и удовлетворение естественных потребностей неотчуждаемы,
поскольку в противном случае социум как моральное сообщество не смог бы
существовать[1]. Эта концепция
в некоторой степени обобщает большинство известных на сегодняшний день теорий.
Рассматриваемое
понятие возникло не только как результат потребности человека в самореализаиии
(например, потпебности свободно выбрать род занптий), но и как некая защита от
государственной тайны, исторический прообраз которой относится к IV-III тысячелетий)
до н.э. Раннеклассовые города-государстства базировались на подчинении многих
немногим, слабых -сильным. Господствовали многовековые обычаи и традиции, из
поколения в поколение передавались секреты обрядов и покорность вождям.
В
результате перехода от присваивающей экономики к производящей и последовавшего
за этим демографического взрыва начали появляться многочисленные цивилизации.
Прогрессивные формы земледелия (подсечно-огневое, поливное, неполивное и
ирригационное) вели к усложнению производства, формированию новых
управленческих функций в обществе, становлению нового типа трудовой
деятельности, связанной с производством пищи, и к необходимости
регламентировать хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла
необходимость учитывать трудовой вклад каждого члена общества. Зачатки экономики
привели к дальнейшему разделению труда, появлению классов: управляющих,
надсмотрщиков, рдбочих. Тогда же зарождаются основные признаки государства,
устанавливаются общие жесткие правила поведения, обязанности, дозволения и
запреты (табу). До неолитической революции существовали нерасчлененные
специфические нормы первобытного общества, которые известный исследователь
первобытности и этнограф А.И.Першиц назвал мононормами[2]. Это - и не
право, и не мораль, поскольку их исполнение обеспечивалось не только
общественным порицанием, но и наказанием на основе фиксированных санкций.
Мононормы не давали преимуществ никому из членов рода, закрепляли
первобытное равенство, суть которого состояла в одинаковом для всех отсутствии
свободы, в поглощении личности сообществом, в жестокой регламентации жизни
каждого, в консервативности связей между членами родл. «нормативная
избыточность» свойственна обществам с относительно бедной культурой, для
которых важнейшая задача - поддержание равновесия, социостаза.
Появление
мононорм стало признаком выхода человечества из животного царства. Через
освоение мононорм культивировались формы поведения, необходимые для
дальнейшего прогресса. люди на практике убеждались в полезности и
целесообразности определенных правил, запретов, предписаний. на этапе распада
первобьино общинного строя, в эпоху классообразования, возникли нормы права.
Однако эти нормы и права человека - явления разновременные.
Во
многих регионах мира правовые системы формировались в связи со значительным
общественным разделением труда, ростом его производительности. с появлением избыточного
продукта общественное богатство сосредоточилось в руках уже сформировавшейся
привилегированной верхушки, управлявшей преимущественно методами насилия и принуждения.
Люди видели в представителях власти ставленников Бога на земле либо владык,
требовавших беспрекословного подчинения. Почему же права человека зарождались
намного позже права вообще? Попробуем подойти к этому вопросу с исторической точки зрения. Современный каталог
прав, зафиксированный в международных документах и конституциях, результат
длительного становления эталонов и стандартов современного демократического
общеава. Поворотным этапом в формировании этих стандартов стали буржуазно-демократические
революции XVII-XVIII веков, выдвинувшие принципы свободы и
формального равенства. Именно тогда права человека «обрели самостоятельность»
и начали оказывать ощутимое влияние на государство, поскольку явились
ограничителями его всевластия, способствуя установлению демократического
взаимодействия между властью и индивидом, несмевшим прежде тягаться с государственной
машиной и ее бюрократическим аппаратом.
Зарождение
идеи прав человека в V-VI вв. до н.э. в древних полисах
(афинах, риме), возникновение принципа гражданства явилось шагом на пути к
свободе и прогрессу. неравномерность распределения прав между классами и
сословиями (а то и полное лишение прав, если говорить о рабах) 6ыла неизбежна.
Каждая новая ступень развития государства добавляла новые качества
зародившемуся понятию права человека, распространяла их на более широкий круг
субъектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|