Таким образом, гражданство проявляется как
взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью.
Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его
и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать
законы и другие предписания государства и выполнять установленные им
обязанности. На основании ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство
иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным
законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства
иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от
обязанностей, вытекающих из российского гражданства.
Связь политических прав с гражданством может создать впечатление, что
они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся к
естественным правам гражданина. Однако, это не так. Естественный характер прав
гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ
(ст. 3 Конституции РФ). Государство признает, соблюдает и защищает
политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2
Конституции РФ). Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические
права и свободы, является право граждан участвовать в управлении делами
государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано каждому гражданину,
осуществляется в различных формах как, непосредственно, так и через своих
представителей. Непосредственные формы реализации рассматриваемого права -
это: участие граждан в референдуме - всенародном голосовании по важнейшим
вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной
власти и органы местного самоуправления и т.д.
Примечательно, что многие формы участия граждан в управлении делами
государства в настоящее время не используются эффективно. Показательны в этой
связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов
государственной власти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к
деятельности избранного ими депутата, к участию в различного рода общественных
формированиях. Представляется, что причина низкой правовой и политической
активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных
причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший
взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их неверие в
новые ценности.
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют
социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как
собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны
обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые
потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам,
закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской деятельности;
право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на
труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное
обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную
окружающую среду; право на образование; свобода литературного,
художественного, научного, технического и других видов творчества,
преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44). Приведенный
перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам многих отечественных
и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит необходимого механизма
реализации.
2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
Личные
(гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и
автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую
защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая
основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить
приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.
Эта
категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в
определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может
быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так
называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида,
призваны юридически защитить пространство действия частных интересов,
гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации
личности.
Ha различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать
человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в
дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассивной
обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы
личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав и свобод
индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу
личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее
ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия
для реализации прав и свобод человека. Такая позиция, распространенная во
второй половине XX в., нашла выражение, властности, в решениях Европейского
суда по правам человека.
К
личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь и
достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также
неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства;
свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения. По
существу, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности,
выражая гуманистические принципы всякого демократически организованного
общества. Целью данной главы выступает изучение и анализ особенностей личных
прав и свобод человека и гражданина.
2.1.
Право на жизнь и достоинство личности
Право
на жизнь. Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах
человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право
человека, охраняемое законом[25]. Никто не
может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под
влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание
для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в
конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.
Право
на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней
политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.)
провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения
вооруженной силы как средства разрешения международных споров[26]. Правовое
государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых
посягательств, но строго регламентирует использование регулярной армии на
своей территории и за рубежом, поскольку это ведет к гибели как мирного
населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь
в Конституции РФ нет.
В
мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства - это
безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано
организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими
акциями. Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения и, в
частности, предупреждения детской смертности; охраны от несчастных случаев на
производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной
безопасности и др. Например, ст. 34 Федерального закона о пожарной безопасности
от 21 декабря 1994 г. устанавливает: «Граждане имеют право на защиту их жизни,
здоровья и имущества в случае пожара».
Особое
значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке Конституции ряд
общественных и религиозных организаций настаивали на конституционном запрещении
смертной казни, как это сделано в ряде стран[27]. Религиозный
подход основывается на недопустимости вмешательства людей в исключительное
право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у человека. В полной мере эти
общедемократические соображения не были восприняты, но перспектива отмены
смертной казни в Конституции все же обозначена («впредь до ее отмены»). В то же
время введено несколько гарантий против ее произвольного применения:
1)
смертная казнь должна устанавливаться только федеральным законом;
2)
смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера наказания, т. е.
иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный срок с тем, чтобы суд
всегда имел возможность выбора меры наказания;
3)
смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления против
жизни (т. е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах,
за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей);
4)
при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на рассмотрение его
дела судом с участием присяжных заседателей.
Эти
гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны, с точки зрения М.В.
Баглай, «исключить опасность непоправимой судебной ошибки»[28].
В
связи со вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об отмене
смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от 28 апреля
1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Однако в
условиях роста преступности все органы государственной власти пришли к выводу
о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и осуществлении поэтапного
сокращения ее применения. В Уголовном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января
1997 г., составы преступления, предусматривающие смертную казнь, сокращены с
28 до 5 (умышленное убийство, террористический акт и др.). Смертная казнь по
ряду составов преступления заменена пожизненным заключением. На исполнение
приговоров о смертной казни был установлен мораторий.
Однако
все эти меры не устранили неравенства граждан, в отношении которых смертные
приговоры выносились в одних случаях судом присяжных, как это четко требует ст.
20 Конституции РФ, а в других - судами без привлечения суда присяжных.
Неравенство возникает из-за того, что суды присяжных созданы только в 9
субъектах РФ.
В
связи с этим Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1999 г.
обратил внимание Федерального Собрания на то, что после принятия в 1993 г.
Конституции оно располагало достаточным временем для выполнения предписаний ст.
20, и признал, что «с момента вступления в силу настоящего постановления и до
введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на
всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение
которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания
установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием
присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может
независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей,
коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и
двух народных заседателей».
Достоинство
личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать
других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство
и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в
активного субъекта правового государства. Это государство дает человеку право
на самооценку, «самоопределение» и охраняет его выбор жизненных ценностей.
Достоинство
конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение
государства. Поэтому можно сказать, что в наиболее общей форме цель государства
состоит в охране человеческого достоинства. Таким образом, когда говорят, что
«государство должно служить народу», то это в первую очередь означает, что
государство должно обеспечить защиту достоинства каждого человека. Не
случайно многие конституции мира закрепляют принцип достоинства человека в
одной «связке» с народным суверенитетом и основными обязанностями государства
(ФРГ, Греция, Португалия и др.)[29]. Достоинство,
если оно надлежащим образом защищено, - это опора демократии и правовой
государственности. Если общество не признает и не защищает достоинство
отдельного человека, то никакие юридические, экономические и политические меры
не обеспечат прочный культурный и этический фундамент общества.
Современный
немецкий юрист П. Хеберле пишет: «О содержании понятия «достоинство человека»
можно говорить применительно ко всей его жизни - от рождения до смерти. Но в
ряде случаев этот конституционный принцип действует даже до и после упомянутых
событий. Примерами могут служить защита личного достоинства умершего и дискуссия
о правах плода во чреве матери»[30].
Конституция
РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: «Ничто не
может быть основанием для его умаления». В самом тексте ст. 21 этот принцип
дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или
унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без
добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты
достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь,
неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго
имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного
проникновения в жилище и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|