на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Личные права и свободы человека России

Для государства, для общества значимость конституционно за­крепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализа­ция этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Само существование государства, общества обеспечивается со­вокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятель­ности - политической, экономической, духовной. Так, без реали­зации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.

Поэтому основные права и свободы не только признаются госу­дарством именно в Конституции, но и защищаются им как необхо­димое условие его существования. Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 Конституции).

Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы заключаются в следующем. Статья 17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуж­даемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.

Особые юридические свойства основных прав и свобод человека и гражданина, спе­цифика их реализации состоят в том, что эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами[17]. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, за­крепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения - на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому ос­новные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляют­ся за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражда­нином[18]. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливае­мые нормами не конституционного, а других отраслей права, увя­зываются с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой пло­щади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.;

в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основ­ным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономи­ческих предпосылок. Основные права и свободы гражданина Рос­сийской Федерации отличаются от других прав и свобод основа­нием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это сви­детельствует о том, что основные права и свободы выражают глав­ные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его право­вого статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой граж­данства;

г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие Права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в кон­кретном правоотношении. Основные же права и свободы выступа­ют в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника пра­воотношения;

д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фик­сируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции;

е) обеспечиваются повышенной правовой охраной:

1)           конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть из­менены в рамках действующей Конституции, без принятия новой;

2)           граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки кон­ституционности закона, примененного или подлежащего примене­нию 'в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан;

3)           в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19 «Преступле­ния против конституционных прав и свобод человека и граждани­на»; Административный Кодекс РФ предусматривает административную ответственность за пра­вонарушения, посягающие на права граждан (в том Числе и кон­ституционные).

Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформули­ровано следующим образом.: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих слу­чаях в силу его гражданства), защищаемые государством и со­ставляющие ядро правового статуса личности.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную воз­можность каждого избирать вид и меру своего поведения как чело­века, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с таки­ми правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее само­стоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, на­учного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то поло­жительные действия, услуги со стороны государства или правомо­чия человека на участие в деятельности определенных обществен­но-политических, хозяйственных структур.

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и граждани­на» включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой опреде­ленную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; поли­тические; социально-экономические. Поэтому далее представляется необходимым рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.

1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в наци­ональных правовых системах, в том числе российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаи­мосвязь.

В историческом контексте современные исследователи выде­ляют три поколения прав: первое - это политические, граждан­ские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных Декла­рациях (американской, английской, французской); второе - со­циально-экономические права, возникшие под влиянием социа­листических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отраже­ние в соответствующих документах ООН; третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопре­деление, территориальную целостность, суверенитет, избавле­ние от колониального угнетения, достойную жизнь и т.д.)[19].

Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в раз­витии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

В отечественной юридической литературе кон­цепция иерархии прав по степени их значимости подвергнута справедливой критике. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономичес­ких прав», попытки объявить их «социалистическим изобретени­ем», неизвестным «цивилизованным странам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода является оттес­нение социально-экономических прав на второй план как прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему разряду»[20].

Однако, такое противопоставле­ние прав вряд ли оправдано - все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сей­час российские граждане на себе почувствовали значимость мно­гих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются «несо­циалистические» отношения.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. не рассматривает их как «второстепенные». Так что искусственное создание некоего «антагонизма» между различными категориями прав несостоятельно.

Конституционные права и свободы принято условно класси­фицировать на три группы: личные, политические, социально-эко­номические. Далее представляется необходимым дать характеристику только второй и третей группам, т.к. личные права права и свободы человека  и гражданина будут будут более детально изучены и проанализированы во второй главе.

Особенности политических прав и свобод состоят в том, что они свя­заны с обладанием гражданством государства. Это различие фик­сирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические - «гражданам». Послед­ние нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин - это лицо, обладающее устой­чивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное под­тверждается содержанием ст. 31-33 Конституции РФ.

Гражданство возникает по рожде­нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государ­ство оказывает покровительство и защиту своим гражданам, на­ходящимся за его пределами. Эти положения содержатся в Дек­ларации прав и свобод человека Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими, регулируются Зако­нами о гражданстве. Федеральный закон «О гражданстве Рос­сийской Федерации» (далее - Закон) вступил в силу с 1 июля 2002 г. вступил в силу[21]. Его принятие вызвало политичес­кие и юридические дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека в государстве, его взаимоотношения с по­следним. В институте гражданства отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и психологи­ческие связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством.

С точки зрения М. Варлен, несомненным достижением Закона является норма о соотношении национально­го законодательства и международных договоров России,что развивает положе­ние ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[22]. Государ­ство, действуя во исполнение своих меж­дународно-правовых обязательств, наде­ляет человека, находящегося в пределах его юрисдикции,определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой че­ловек может воспользоваться преимуще­ствами, вытекающими из норм междуна­родного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнан­ные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданст­ва, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают пра­вовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.

Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важное значение для построения систе­мы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Однако некоторые вопросы - условия приобретения гражданства (законный источник средств к существованию, знание русского языка), а также порядок подачи заявлений по вопросам граждан­ства - требуют детальной регламентации. Поэтому Законом предусматривается принятие положения о порядке рассмот­рения вопросов гражданства, которое будет утверждено Президентом Россий­ской Федерации. В положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения и прекращения гражданства, с целью единообразного исполнения закона всеми органами и должностными лицами. Так же как регла­ментируется порядок выдачи иностран­ным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание[23] и вида на жительство[24]. Тем самым будут защищены права российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, на­ходящихся на территории Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.