на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Правоотношения ОВД

·    По связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на действия и события.

 Действия - это факты, связанные с  волей участников правоотношений. Они бывают правомерными (соответствующими праву) и неправомерными (противо­речащими праву), т.е. правонарушениями.

 Правомерные юридические факты делятся в свою очередь на юридические акты и юридические поступки. Юридический акт — такое правомерное действие, которое совершается с намерением породить юридиче­ские последствия. Подавляющее большинство юридиче­ских фактов являются юридическими актами, т.е. преднамеренно направлены на возникновение, измене­ние или прекращение правоотношений. Это и граждан­ско-правовые сделки (дарение, купля-продажа и др.), это и веление государственных органов, должностных лиц и пр. Юридический поступок — это такое правомерное действие, которое совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возни­кают в силу указания закона. Юридические последствия наступают в силу самого действия, которое законом признается значимым. Примером заключение фиктивного брака, если в нем родились дети. Заключенный без намерения создать реальную семью, а с целью, например, получить прописку, уклониться от распределения по окончании вуза, получить жилплощадь, он порождает, в случае рождения детей, все юридические обязанности, связанные с содержанием и воспитанием детей.

События — это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Важно, что с волей людей события могут быть связаны, а не связаны они именно с волей участников данного конкретного правоотношения, того отношения, предпосылкой которого выступает юридический факт.

Различают относительные и абсолютные события:

·    Относительные события - это такие факты, проис­хождение которых связано с волей людей, хотя эти люди  к  данному  возникающему  правоотношению отношения не имеют.

·    Абсолютные события — это факты, происхождение которых вообще не связано с волей человека (наводнение, стихийное бедствие).

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юри­дических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность: Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых по­следствий, предусмотренных нормой (возникновение, изменение или прекращение правоотношения), называ­ется фактическим (юридическим) составом. ( например для зачисления в высшее учебное заведение необ­ходимы общее среднее образование, успешная сдача абитуриентом вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в вуз.)[6]

Фактический состав делится на завер­шенные и незавершенные составы.

·    Завершенные составы понимаются составы, в которых  процесс накопления  юридических  фактов закончен, и правовые последствия наступят или могут наступить.

·    В незавершенном составе процесс накопле­ния фактов, необходимых для наступления юридиче­ских последствий, не закончен. Каждый из таких уже наличных фактов "сработает" тогда, когда появится последний, завершающий факт.

В зависимости от того, к какой отрасли права относятся входящие в состав факты, следует различать простые и сложные фактические составы.

·    Простой фактический состав включает факты, относящиеся к одной  и той же отрасли  права (или отрасли законодательства).

·    Сложный фактический состав наоборот включает факты, относящиеся к различным отраслям права.

          Итак, юридические факты, предусматриваемые, как правило, в гипотезах правовых норм, служат одной из необходимых юридических предпосылок возникновения (а также изменения и прекращения) правоотношений. Если нормы права и правоспособные субъекты права составляют общие предпосылки правоотношений, то непосредственной предпосылкой, влекущей с неизбежностью возникновения конкретного правоотношения, выступают юридические факты (чаще их совокупность, образующая сложный состав).

          Только при наличии всех указанных юридических предпосылок может быть соблюдена законность.


4. Органы внутренних дел как субъекты правоотношений.

          Нормами права подлежат регулированию все те общественные отношения, которые затрагивают интересы общества, государства и которые требуют государственного обеспечения. Поэтому деятельность органов государства, их взаимодействие с гражданами, другими органами государства и организациями находятся в сфере правового регулирования. Так, нормами права урегулированы организация органов внутренних дел, их повседневная деятельность по охране общественного порядка. Структура и иерархия органов внутренних дел, их компетенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности строго регламентированы нормативными актами. Нормативные акты закрепляют соотношение между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь и взаимодействие с другими органами государства, а также общественными организациями и гражданами. Нормативная регламентация организации служб органов внутренних дел составляет основу законности и функционирования.

          Однако не только организации, но и повседневная деятельность органов внутренних дел, милиции урегулированы правовыми нормами и основаны на законности. В ходе издания тех или иных конкретных правовых актов, например в разрешительной системе, в патрульно-постовой службе милиции, осуществлении паспортной системы и в особенности при привлечении к ответственности правонарушителей, работники милиции вступают в различные правоотношения, в рамках которых они должны строго соблюдать требования законности. Раскрывая значения соблюдения законности в деятельности милиции, всегда важно учитывать два аспекта этого вопроса. Во-первых, милиция призвана обеспечивать соблюдение законности гражданами, учреждениями, общественными организациями и т. д. в той области, которая входит в сферу деятельности милиции. Во-вторых, сотрудники милиции в пределах своей компетенции вступают в различные правоотношения с гражданами, организациями. В процессе осуществления служебных прав и обязанностей каждый работник милиции должен действовать строго в соответствии с нормативными предписаниями.

          Все правовые формы деятельности милиции (и прежде всего правоотношения ) должны соответствовать правовым нормам. Только в этих случаях их деятельность будет законной. В свою очередь правовой будет лишь такая форма деятельности (такое отношение), которое предусмотрена юридической нормой. Это означает, что фактические отношения, складывающиеся между работниками милиции и гражданами ( или другими субъектами права), не предусмотренные нормами права, могут иметь важное практическое значение, они будут иметь моральный или иной социальный характер, но правовыми не являются. Этот момент важно иметь в виду,  ибо лишь правовые отношения влекут за собой определенные правовые последствия, защищаются государством - в случаях нарушения сторонами правоотношения своих юридических обязанностей потерпевшая сторона может обратиться к государству ( в лице определенных органов ) для привлечения к ответственности правонарушителя.

          Итак, содержание правоотношения, поведение его сторон моделируются в правовой норме, в ее главной части - диспозиции.

          Законность правоотношений связанна не только с необходимостью выполнения сторонами своих прав и обязанностей, но и с наличием законных оснований их возникновения и развития ( юридических фактов ), а также определением причастности тех или иных лиц к данному правоотношению ( субъектов правоотношений ). Все указанные условия законности правоотношений также предопределены правовыми нормами.

          Таким образом, ближайшим основанием законности правоотношений служат правовые нормы которые предусматривают:

·    кто может быть участником правоотношения (гражданин, организация, орган государства);

·    какие обстоятельства (юридические факты) необходимы для возникновения правоотношений;

·    каково содержание взаимных прав и обязанностей участников правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность);

·    каковы последствия невыполнения сторонами правоотношений своих обязанностей ( возможность привлечения к юридической ответственности ).

          Одной из основных функций государства является осуществление законности правоотношений, эту роль выполняют органы внутренних дел.

          Органы внутренних дел в процессе своей деятельности по охране общественного порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связанно с ее функциональным назначением.

          Сотрудники органов внутренних дел, обладая властными полномочиями, вступают в правоотношения с гражданами и организациями. Между сторонами складываются, как правило, вертикальные отношения, при которых одной из сторон выступают ОВД. Взаимосвязь между их участниками представляет собой отношение власти и подчинения. Такого рода специфика присуща как внешним правоотношениям (т.е. отношениям между милицией и гражданами, организациями, учреждениями, другими органами государства, должностными лицами), возникающим в ходе обеспечения общественного порядка, так и внутренним, существующим между милицейскими подразделениями различных уровней и вышестоящими органами системы МВД.

          В деятельности ОВД возможны также правоотношения, носящие горизонтальный характер и возникающие между несоподчиненными органами. Они носят, как правило, договорный характер. Примерами могут быть правоотношения об охране объектов межведомственной сторожевой охраны, квартир граждан, об использовании труда осужденных в деятельности хозяйственных организаций и д.р. Однако договорные правоотношения не специфичны для деятельности органов внутренних дел. В этих отношениях они выступают, как правило, в качестве юридического лица, а не органа государства, осуществляющие государственно-властные функции.

Особенность деятельности ОВД состоит также в том, что она регулируется разнообразными правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права - государственного, административного, уголовно-процессуального, и др. Однако на ОВД распространяется лишь часть правовых норм указанных отраслей права, причем только тех, которые регулируют сферу охраны общественного порядка, общественного спокойствия, составляющую компетенцию ОВД. Это и обуславливает то, что ОВД вступают в разнообразные по отраслевой принадлежности правоотношения (в соответствии с различными правовыми нормами).

          Исходя из общей ( предложенной выше ) классификации правоотношений и функциональных задач ОВД, рассмотрим основные виды правоотношений различных отраслей права, в которых протекает ех деятельность:

·    Государственно-правовые отношения. Своеобразием этих отношений является то, что органы внутренних дел выступают в них в качестве подчиненной стороны. Исполнительные органы осуществляют руководство и определяют направление их работы; осуществляют контроль, организуют координацию, связь и взаимодействие по обеспечению законности и общественного порядка в деятельности подчиненных им органов управления и общественных организаций, предприятий, учреждений; издают обязательные для органов внутренних дел решения и др.

·    Административные правоотношения. Наиболее специфичны для деятельности органов внутренних дел, ибо они входят в систему исполнительно-распорядительных органов. Типичными для деятельности органов внутренних дел являются административные правоотношения властного содержания, в которых один из участников приписывает другому установленное нормой административного права обязательное для исполнения явление.

Административные правоотношения складываются в процессе осуществления органами внутренних дел службы охраны общественного порядка, паспортной, разрешительной систем, обеспечение соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов и др. Они характерны как для внешних, так и для внутренней сферы связей, в которых протекает деятельность органов внутренних дел. Особенности внешних связей состоят в том, что они, как правило являются властеотношениями, где властным субъектом выступает сотрудник органов внутренних дел. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел могут носить как регулятивный, так и правоохранительный характер. Регулятивные правоотношения связаны с решением положительных задач (например, в разрешительной системе ), правоохранительные - возникают при совершении административного правонарушения и состоят в применении административной санкции к правонарушителю. Так, нарушение гражданином правил уличного движения влечет возникновение административного охранительного правоотношения. Среди административных правоотношений можно выделить материальные и процессуальные. Последние играют важную роль в ходе привлечения правонарушителя к административной ответственности. Все виды административных правонарушений, складывающихся в ходе осуществления органами внутренних дел своих функций, пронизано требованиями законности, важнейшими из которых являются:

1.  соответствие административных правоотношений нормам права;

2.  обязательное и безусловное выполнение требования о применения о применении мер административного принуждения к лицу лишь в случаях и пределах, установленных законом, и лишь за те проступки, которые это лицо совершило;

3.  обязательное удовлетворение предусмотренных законодательством прав граждан, использование которых связано с деятельностью органов внутренних дел.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.