4. привлечение
общественности к осуществлению возложенных на органы внутренних дел задач и др.
·
уголовно-процессуальные отношения. Осуществляя
функцию охраны общественного порядка, органы внутренних дел в случае
обнаружения признаков преступления или необходимости его пресечения должны
произвести неотложные следственные действия. Им представлено право возбуждать
уголовные дела и производить по ним предварительное расследование в форме
дознания; проводить необходимые
оперативно розыскные меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их
совершивших; производить неотложные
следственные действия по делам, по которым обязательно предварительное
следствие. В ходе проведения дознания органы внутренних дел вступают в уголовно
процессуальные отношения, предусмотренные уголовно-процессуальным
законодательством. Уголовно-процессуальные отношения являются
властеотношениями, где стороной, обладающей властными полномочиями, выступает
орган дознания. При характеристике уголовно-процессуальных отношений с особой
силой следует подчеркнуть важность соблюдения требований законности, ибо ее
нарушение (незаконный обыск, выемка и др.) неизбежно влекут за собой нарушения
прав и свобод личности или других субъектов, в помещении которых произведены
незаконные обыск или выемка.
·
уголовные правоотношения. Уголовные
правоотношения бывают двух видов:
·
правоотношения
пассивного типа, характеризующиеся обязанностью всех субъектов права (граждан,
должностных лиц) соблюдать запреты, содержащиеся в нормах уголовного права.[7]
·
правоотношения
активного типа ( охранительные правоотношения ) , возникающие в связи с
совершенным преступлением.
Работники
органов внутренних дел могут быть участниками уголовных правоотношений и при
использовании ими права необходимой обороны согласно нормам уголовного права.
Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел, совершившие предусмотренные
нормами уголовного права должностные преступления, несут уголовную ответственность
и в этом смысле являются участниками уголовных правоотношений второго типа.
Наконец, осуществляя задачу охраны общественного порядка, выполняя функции
дознания по отнесенным к их компетенции видам преступления, сотрудники милиции
становятся участниками уголовных правоотношений охранительного типа, в которых
они выступают как представители государства.
·
гражданские правоотношения. В
процессе осуществления задач по охране государственной собственности,
имущественных прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и
учреждений, а также реализации собственных имущественных интересов органы
внутренних дел вступают в гражданские правоотношения. Органы внутренних дел
вступают в специальные гражданские правоотношения, в которых являются обязательными
участниками: правоотношения по охране
квартир граждан, по охране объектов организаций и др. Органы внутренних дел
вступают в гражданские правоотношения и по защите права собственности граждан в
связи с обеспечением сохранности имущества при находках, пожарах,
наследственного имущества и др. Помимо этого органы внутренних дел участвуют в
гражданско-правовых отношениях по защите права собственности в связи с
восстановлением нарушенных имущественных прав организаций и граждан, обеспечению
возврата похищенных вещей. В этих случаях гражданско-правовые отношения возникают
параллельно с применением органами внутренних дел уголовного, уголовно процессуального,
административного права. Такая ситуация возникает в ходе осуществления дознания
по таким преступлениям, как хищение, угон автомототранспортных средств, а также
в случаях взыскания неосновательно приобретенного имущества, в связи с восстановление
правомочий собственника и др.
Рассмотрение общих черт, характеризующих
правоотношения, складывающиеся в деятельности органов внутренних дел, а также
основных видов этих правоотношений позволяет подчеркнуть следующие важные
положения:
·
специфика
функционального назначения милиции, ее компетенция предопределяет многообразие
правоотношений, в которые они вступают;
·
характеристика
правовых норм деятельности органов внутренних дел, конкретизация требований
законности, к ней предъявляемых, возможны лишь при комплексном изучении не
только всего многообразия правоотношений, в которые вступают органы внутренних
дел, но и их взаимосвязи, переплетении.
·
главным
требованием законности, предъявляемым к правоотношению, является соответствие
его содержания положению Конституции, других законов, принципом права и предусматривающей
эти правоотношения норме определенной отросли права;
·
другим
важным требованием законности является обязательное вступление органов внутренних
дел в правоотношения, если это предписывают правовые нормы. При этом рамки
правоотношений, их содержание должны соответствовать модели, сформулированной в
предписании правовой нормы.
Заключение:
В
современном обществе важное значение приобретает творческая, координирующая,
организующая функция права, как средства управления обществом. Именно в этой
области правоотношение являются основным средством реализации нормы.
Исследование общих, наиболее важных аспектов правоотношения, его структуры,
динамики на современном этапе развития общества является актуальным. Одна из
основных целей исследования - раскрыть природу данного явления общественной
жизни, показать его место в системе научного управления обществом, наметить
возможности практического применения результатов исследования.
В
настоящее время в теории ряда отраслевых правовых наук широкое внимание уделяется
изучению правоотношений в соответствующих областях правового регулирования.
Такие исследования имеют и теоретическое и практическое значение. Органическая
связь теории права и государства и теории отраслевых правовых наук в
исследовании общих черт правоотношений в различных областях жизни общества
призвана способствовать совершенствованию правового регулирования общественных
отношений современного общества.
Список использованной литературы:
1.
Закон
о милиции
2.
Иванова
З. Д. Законность - основа правоотношений в деятельности милиции. Лекция. М.,
МВШМ МВД СССР, 1987
3.
Аверин
А. Объект спорного правоотношения // Российская юстиция 1994 №3 с.42
4.
Варламова
Н. В. Правоотношения: философский
и юридический подходы. // Правоведение. 1991. №4. с.44-54
5.
Халфина
Р. О. Общее учение правоотношений М., 1974.
6.
Коваленко
А. И. «Общая теория государства и
права (в вопросах и ответах)»:
учебное пособие. М.: ТЕИС, 1996
7.
Общая
теория права: учебник для юр. Вузов / под общей редакцией А.С. Пиголкина, М.: издательство
МГТУ им. М.Н. Баумуна, 95
8.
ТПГ:
учебник для вузов /под редакцией проф. Г.Н. Москова. - М.: издательство БЕК,
1996
Приложение
1:
Виды
правоотношений
|
|
|
|
|
|
|
|
В зависимости от
количества
субъектов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По отношению прав
и
обязанностей
участников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По предмету
правового
регулирования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По методу
правового регулирования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По содержанию
поведения обязанной стороны
|
|
|
|
В зависимости от
функционального назначения
|
|
[1]
Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М. 1955. С.
96
[2]
Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.
[3]
Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972. С.
77.
[4]
См.:
Философский энциклопедический словарь. М, 1983. С. 453.
[5]
Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.
[6]
См.: Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования.
Саратов, 1980. С. 37.
[7]
Прохоров В. С. Преступления и ответственность. Л, 1984. С 88-89
|