Эти «классические» положения
индивидуальной профилактики применимы для предупреждения организованной преступной
деятельности. Однако имеются особенности индивидуальной профилактики в
отношении членов организованных преступных формирований, совершающих
преступления в сфере экономики. Мероприятия индивидуально-профилактического
воздействия, осуществляемые гласным путем, как правило, не достигают желаемого
результата. Это объясняется стойкой антиобщественной ориентацией членов
организованных преступных формирований.
Мероприятия гласного характера дают положительный результат
только в случае, если направлены на создание препятствий, затрудняющих либо
исключающих реализацию преступных замыслов. Таким препятствием служит
отстранение субъекта от занимаемой должности, позволявшей коррумпированным
лицам государственных органов власти и управления оказывать содействие в функционировании
организованных преступных формирований либо прикрывать их деятельность или с
учетом выполняемых обязанностей участвовать в совершаемых организованных
преступлениях. Часто такие мероприятия проводятся в отношении служащих государственного
аппарата, которые вопреки требованиям закона занимаются предпринимательской
деятельностью либо незаконно используют служебное положение в осуществлении
коммерческой деятельности,
Индивидуально-профилактическую работу
в отношении участников организованных преступных формирований целесообразно
осуществлять с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной
деятельности. Наибольший эффект достигается в процессе ведения дел оперативного
учета в отношении подозреваемых в совершении организованных преступлений, В
результате предупредительной деятельности, имеющей стратегическое значение в
борьбе с организованной преступностью, достигается главная задача - выявляются
и устраняются факторы, порождающие это явление, без решения которой вести
борьбу в этом направлении бессмысленно,
В заключение отметим, что приоритеты
деятельности системы МВД России определяются серьезными изменениями как в сфере
борьбы с преступностью, так и в кадровой политике системы МВД России на всех ее
уровнях в связи с происходящими изменениями в нашей стране. Министр внутренних
дел Р.Г. Нургалиев в качестве приоритета определил борьбу с организованной
преступностью: "На современном этапе организованная преступность наряду с
наркоманией и терроризмом является одной из основных угроз национальной
безопасности страны". Немаловажное значение в определении приоритетов
имеет формирование общественного мнения о состоянии правопорядка и работе МВД
России, поэтому общественно-политические приоритеты деятельности системы МВД
находят свое отражение в СМИ, когда до населения доводится информация о
состоянии преступности и правопорядка, задачах МВД по выявлению,
предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. "Стать предельно
открытыми и доступными для общества и законопослушных граждан, повысить
результативность социально-правового обслуживания населения, добиться, чтобы
действия милиции были прозрачны, понятны людям и получали их поддержку - еще
одна не менее важная задача, стоящая перед МВД"
4. От имени следователя (письменно) вынести постановление об
избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого,
совершившего ряд тяжких преступлений, в целях воспрепятствования его дальнейшей
преступной деятельности
Принятие Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» и предоставление права осуществлять ее ряду
оперативных подразделений органов различной ведомственной принадлежности, а
также единство задач оперативно-розыскной деятельности, стоящих перед ними,
актуализируют для всех ее субъектов вопросы организации их внешнего взаимодействия.
Разрозненные усилия в борьбе с
преступностью никогда не приводили к положительным результатам. Только
комплексное использование сил, средств и методов оперативно-розыскной
деятельности всех ее субъектов способно повлиять на ход этой многогранной
работы. Вместе с тем взаимодействие между субъектами оперативно-розыскной
деятельности носит эпизодический характер.
К субъективным причинам, отрицательно
влияющим на эффективность взаимодействия, можно отнести такие, как, например,
наличие «ведомственного» барьера между различными правоохранительными органами;
отсутствие навыков и умений оказания необходимой помощи в процессе
осуществления оперативно-розыскных мероприятий; нежелание сотрудников других
органов оказывать помощь своим коллегам; несовершенство системы взаимной
информации; отсутствие критериев оценки вклада других органов в процесс
раскрытия преступлений; слабая организующая роль руководителей органов в
процессе обеспечения взаимодействия.
Одновременно следует отметить, что взаимодействие
подразделений по борьбе с организованной преступностью с другими субъектами
оперативно-розыскной деятельности как в России, так и за ее пределами
предусматривает в качестве конечной цели их совместной деятельности недопущение
совершения преступлений путем осуществления оперативно-профилактических
операций, оперативно-розыскных мероприятий на стадии их замысла и, как правило,
приготовления и покушения либо их раскрытие посредством комплексного
использования негласных возможностей. При этом органы, участвующие в процессе
взаимодействия, осуществляют только те функции и решают задачи, какие
определены им законом, то есть выполняют частные задачи, но их решение
необходимо для успешной борьбы с преступностью в целом.
Обстоятельствами, обусловливающими
необходимость взаимодействия между субъектами оперативно-розыскной
деятельности, являются такие, как наличие общих задач в борьбе с преступностью
и ее комплексный характер, дифференциация функций и компетенции различных
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по их претворению в
жизнь.
Функция борьбы с организованной
преступностью возложена практически на все государственные органы. Это вытекает
из положений «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». В ней,
в частности, говорится, что «национальные интересы Российской Федерации в сфере
борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и
государства, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного
характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для
обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных
посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности».
Наиболее полно вопросы организации
взаимодействия в борьбе с организованной преступностью урегулированы
применительно к деятельности органов внутренних дел и Федеральной службы
безопасности.
Согласно закону на органы Федеральной
службы безопасности возложено осуществление оперативно-розыскных мероприятий по
выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, дознание и
предварительное следствие по которым отнесено законом к их ведению, а также
преступлений, связанных с организованной преступностью, коррупцией, незаконным
оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных
вооруженных формирований. То есть те преступления, ответственность за борьбу с
которыми возложена также и на подразделения по борьбе с организованной
преступностью органов внутренних дел.
Вместе с тем этот же закон возложил
на органы Федеральной службы безопасности обязанность:
-разрабатывать и осуществлять во
взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией,
незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью
не законных вооруженных формирований, преступных групп;
- обеспечивать во взаимодействии с
органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на
территории России;
- участвовать в пределах своих
полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении
безопасности проводимых общественно-политических, религиозных и иных массовых
мероприятий.
Более детально вопросы взаимодействия регламентируются в ряде
совместных межведомственных нормативных актов. В частности, инструкцией о порядке
взаимодействия дежурных служб ФСБ России и МВД России предусматривается информирование
другого ведомства при поступлении информации о чрезвычайных ситуациях,
преступлениях и происшествиях. Она же предусматривает возможность направления
на место происшествия следственно-оперативных групп (СОГ) обоих ведомств и
организации совместных действий по раскрытию преступлений и ликвидации
последствий чрезвычайных происшествий.
Основными формами взаимодействия
между двумя ведомствами при раскрытии преступлений, совершенных организованными
группами (преступными сообществами), и оперативной разработке лиц,
подозреваемых в их совершении, являются:
1)взаимное информирование;
2)совместное планирование и
осуществление оперативно-розыскных мероприятий;
3)взаимное использование сил и
средств этих подразделений, особенно в борьбе с терроризмом.
В качестве вспомогательных форм
взаимодействия можно выделить:
- организацию совместных научных
исследований;
- обмен учебно-методической
литературой;
- проведение совместных совещаний по
обмену опытом работы;
- подготовку кадров для
специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Следует отметить, что обмен
информацией согласно компетенции обоих органов, полученной в ходе
оперативно-розыскной деятельности, является наиболее стабильной формой
взаимодействия.
Целиком оправдало себя создание
совместных СОГ, где четкое распределение обязанностей, целевое планирование
оперативно-розыскных мероприятий с учетом взаимных возможностей позволяет
добиться эффективной реализации оперативных материалов в уголовном процессе и
пресечения противоправных действий организованных групп и преступных сообществ.
Третья форма взаимодействия
реализуется путем технического обеспечения проведения некоторых
оперативно-технических мероприятий, проводимых подразделениями по борьбе с
организованной преступностью органов внутренних дел. В свою очередь,
подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел,
в целях реализации оперативных разработок, предоставляют свои силы и средства
для задержания с поличным, проведения отдельных следственных действий (обыск,
следственный эксперимент, проверка показаний на местности и т. п.).
Взаимодействие органов внутренних дел и Федеральной службы
безопасности в сфере борьбы с организованной преступностью и
оперативно-розыскной деятельности строится на принципах соблюдения законности и
норм международного права; оперативности; подотчетности и подконтрольности
Президенту и органам государственной власти России; равноправного партнерства и
взаимопомощи; обеспечения конспирации при проведении оперативно-розыскных
мероприятий; равной ответственности за их последствия; разграничения
компетенции в борьбе с преступностью; плановости, системности, научности и
коллегиальности при выработке решений, затрагивающих общие интересы.
В процессе взаимодействия оперативных
подразделений органов внутренних дел и органов безопасности их совместные или
согласованные усилия направляются на решение следующих задач:
-защиту конституционных прав, свобод,
законных интересов человека и гражданина, институтов государственной власти от
преступных посягательств;
-выполнение поручений Президента
Российский Федерации, федеральных программ, межрегиональных, региональных и
местных планов оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий
по борьбе с преступностью;
- борьбу с терроризмом и
экстремизмом, организованными преступлениями межрегионального и
транснационального характера, коррупцией, деятельностью незаконных вооруженных
формирований, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих
веществ, наркотических средств;
-предотвращение и пресечение
затрагивающих национальные интересы преступлений в сфере государственных и
зарубежных инвестиций, приватизации, конверсии, оборота стратегического сырья,
драгоценных металлов и камней, а также преступлений, связанных с рынком ценных
бумаг и банковской деятельностью;
- обеспечение сохранности сведений,
отнесенных к государственной тайне, безопасности объектов атомного и
военно-промышленного комплексов, других стратегически важных объектов, объектов
жизнеобеспечения, транспорта и связи, недопущение незаконного распространения
ядерных материалов и технологий;
- обеспечение безопасности важных
общественно-политических мероприятий;
-розыск лиц, совершивших тяжкие и
особо тяжкие преступления, имеющие большой общественный резонанс;
- контроль за соблюдением режима
въезда, выезда и пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства,
а также за их миграцией;
- обеспечение собственной
безопасности органов внутренних дел и органов безопасности, включая
безопасность сотрудников, членов их семей и близких.
Таким образом, организацию
взаимодействия органов внутренних дел и органов службы безопасности следует
рассматривать в двух аспектах
В широком смысле - это вообще деловой
контакт и слаженная работа ведомств в борьбе с организованной преступностью;
- совместная деятельность органов МВД
и ФСБ но выработке стратегии этой борьбы. В частности, ее результаты должны
быть использованы в разработке и координации исполнения федеральных программ по
предупреждению и пресечению противоправной деятельности в реализации решений
государственных органов власти по борьбе с преступностью и коррупцией;
- совместные совещания на различных уровнях, направленные на
повышение оперативности взаимного информирования, включение сил обоих ведомств
в мероприятия оперативной проверки, разработки и проведения тактических
операций;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|