на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Принцип res judicata в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного суда Российской Федерации

Реферат: Принцип res judicata в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного суда Российской Федерации

судебный разбирательство производство пересмотр

ПРИНЦИП RES JUDICATA В ПРАКТИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Принцип res judicata, т.е. уважения окончательного судебного решения является одним из следствий принципа правовой определенности [1]. Принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования; участники правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и обязанностей [2]. В частности принцип правовой определенности требует, чтобы в случае, когда судом по какому-либо вопросу принято окончательное решение, оно не ставилось под сомнение [3]. Это означает, что ни одна из сторон не должна обладать правом добиваться пересмотра окончательного и вступившего в силу судебного решения просто с целью возобновления разбирательства и принятия нового решения по делу. Полномочия вышестоящих судов по пересмотру судебных решений должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок и ненадлежащего отправления правосудия, а не для того, чтобы проводить новое разбирательство дела. Пересмотр не должен превращаться в скрытую апелляцию, и просто возможность двух точек зрения относительно предмета спора не является основанием для пересмотра решения. Отступление от данного принципа может быть оправдано, только когда этого настоятельно требуют обстоятельства существенного и непреодолимого характера [4].

Впервые Европейский Суд констатировал несовместимость пересмотра судебного решения в рамках процедуры, аналогичной российскому надзорному производству, с принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство в решении по делу Брумареску против Румынии. Европейский Суд указал, что предоставление Генеральному прокурору Гражданским процессуальным кодексом Румынии неограниченного никаким сроком права обращаться в Верховный Суд Правосудия с требованием об отмене окончательного и вступившего в законную силу судебного решения по делу, в котором он не являлся стороной, ведет к тому, что судебное решение может быть оспорено в течение неопределенного времени. В данном случае на основании обращения Генерального прокурора Верховный Суд Правосудия свел на нет результаты всего судебного процесса, завершившегося окончательным судебным решением, которое в силу принципа res judicata не подлежало пересмотру и к тому же уже было исполнено. Европейский Суд счел, что, применив таким образом положения Гражданского процессуального кодекса, Верховный Суд Правосудия нарушил принцип правовой определенности, что в конкретных обстоятельствах данного дела одновременно явилось и нарушением права заявителя, в пользу которого состоялось отмененное судебное решение, на справедливое судебное разбирательство, гарантированное пунктом 1 статьи 6 Конвенции [5].

Взаимосвязь принципа правовой определенности и права на справедливое судебное разбирательство была прояснена в совпадающих мнениях ряда судей по данному делу. В совпадающем мнении сэра Н. Братцы, к которому присоединился судья Б. Зупанчич, отмечается, что основополагающим требованием справедливого судебного разбирательства является равенство сторон процесса. В случае, когда одной из сторон по делу выступает государство, принцип равенства может быть нарушен, если, как констатировал Европейский Суд в решении по делу Греческие нефтеперерабатывающие заводы «Стрэн» и Стратис Андреадис против Греции [6], вмешательство законодательной власти в осуществление правосудия предполагает влияние на юридическое разрешение спора. Соответственно можно заключить, что принцип равенства сторон оказывается нарушенным и когда при участии в процессе государства в качестве одной из сторон Гражданский процессуальный кодекс предоставляет Генеральному прокурору как государственному должностному лицу право в любое время требовать отмены окончательного и обязательного судебного решения, вынесенного в пользу частного лица. Кроме того, право на судебную защиту становится иллюзорным, если правовая система государства – участника Конвенции допускает возможность отмены судебного решения, окончательного, обязательного и даже исполненного, Верховным Судом Правосудия по требованию Генерального прокурора, которое может последовать в любое время.

По мнению судьи К. Розакиса, право на судебную защиту – это не просто теоретическое право на рассмотрение дела во внутреннем суде, оно включает в себя и законные ожидания того, что окончательное судебное решение будет уважаться властями и будет исполнено. В рассматриваемом случае заявитель, обладая правом вынести свой спор с государством на рассмотрение суда, мог рассчитывать и на получение решения, обладающего статусом res judicata и подлежащего исполнению, следствием чего явилось бы восстановление его права собственности на его имущество. Но его право на доступ к правосудию становится иллюзорным, когда на основании Гражданского процессуального кодекса Генеральный прокурор и Верховный Суд Правосудия вмешиваются и аннулируют решение суда первой инстанции и благоприятные для заявителя последствия этого решения. Когда правовая система предоставляет судам право выносить окончательные решения, а затем допускает, чтобы эти решения впоследствии были аннулированы, не только страдает правовая определенность, но и само существование такого суда ставится под сомнение, ибо, в сущности, он не обладает полномочиями окончательно разрешать юридические вопросы. И весьма сомнительно, что лицо, обращаясь за разрешением спора в такой суд, действительно реализует право на судебную защиту и на доступ к правосудию.

В дальнейшем в решениях по аналогичным делам Европейский Суд неизменно подчеркивал, что право на доступ к правосудию было бы иллюзорным, если бы национальная правовая система государства – участника Конвенции допускала, чтобы окончательное и обязательное судебное решение оставалось не действующим в ущерб одной из сторон. Было бы немыслимо, если бы пункт 1 статьи 6 Конвенции подробно описывая процессуальные гарантии, предоставляемые тяжущимся сторонам, – справедливое, публичное и скорое разбирательство – оставил бы без защиты исполнение судебных решений; толкование статьи 6 как касающейся исключительно доступа к правосудию и судебного разбирательства, вероятно, привело бы к ситуациям, несовместимым с принципом верховенства права, который государства-участники обязались уважать при ратификации Конвенции [7].

Право стороны на правосудие в равной мере было бы иллюзорным, если бы правовая система государства – участника Конвенции допускала, чтобы судебное решение, ставшее окончательным и обязательным, отменялось вышестоящим судом по протесту государственного должностного лица, полномочия которого обращаться с такими требованиями не ограничены каким-либо сроком, в результате чего судебные решения могут быть оспорены в течение неопределенного времени [8]. Европейский Суд полагает, что судебная система, которой присуща процедура принесения протестов и, следовательно, возможность неоднократной отмены окончательных судебных решений, сама по себе несовместима с принципом правовой определенности [9].

Европейский Суд неоднократно признавал, что пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке надзора, предусмотренный российским гражданским процессуальным законодательством, нарушает принцип правовой определенности и право на доступ к правосудию [10]. Причем даже в тех случаях, когда в результате нового судебного разбирательства требования заявителей были полностью или частично удовлетворены, Европейский Суд указывал, что сам факт отмены вступившего в силу судебного решения вынуждал их в течение длительного времени претерпевать ситуацию правовой неопределенности, и констатировал нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции [11].

Все эти решения Европейского Суда касались надзорного производства, предусмотренного ранее действовавшим Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, согласно положениям которого протесты в порядке надзора могли быть принесены определенными должностными лицами органов прокуратуры и судов, не участвовавшими в деле, и в течение неограниченного времени после вступления решения в силу. В новом Гражданском процессуальном кодексе РФ от 14 ноября 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями) порядок пересмотра судебных постановлений в порядке надзора коренным образом изменен. Однако остаются определенные сомнения относительно совместимости надзорного производства с принципом правовой определенности.

Эти проблемы обсуждались на семинаре «Пересмотр судебных решений в порядке надзора в Российской Федерации: перспективы реформы в соответствии с требованиями Европейского Суда по правам человека», проведенном 21 – 22 февраля 2005 г. в Страсбурге российскими властями совместно с институтами Совета Европы. Участники семинара – с российской стороны это были председатели и судьи высших судов, представители Прокуратуры, Администрации Президента, адвокаты – признали необходимость дальнейшего реформирования надзорного производства в России [12].

Направления требуемых преобразований были обозначены в предварительной Резолюции Комитета Министров Совета Европы от 8 февраля 2006 г., принятой в ходе контроля за исполнением Российской Федерацией решений Европейского Суда по делам Рябых против России и Волкова против России [13]. Комитет Министров напомнил, что обязательство в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Конвенции исполнять решения Европейского Суда включает принятие мер общего характера, направленных на предотвращение новых нарушений Конвенции, аналогичных тем, которые были установлены Судом. Причем в отношении дел, подобных рассматриваемым, такие меры должны быть приняты быстро, поскольку они вскрывают структурную проблему, которая может породить множество аналогичных нарушений Конвенции.

Комитет Министров одобрил изменения, которые претерпела процедура пересмотра судебных решений в порядке надзора в новом ГПК, вступившим в силу 1 февраля 2003 г. В результате некоторые из проблем, лежавших в основе установленных Европейским Судом нарушений, были устранены, в частности посредством предоставления права инициировать надзорное производство только лицам, участвующим в деле, и лицам, чьи законные интересы нарушены судебными постановлениями (часть 1 статьи 376) [14], и ограничения одним годом срока, в течение которого допускается обжалование судебных постановлений в порядке надзора (часть 2 статьи 376). Однако, по мнению Комитета Министров, остаются сомнения относительно того, что ныне действующая процедура пересмотра судебных решений в порядке надзора действительно предотвращает новые нарушения принципа правовой определенности, утверждаемого Конвенцией.

В этой связи Комитет Министров отметил, что действующая процедура по-прежнему допускает, что легитимная уверенность сторон в судебном решении, которое вступило в силу и подлежит исполнению, окажется напрасной и что проистекающая из этого неопределенность может продолжаться в течение четко не ограниченного периода после того, как подана надзорная жалоба.

Комитет Министров с пониманием отнесся к тому, что российские власти и значительная часть российского юридического сообщества считает необходимым в течение определенного времени сохранение надзорного производства, так как оно является единственным реальным инструментом исправления многочисленных существенных ошибок и недостатков в судебных решениях, вынесенных на местном и региональном уровнях. Однако Комитет Министров выразил озабоченность тем обстоятельством, что на региональном уровне часто один и тот же суд по одному и тому же делу последовательно действует в качестве кассационной и надзорной инстанции, и подчеркнул, что суд должен иметь возможность исправить все недостатки в решениях нижестоящих судов в рамках единой системы производств, так чтобы последующее обращение к надзорному производству стало действительно исключительным или вообще не нужным.

Комитет Министров подчеркнул, что обязательное и подлежащее исполнению судебное решение может быть изменено только при наличии исключительных обстоятельств, тогда как в порядке ныне действующего надзорного производства такое решение может быть отменено в связи с любым нарушением материального или процессуального права. В эффективно действующей судебной системе ошибки и недостатки в судебных решениях должны главным образом рассматриваться в рамках обычных апелляционных и/или кассационных производств, до того как решение станет обязательным и подлежащим исполнению, чтобы избежать опасности нарушения в последующем права сторон полагаться на обязательность судебных решений. Поэтому ограничение возможности пересмотра обязательных и подлежащих исполнению судебных решений в порядке надзора исключительными обстоятельствами должно сопровождаться совершенствованием судебной системы и повышением качества отправления правосудия, с тем чтобы уменьшить необходимость исправления судебных ошибок посредством надзорного производства.

Комитет Министров призвал российские власти провести дальнейшее реформирование гражданского судопроизводства, с тем чтобы обеспечить полное уважение принципа правовой определенности. Посредством этой реформы необходимо обеспечить, чтобы судебные ошибки исправлялись в ходе обычного апелляционного и/или кассационного производства, прежде чем судебное решение станет окончательным, и предоставить соответствующим судам достаточные средства и полномочия для лучшего осуществления их обязанностей.

До проведения этой всесторонней реформы Комитет Министров рекомендовал принять предварительные меры, направленные на предотвращение новых нарушений Конвенции, в частности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.