на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Проблема преступности несовершеннолетних

Второй обязательный признак субъекта преступления определен как вменяемость лица. Состояние невменяемости отсутствует в случае совершения преступления несовершеннолетним, когда он был неспособен отдавать отчет в своих действиях или руководить ими под влиянием дефектов воспитания, обучения, сформированных потребностей и так далее. Поскольку причиной невменяемости является болезнь, последовательно переходящая в своем развитии несколько стадий, правомерна постановка вопроса об ограниченной вменяемости («психические расстройства, не исключающие вменяемости» в УК ст.22). В.П. Емельянов указывает на то, что «из числа психически неполноценных несовершеннолетних, признанных вменяемыми, преступления совершают как правило те, кто является психопатами, страдают олигофренией в степени легкой или умеренной дебильности, либо имеют иные психопатические расстройства без признаков слабоумия. Из других аномалий, имеющих меньшее распространение в среде несовершеннолетних, чаще встречается эпилепсия. Во всех случаях возникновения сомнений в период расследования назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

Третьим обязательным признаком, характеризующим субъект преступления, является определенный возраст. В ст.20 УК РФ законодателем установлены две минимальные возрастные границы ответственности: общая – в 16 лет и, в качестве исключения, пониженная – с 14 лет за четко ограниченный круг преступлений (их 20), предусмотренных 18 полными статьями и двумя частями статей. В числе зарегистрированных преступлений несовершеннолетних доля насильственных составляет более 11%, а наиболее распространенными являются корыстные (около 75%). Важным моментом в защите ребенка от объективного вменения стало введение в ст.20 Уголовного Кодекса Российской Федерации части3, позволяющего освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии даже по достижении им соответствующего возраста. Причины отставания в психическом и личностном развитии несовершеннолетнего могут быть:

1)  Биологические – вызванные отрицательными особенностями физиологического развития организма, генетической наследственностью и т.п.

2)  Социальные – вызванные неправильным воспитанием, педагогической запущенностью.

3)  Иные факторы внешней среды – вызванные неблагоприятным воздействием экологической обстановки и т.п.

Устанавливается путем прохождения комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Следует подчеркнуть, что при не достижении лицом соответствующего возраста, речь не должна идти об освобождении от уголовной ответственности, поскольку отсутствуют ее основания, предусмотренные в ст.8 Уголовного Кодекса РФ. поэтому на законодательном уровне необходимо решить вопрос о помещении их в специальные воспитательные учреждения и лечебно-воспитательные для несовершеннолетних.

 Важным моментом в деле исполнения принципа справедливости Уголовного Кодекса РФ является дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности несовершеннолетнего. В этой связи спецификой ответственности лица, не достигшего 18-летнего возраста, является наличие в Кодексе принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы наказанию. В числе мер воспитательного воздействия уголовный закон называет следующие:

-  предупреждение (ч.2 ст. 90 УК).

-  Передача под надзор родителей или их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч.2 ст. 90).

-  Возложение обязанностей загладить причиненный вред (ч.2 ст.90).

-  Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч.2 ст. 90).

-  Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч.2 ст.92).

-   Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что они основаны, прежде всего, на принципе убеждения. С их помощью до сознания несовершеннолетнего доводится недопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается отрицательная оценка их со стороны государства.

 Исчерпывающий перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним, дан в ст. 88 Уголовного Кодекса РФ. в него входят:

-  штраф;

-  лишение права заниматься определенной деятельностью;

-  обязательные работы;

-  арест;

-  лишение свободы на определенный срок.

Обязательные работы назначаются несовершеннолетнему для их выполнения по месту жительства в свободное от учебы или работы время. Продолжительность исполнения работ лицами в возрасте до 15 лет – не более 2-х часов в день, в возрасте т 15 до 16 лет – 3-х часов в день (ч.3 ст.88УК), а лицами в возрасте от 16 до 18 лет – 4-х часов в день. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или его законных представителей с их согласия в размере от 1000 до 50000 рублей.

Следует отметить, что глава 14 Уголовного Кодекса РФ определяет особое положение ребенка – субъекта преступления в уголовном законе, что предопределяет его привилегированное положение в системе уголовно-правовых норм.

Основные направления развития ювенальной отрасли российского права корреспондируются с основными положениями ювенальной политики государства. Сегодня российская правовая политика переживает один из наиболее ответственных этапов своего развития. После президентских выборов 2000 г. и особенно 2004 г. в стране сложилась новая политическая ситуация, возник иной расклад сил. Общество остро осознало необходимость перемен, потребность жить по законам, в условиях общепринятого порядка, стабильности и предсказуемости.

Поскольку родовое понимание термина «политика» подразумевает, прежде всего, управленческую деятельность государственных органов, то ювенальная политика сводится к государственному управлению в определенной сфере социальных отношений, связанных с несовершеннолетними. Ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики российского государства, особый вид социальной деятельности, урегулированный нормами международного и национального права, направленный на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних. Данная политика должна отражать как общие интересы, потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных социальных и возрастных групп несовершеннолетних.

Впервые на законодательном уровне государственная политика в интересах детей получила свое закрепление Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Указанный нормативный правовой акт определил цели, принципы и основные направления данной политики. Из содержания названного Закона следует, что ювенальная политика и политика государства в интересах детей - синонимы. Поэтому целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития. Цель ювенальной политики можно представить как единство трех ее составляющих:

-  осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

-  формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

-  содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов России, достижениями национальной и мировой культуры.

 В основу формирования ювенальной политики положен ряд принципов, основные из которых:

-  соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;

-  демократичный характер, гуманность, правовые начала, справедливость и гласность в деятельности субъектов ювенальной политики;

-  законодательное обеспечение прав ребенка;

-  государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

-  установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

-  ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

-  государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Несомненно, что все эти принципы тесно взаимосвязаны.

Таким образом, ювенальная политика представляет собой составную часть как социальной политики РФ, так и ее государственной молодежной и семейной политики. Существование отдельных направлений социальной политики, указанных ранее, не исключает их взаимосвязи, что, в свою очередь, вытекает из соотношения ее составных частей.

Так молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека – лица в возрасте от 14 до 30 лет (постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»). В свою очередь, ювенальная политика направлена на защиту ребенка – лица возрасте до 18 лет. Кроме того основная цель молодежной политики – содействие более полному включению молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитию молодежных объединений, движений, инициатив, а ювенальной – содействие реализации и укреплению гарантий прав ребенка. Поэтому их основными отличиями являются возраст лиц, в отношении которых проводится политика, а также цели осуществления.

Что касается семейной политики, то она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи (Указ Президента РФ от14 мая 1996г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»). Таким образом, семейная политика направлена на защиту прав ребенка в семье и не охватывает важные интересы ребенка в других сферах жизнедеятельности (например, образовательной, трудовой).

Содержание ювенальной политики образует деятельность соответствующих субъектов, направленная на:

-  изучение положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений;

-  осуществление контроля а их благосостоянием;

-  анализ на этой основе соответствующего законодательства, оценку его эффективности;

-  проведение коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой необходимости;

-  разработку и принятие нового, соответствующего современным социальным, политическим и экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет.

Под субъектом ювенальной политики понимается система всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Эта система впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в Федеральном законе от 24 июня 1999г № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ее состав вошли: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В соответствии со ст.56 Семейного кодекса РФ к субъектам ювенальной политики следует также отнести суд и прокуратуру.

В последнее время ведется активная работа по созданию новых специализированных органов по работе с несовершеннолетними. Так, например, все чаще выдвигается предложение об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в РФ. в отдельных субъектах РФ такой институт уже введен.

Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях к докладу о принятии РФ мер по закреплению признанных в Конвенции ООН о правах ребенка прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, «…рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса…». Однако вопрос о воссоздании в России специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних – ювенальной юстиции – по-прежнему остается открытым.

Представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур.

Одним из основных средств ювенальной политики является ювенальное право. Соотношение ювенального права и ювенальной политики представляется следующим: обеспечение государственной политики в области охраны прав несовершеннолетних немыслимо без создания надежной правовой базы, в то же время полноценное развитие законодательства в области защиты прав детей невозможно без комплексного социального подхода государства к проблемам несовершеннолетних.

На рубеже столетий в России сложилась катастрофическая демографическая ситуация: численность населения сокращается, оно в целом «стареет», снижается рождаемость. В то же время молодеет преступность, растет количество безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетние все чаще приобщаются к алкоголю, табаку и наркотикам. И все это происходит на фоне кризиса семьи, недостаточной эффективности работы госструктур, ответственных за решение проблем детства, ухудшения жизни детей, жестокого с ними обращения, грубейшего нарушения их прав и законных интересов.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.