Второй
обязательный признак субъекта преступления определен как вменяемость лица.
Состояние невменяемости отсутствует в случае совершения преступления несовершеннолетним,
когда он был неспособен отдавать отчет в своих действиях или руководить ими под
влиянием дефектов воспитания, обучения, сформированных потребностей и так
далее. Поскольку причиной невменяемости является болезнь, последовательно
переходящая в своем развитии несколько стадий, правомерна постановка вопроса об
ограниченной вменяемости («психические расстройства, не исключающие
вменяемости» в УК ст.22). В.П. Емельянов указывает на то, что «из числа
психически неполноценных несовершеннолетних, признанных вменяемыми,
преступления совершают как правило те, кто является психопатами, страдают
олигофренией в степени легкой или умеренной дебильности, либо имеют иные
психопатические расстройства без признаков слабоумия. Из других аномалий,
имеющих меньшее распространение в среде несовершеннолетних, чаще встречается
эпилепсия. Во всех случаях возникновения сомнений в период расследования
назначается судебно-психиатрическая экспертиза.
Третьим
обязательным признаком, характеризующим субъект преступления, является
определенный возраст. В ст.20 УК РФ законодателем установлены две минимальные
возрастные границы ответственности: общая – в 16 лет и, в качестве исключения,
пониженная – с 14 лет за четко ограниченный круг преступлений (их 20),
предусмотренных 18 полными статьями и двумя частями статей. В числе
зарегистрированных преступлений несовершеннолетних доля насильственных
составляет более 11%, а наиболее распространенными являются корыстные (около
75%). Важным моментом в защите ребенка от объективного вменения стало введение
в ст.20 Уголовного Кодекса Российской Федерации части3, позволяющего освободить
несовершеннолетнего от уголовной ответственности вследствие отставания в
психическом развитии даже по достижении им соответствующего возраста. Причины
отставания в психическом и личностном развитии несовершеннолетнего могут быть:
1)
Биологические – вызванные отрицательными особенностями физиологического
развития организма, генетической наследственностью и т.п.
2)
Социальные – вызванные неправильным воспитанием, педагогической
запущенностью.
3)
Иные факторы внешней среды – вызванные неблагоприятным воздействием
экологической обстановки и т.п.
Устанавливается
путем прохождения комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Следует
подчеркнуть, что при не достижении лицом соответствующего возраста, речь не
должна идти об освобождении от уголовной ответственности, поскольку отсутствуют
ее основания, предусмотренные в ст.8 Уголовного Кодекса РФ. поэтому на
законодательном уровне необходимо решить вопрос о помещении их в специальные
воспитательные учреждения и лечебно-воспитательные для несовершеннолетних.
Важным
моментом в деле исполнения принципа справедливости Уголовного Кодекса РФ
является дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности
несовершеннолетнего. В этой связи спецификой ответственности лица, не
достигшего 18-летнего возраста, является наличие в Кодексе принудительных мер
воспитательного воздействия как альтернативы наказанию. В числе мер
воспитательного воздействия уголовный закон называет следующие:
- предупреждение
(ч.2 ст. 90 УК).
- Передача под
надзор родителей или их заменяющих, либо специализированного государственного
органа (ч.2 ст. 90).
- Возложение
обязанностей загладить причиненный вред (ч.2 ст.90).
- Ограничение
досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч.2
ст. 90).
- Помещение в
специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления
образованием (ч.2 ст.92).
- Воспитательный
характер принудительных мер проявляется в том, что они основаны, прежде всего,
на принципе убеждения. С их помощью до сознания несовершеннолетнего доводится
недопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается отрицательная
оценка их со стороны государства.
Исчерпывающий
перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним, дан в ст. 88 Уголовного
Кодекса РФ. в него входят:
- штраф;
- лишение права
заниматься определенной деятельностью;
- обязательные
работы;
- арест;
- лишение свободы
на определенный срок.
Обязательные
работы назначаются несовершеннолетнему для их выполнения по месту жительства в
свободное от учебы или работы время. Продолжительность исполнения работ лицами
в возрасте до 15 лет – не более 2-х часов в день, в возрасте т 15 до 16 лет –
3-х часов в день (ч.3 ст.88УК), а лицами в возрасте от 16 до 18 лет – 4-х часов
в день. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда
может взыскиваться с его родителей или его законных представителей с их
согласия в размере от 1000 до 50000 рублей.
Следует
отметить, что глава 14 Уголовного Кодекса РФ определяет особое положение
ребенка – субъекта преступления в уголовном законе, что предопределяет его
привилегированное положение в системе уголовно-правовых норм.
Основные
направления развития ювенальной отрасли российского права корреспондируются с
основными положениями ювенальной политики государства. Сегодня российская
правовая политика переживает один из наиболее ответственных этапов своего
развития. После президентских выборов 2000 г. и особенно 2004 г. в стране сложилась
новая политическая ситуация, возник иной расклад сил. Общество остро осознало
необходимость перемен, потребность жить по законам, в условиях общепринятого
порядка, стабильности и предсказуемости.
Поскольку
родовое понимание термина «политика» подразумевает, прежде всего,
управленческую деятельность государственных органов, то ювенальная политика
сводится к государственному управлению в определенной сфере социальных
отношений, связанных с несовершеннолетними. Ювенальную политику можно
определить как часть внутренней политики российского государства, особый вид
социальной деятельности, урегулированный нормами международного и национального
права, направленный на эффективное обеспечение прав и законных интересов
несовершеннолетних. Данная политика должна отражать как общие интересы,
потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных
социальных и возрастных групп несовершеннолетних.
Впервые на
законодательном уровне государственная политика в интересах детей получила свое
закрепление Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка». Указанный нормативный правовой акт определил цели,
принципы и основные направления данной политики. Из содержания названного
Закона следует, что ювенальная политика и политика государства в интересах
детей - синонимы. Поэтому целью ювенальной политики является разработка
социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите
жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных
условий для их всестороннего развития. Цель ювенальной политики можно
представить как единство трех ее составляющих:
- осуществление
прав детей, предусмотренных Конституцией, недопущение их дискриминации,
упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также
восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование
правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие
физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному
развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также
реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не
противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов
России, достижениями национальной и мировой культуры.
В основу
формирования ювенальной политики положен ряд принципов, основные из которых:
- соответствие
международным стандартам в области защиты прав детей;
- демократичный
характер, гуманность, правовые начала, справедливость и гласность в
деятельности субъектов ювенальной политики;
- законодательное
обеспечение прав ребенка;
- государственная
поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их
прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- установление и
соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных
показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных
показателей;
- ответственность
должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка,
причинение ему вреда;
- государственная
поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных
организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов
ребенка.
Несомненно,
что все эти принципы тесно взаимосвязаны.
Таким
образом, ювенальная политика представляет собой составную часть как социальной
политики РФ, так и ее государственной молодежной и семейной политики.
Существование отдельных направлений социальной политики, указанных ранее, не
исключает их взаимосвязи, что, в свою очередь, вытекает из соотношения ее составных
частей.
Так
молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и
организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого
человека – лица в возрасте от 14 до 30 лет (постановление ВС РФ от 3 июня 1993
г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в
Российской Федерации»). В свою очередь, ювенальная политика направлена на
защиту ребенка – лица возрасте до 18 лет. Кроме того основная цель молодежной
политики – содействие более полному включению молодежи в
социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитию
молодежных объединений, движений, инициатив, а ювенальной – содействие
реализации и укреплению гарантий прав ребенка. Поэтому их основными отличиями являются
возраст лиц, в отношении которых проводится политика, а также цели
осуществления.
Что касается
семейной политики, то она представляет собой целостную систему принципов,
оценок и мер организационного, экономического, правового, научного,
информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на
улучшение условий и повышение качества жизни семьи (Указ Президента РФ от14 мая
1996г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»).
Таким образом, семейная политика направлена на защиту прав ребенка в семье и не
охватывает важные интересы ребенка в других сферах жизнедеятельности (например,
образовательной, трудовой).
Содержание
ювенальной политики образует деятельность соответствующих субъектов,
направленная на:
- изучение
положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений;
- осуществление
контроля а их благосостоянием;
- анализ на этой
основе соответствующего законодательства, оценку его эффективности;
- проведение
коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой
необходимости;
- разработку и
принятие нового, соответствующего современным социальным, политическим и
экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста
18 лет.
Под субъектом
ювенальной политики понимается система всех учреждений и организаций, чья
деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав
несовершеннолетних. Эта система впервые нашла свое закрепление на
законодательном уровне в Федеральном законе от 24 июня 1999г № 120 – ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних». В ее состав вошли: комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы
управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам
молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы
внутренних дел. В соответствии со ст.56 Семейного кодекса РФ к субъектам
ювенальной политики следует также отнести суд и прокуратуру.
В последнее
время ведется активная работа по созданию новых специализированных органов по
работе с несовершеннолетними. Так, например, все чаще выдвигается предложение
об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в РФ. в отдельных
субъектах РФ такой институт уже введен.
Комитет ООН
по правам ребенка в Заключительных замечаниях к докладу о принятии РФ мер по
закреплению признанных в Конвенции ООН о правах ребенка прав и о прогрессе,
достигнутом в осуществлении этих прав, «…рекомендует Государству-участнику
предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс
реформирования законодательства, особенно с целью введения ювенальной юстиции и
ювенального уголовного процесса…». Однако вопрос о воссоздании в России
специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних – ювенальной
юстиции – по-прежнему остается открытым.
Представляется,
что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных
институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание
не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и
совершенствованию деятельности уже имеющихся структур.
Одним из
основных средств ювенальной политики является ювенальное право. Соотношение
ювенального права и ювенальной политики представляется следующим: обеспечение
государственной политики в области охраны прав несовершеннолетних немыслимо без
создания надежной правовой базы, в то же время полноценное развитие
законодательства в области защиты прав детей невозможно без комплексного социального
подхода государства к проблемам несовершеннолетних.
На рубеже
столетий в России сложилась катастрофическая демографическая ситуация:
численность населения сокращается, оно в целом «стареет», снижается
рождаемость. В то же время молодеет преступность, растет количество
безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетние все чаще приобщаются к
алкоголю, табаку и наркотикам. И все это происходит на фоне кризиса семьи,
недостаточной эффективности работы госструктур, ответственных за решение проблем
детства, ухудшения жизни детей, жестокого с ними обращения, грубейшего
нарушения их прав и законных интересов.
Страницы: 1, 2, 3
|